Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические идеи Древней Греции раннего периода




ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

3.1. Политические идеи Древней Греции раннего периода

3.2. Политические и правовые теории Древней Греции классического периода (Демокрит, софисты, Сократ)

3.3. Государственно-правовая теория Платона

3.4. Учение о государстве и праве Аристотеля

3.5. Политическая и правовая мысль Древней Греции периода упадка политической системы (теории эпикурейцев, стоиков)

3.6. Древнеримская правовая мысль, взгляды Цицерона и римских юристов

 

В развитии политической и правовой мысли Древней Греции выделяют три периода:

· предфилософский (ранний) период (IX-VI вв. до н.э.);

· философский период (VI-IV вв. до н.э.);

· период кризиса и упадка (эллинистический) (III-I вв. до н.э.).

Возникновение и развитие политических и правовых теорий Древней Греции обусловлено особенностями общественно-политического строя раннегреческих государств (полисов). В полисах общество было неотделимо от государства. Каждый свободный гражданин имел политические права и участвовал в государственном управлении. В этот же период начинают складываться классы (рабовладельцы, рабы). Возникает философия как особая форма познания и объяснения мира. Политическая наука еще не выделена. Именно философия пытается объяснить причины и условия возникновения государства и права, их назначение, проводит поиск идеального государственного устройства.

Для раннегреческой политической мысли характерно объяснение государственно-правовых явлений с точки зрения мифологии.

Один из наиболее ярких представителей литературы – Гомер (VIII в. до н. э.). В своих трудах «Илиада» и «Одиссей» он объясняет существующие общественные порядки исполнением воли богов, выражая при этом интересы аристократии. Уже в его трудах обосновывается принцип справедливости и законности.

Олицетворение справедливости – «дике». Гомер оперирует и понятием обычного права («темис») как основным регулятором общественных отношений. Темис – набор предписаний и установлений, в которых конкретизируется «дике». Гарантами исполнения высших норм поведения являются двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом.

Идеи права и справедливого общественного устройства приобретают еще большее значение в поэмах Гесиода (VII в. до н. э.) «Теогония» и «Труды и дни». Труд «Теогония» посвящен справедливому устройству общества, в котором выражаются потребности крестьян. В соответствии с потребностями по Гесиоду есть два верховных божества – Зевс и Фемида, богиня справедливости, которая должна обеспечить, установить на земле эвномию (благозаконие, законность).

Справедливые порядки всегда связаны с честностью и трудолюбием. Главным принципом жизни каждого человека должен быть «меру во всем соблюдай».

Идеальное общественное устройство осталось в прошлом. Сначала на Земле после сотворения людей был «золотой век», который сменился «серебряным», затем – «бронзовый», затем – «век героев», а позже наступил – «век железный». В «железном веке» царит произвол, правду заменил кулак; где сила – там и правда.

С формированием древнегреческой этики возникают различные школы, которые занимаются вопросами нравственного самосознания и исследуют правила поведения. Наиболее видными представителями этики раннего периода были следующие философы (семь мудрецов): Фалес, Питтак, Солон и др. Эти философы считали правила поведения людей результатом общественного соглашения.

В частности, Солон (ок. 638-559 гг. до н. э.), который был первым архонтом (правителем) в Афинах, стремился найти компромисс между правящей аристократией и народом. «Государство, - говорил он, - это порядок, основанный на законе, который сдерживает чрезмерные притязания знати и демоса (народа)».

Солон в соответствии со своими представлениями разрушает в Афинах родовой строй и вводит территориальный и имущественный принцип построения государства. По имущественному принципу выделяет четыре класса, три из которых допускались к управлению государством.

Политическим идеалом для него была цензовая демократия, которая сдерживает аристократию и народ, опираясь на закон как сочетание права и силы коллективной морали полиса. Солон создал в своем государстве Конституцию как систему основополагающих законов в жизни общества, позднее она была заимствована римлянами.

Гераклит Эфесский (ок. 530-483 гг. до н. э.) – впервые использует философское обоснование политики. Основным законом мироздания является логос (всеуправляющий разум) – принцип порядка и меры. В мире нет ничего неизменного, все течет, все изменяется. Противоположности находятся в постоянной борьбе между собой. Люди живут не по логосу, потому что мудрость дана не всем. Отсюда появляется и социальное неравенство, которое выражается в неравенстве интересов людей.

Людей Гераклит делит на неразумных, живущих по своему разумению, и мудрых, которые понимают, что счастье заключается в размышлении и понимании того, что необходимо говорить только правду и жить в соответствии с логосом.

Гераклит критикует демократию. Политический идеал для него – «аристократия духа» (меритократия). «Все человеческие законы, - говорит он, - должны исходить из логоса, единого божественного закона». При этом Гераклит является сторонником позитивного закона. Он говорит, что «народ должен бороться за законы, как за свои стены».

Пифагор (580-500 гг. до н. э.) является сторонником аристократии. Худшей формой организации общества является анархия, так как человек по своей природе не может обходиться без руководства. Положение каждой группы людей в обществе обусловлено характерной для него иерархией ценностей.

Главные ценности для него – прекрасное и благопристойное, далее следуют выгодное и полезное и, наконец, приятное.

Аристократию Пифагор представляет как правление умных и нравственных людей, живущих в соответствии с прекрасным и благопристойным. Гармония между гражданами полиса возможна благодаря справедливости, которую он понимает как воздаяние равным за равное.

Право он представляет как равную меру для регулирования отношений неравных индивидов. Пифагор выстраивает свою иерархию законов. Он не признает обычая. Позитивные законы должны быть справедливыми и соответствовать божественному закону.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.