КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические взгляды Фридриха Ницше
Органическая теория государства Герберта Спенсера Герберт Спенсер (1820-1903) – английский философ, один из представителей позитивной теории. Одним из его трудов являются «Принципы социологии». Для изучения социальных явлений он предлагает использовать в социологии аналогии и термины из биологии. Г.Спенсер рассматривает человеческое общество как единый организм, а не сумму индивидов. Полагает, что на общество действуют такие природные законы как законы эволюции. В жизни общества процессы роста и усложнения его структуры и функций происходят в виде: - увеличения объёма; - усиления дифференциации; - возрастания интеграции. Спенсер выделяет две стадии развития государства: 1 стадия – государства военные (хищнические); 2 стадия – тип промышленный. 1 стадия. Характеризуется поглощением личности интересами государства. Главная цель – самосохранение общества, а не защита каждого индивида. Жизнедеятельность подчинена военным нуждам, личные цели индивида не учитываются, а права даруются как поощрение. Индивид – собственность государства. Характерные черты: - тотальная регламентация; - управление с помощью насилия. В таком государстве общество – это распущенное по домам войско. Военный тип стремится производить всё собственными силами. Развитие и усложнение хозяйственной деятельности приводит к переходу на новую ступень развития – к промышленному типу. 2 стадия. Для промышленного типа государства характерно: существование обязательного договора; социальный контроль сводится к запрещению; развитие промышленности и торговли; неприкосновенность личности; охрана собственности; равенство всех перед законом. Основная задача государства – охрана прав и интересов каждого гражданина. По Спенсеру, такая всемерная забота о благосостоянии граждан является не только ненужной, но и вредной. Каждый индивид обязан заботиться сам о себе. Если государство вмешивается в этот процесс (процесс естественного отбора), то это приводит к снижению морального и интеллектуального уровня людей. Спенсер был противником социализма. Социализм – это враг свободы. Он приведёт только к расширению сферы принуждения.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). Его политические и правовые взгляды освещаются в работах «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти» и др. Основную проблему его произведений составляет соотношение добра и зла, морали, права и поиск идеального социального строя. По Ницше, человеком во всех его действиях движет воля к власти, основной человеческий инстинкт. Ницше выделяет 2 вида морали: 1. мораль господ; 2. мораль рабов. Отличие между ними заключается в том, что рабы ищут, как правило, сиюминутного наслаждения, мораль рабов – весьма относительна. Рабы созданы для того, чтобы подчиняться. Этой морали противопоставляется мораль господ. Ницше связывает её с нравственным идеалом, идеалом сверхчеловека, к которому должны стремиться люди. Сверхчеловек будет настолько отличаться от людей, что его можно рассматривать как особый биологический вид; ему присуща – глубокая индивидуальность, умеренность, власть над своими страстями, разумное планирование жизни. Все эти качества он связывает с волей к власти. Здесь он понимает её как искусство жизни, в которой человек учится управлять самим собой. Воля и власть приводят к борьбе. Следствие борьбы – возникновение государства – мудрой организации защиты индивидов друг от друга. Ницше рассматривает государство как абстрактный принцип: I. некая необходимость, которая дисциплинирует людей; - поддерживает и развивает культуру; - даёт нации жизненные силы. II. Реализуется принцип строгой иерархии, в которой государственная власть будет предоставляться людям в силу их выдающихся духовных качеств. Ницше пропагандирует аристократический кастовый строй. Объясняет деление людей на типы по их биологическим особенностям. Ницше выделяет следующие типы людей: I. – гении (обладают высочайшими качествами); II. – исполнители воли гения (их правая рука и лучшие ученики – это стражи порядка и права: царь, воины, судьи и др. блюстители закона); III. – прочая масса посредственных людей. В то же время, Ницше рассматривает государство как насилие над личностью. Если государство не выполняет своих целей и извращает их, оно становится смертью народа. Главный признак упадка государства – господство толпы или массы. Толпа – ничем не примечательные личности, живущие по морали рабов; демократия – это упадок цивилизации. Ницше выделяет 2 типа государства: - аристократический; - демократический (упаднический). В соответствии с выделением двух типов государств выделяет два типа права. В основе каждого из них лежит стремление к утверждению существующих основ власти. С одной стороны – право может обеспечить естественную иерархию общества и господство благородных творческих личностей, с другой – может послужить интересам массы. Право есть нечто вторичное, производное от воли к власти, результат войны и победы. Ницше исследует типы права и государства. Наилучшим видом организации общества считает Римскую империю. Высоко оценивает императорскую Россию – образец совершенной политики – теория Макиавелли. Утверждает, что к началу XX века прошло время мелкой политики. Утверждал, что XX век – век борьбы за мировое господство. Ницше был убеждённым антисоциалистом. Утверждение социализма он допускал в качестве эксперимента.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |