Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рудольф Иеринг о государстве и праве

Юридический позитивизм учения Джона Остина

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

11.1. Юридический позитивизм учения Джона Остина

11.2. Рудольф Иеринг о государстве и праве

11.3. Органическая теория государства Герберта Спенсера

11.4. Политические взгляды Фридриха Ницше

11.5. Дуалистическая теория государства и права Георга Еллинека

 

 

Юридический позитивизм основан на философском позитивизме первой половины XIX века. Одним из первых представителей юридического позитивизма является Джон Остин (1790-1859).

Его труд – «Лекции о юриспруденции или философия позитивистского права». Первым вопросом в курсе лекций был «что есть предмет юриспруденции?». Для того чтобы выделить предмет, он разграничивает этику (область суждений, оценок, понятие добра и зла), науку о законотворчестве (включает представление о том, каким должно быть право) и науку о праве – юриспруденцию, которая имеет дело с законами права в собственном смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи.

Право – это приказ власти, обращённый к исполняющему обязанности для выполнения их под угрозой применения санкции.

Право – это повеление суверена. Источником права является суверенная власть, которая в своей деятельности ничем не связана, но действует в рамках религии, морали и согласия подданных.

Именно привычка повиновения власти является важнейшей гарантией нормального функционирования государства и права.

Норма права – это правило, установленное одним разумным существом для руководства другим разумным существом, над которым установлена власть, т.е. нормой является приказ суверена, снабжённый санкцией. Кроме того, есть законы, установленные Богом. Только эти две категории законов являются правом.

Существует нормативное регулирование, которое нельзя назвать правовым. Такое регулирование осуществляется посредством правил, установленных общественным мнением. Это нормы международного права, то есть правила моды, этикета и чести.

 

Рудольф фон Иеринг (1818-1892) – германский правовед, считается предшественником социологической юриспруденции. Его теория – юриспруденция интересов. Известность Рудольфу Иерингу принесли такие труды как «Борьба за право», «Цель в праве», «Дух римского права на различных ступенях его развития».

Р.Иеринг считает, что объектом правоведения являются различные жизни и интересы людей. Он стремится дать социологическое объяснение государству и праву, разрабатывает собственную методологию познания права.

Р.Иеринг основное значение придаёт анализу эмпирического материала, конкретных жизненных фактов. Исследуя их в историческом и социальном измерении, говорит о том, что право подобно организму, ему свойственны все качества природных организмов, в том числе наличие конкретных целей. Цель является правообразующим фактором.

Общество – царство целей, и основная его характеристика – не причинность, а целесообразность. Все люди действуют, потому что есть цель в будущем. В основе целесообразности лежит интерес, стремление к получению выгоды, достижение блага.

У каждого индивида есть свои интересы, отличные от других, и общество должно их согласовывать. Общество должно стать ареной совместного поведения людей, объединённых общими целями.

По мнению Иеринга, для того чтобы субъект не допустил эксцесса, необходимо внешнее принуждение. Для этого и существует государство и право.

Право – это система социальных целей, гарантированных государством.

Государство как организация социального принуждения обладает специальным аппаратом, характеризуется отношениями власти и подчинения, публичным характером государственной власти, публичным характером права и суверенностью.

Иеринг говорит о том, что право есть разумная политика власти, право без власти – пустой звук, лишённый всякой реальности, ибо только власть проводит в жизнь нормы права. Государство не должно подчиняться законам, которые оно создаёт, потому что изначально право создаётся для того, чтобы ограничить чрезмерные частные притязания, поэтому оно имеет одностороннюю принудительную силу. Такое положение характерно для первоначальных и деспотических государств.

Для того чтобы обрести прочность и сохранить себя, власть вынуждена подчиняться праву. Только в этом случае государство приобретает прочность. Государство должно себя самоограничивать для того, чтобы защитить всеобщий интерес.

Право в полном смысле слова есть двусторонне обязательная сила закона, подчинение государственной власти издаваемым ею законам.

Как полагает Иеринг, право не всегда выражало интересы общества, оно развивалось в борьбе классов и сословий, которые стремились закрепить в праве свои интересы. Эта борьба с развитием общества постоянно меняет свой характер и ведётся уже не за установление в праве интересов, а за обеспечение и поддержание в обществе твёрдого порядка, за претворение в жизнь действительного права.

Рудольф Иеринг выделяет:

- объективное право – совокупность применяемых государством правовых принципов, законодательный распорядок жизни;

- субъективное право – конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности.

Субъективное право не существует без объективного и наоборот.

«В моём праве нарушается, попирается право вообще, в нём оно утверждается, защищается и восстанавливается». Отсюда – обязанность каждого бороться против беззакония и произвола: «Каждый есть прирождённый борец за право интересов общества».

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Идеология анархизма | Политические взгляды Фридриха Ницше
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.