Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовая мысль Древней Греции

План:

1) общая характеристика эпохи

2) политико-правовые идеи софистов

3) политико-правовые взгляды Сократа

4) учение о государстве и законах Платона

Сер. I тыс. лет до н.э. завершился переход к рабовладельческому строю.

В Древней Греции государство – это полис – город и прилегающая местность

VII в. до н. э. противоречие между аристократами и демократами. Аристократы – лица, рожденные для блага, рожденные управлять полисом. Это родоплеменная верхушка общества. Демократы – свободные люди, временами очень богаты. Требовали предоставить им участие в политических правах. В зависимости от того, кто находился у власти, складывались разные формы государства: либо аристократия (Спарта), либо демократия (Афины), либо тирания как переходная форма правления (власть одного или нескольких человек с помощью силы).

Полисы объединялись в союзы-коалиции. Афины – морской союз, Спарта – Пелопонесский союз. Спарта – аристократическая республика, 2 царя, совет старейшин.

Этот период характеризуется борьбой полисов между собой (Пелопонесская война). Упадок полисной системы.

IV в. до н.э. покорение Македонии

II в. до н.э. Греция покоряется Римом

Нас интересует период борьбы Афин и Спарты. А именно – Афины.

В Афинах постепенно складывается демократический строй, который достигает расцвета при Перикле («Периклов век»), V в. до н.э., расцвет демократии. В Афинах сложилась непосредственная демократия, все вопросы решались народным собранием. 15 тыс. жителей. Основной принцип – свобода речи. Складываются разные философские и политические школы.

Философские школы изучают мир как он есть.

С т. з. политики: править должен демос (народ), именно демократия породила школу софистов (софия - мудрость). Софисты – сторонники демократии, с т. з. философии изучали частности. Считали, что истина – только то, что есть в данное время в данном месте. Истина всегда конкретна. Изучали искусство спорить, доказывать, выступать публично.

V в. до н.э. период старших софистов. Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон. Протагор назвал себя первым софистом, был учеником Демокрита. Считал, что все в мире течет, изменяется, нет ничего постоянного, в мире все относительно. Человек – мера всех вещей. Человек как он есть в сегодняшнее время в эпоху конкретного пространства, времени. Мерило изменчиво, истина – то, что нам кажется. Нет гуманистического начала. (Все, что мы знаем о софистах, знаем через диалоги Платона). Миф о Прометее – автор Протагор. Зевс поручил младшим богам организовать людей жить в государстве. Зевс поручил Гермесу раздать людям политические добродетели: чувство стыда и справедливости (правды), чтобы жить в согласии. Кому дать эти качества? Либо только знающим и мудрым, либо всем и каждому. Боги решили наделить каждого человека этими качествами, чтобы каждый мог участвовать в решении политических дел. В этом суть афинской демократии. Нет вечных законов. Право с т. з. Протагора – то, что решило государство (то есть те же люди). Государство при этом может менять свои решения.

Горгий. Старший софист. Основная идея – относительность морали. Нет никакой единой верной добродетели для всех. Всё условно, имеет критерии места и времени и в сфере морали, и в сфере политики.

Гиппий. Старший софист. Считал, что закон – это то, что граждане по общему соглашению записали в качестве закона.

Антифонт и другие менее известные старшие софисты считали, что закон – это результат соглашения.

Встал вопрос, как относиться к природе человека. Надо ли отменять рабство? Бог создал всех людей равными. Источник рабства – военный плен. Софисты старшие выступали якобы с призывом к уничтожению рабства (на самом деле, подтверждения этому нет). Идеи, что по природе все люди равны, присутствуют. Это была скорее критика аристократии (так как по духу были демократами).

IV в. до н.э. вырождение софистики. Мысль уходит в риторику. Младшие софисты не столько изучают философские проблемы, сколько психологические приемы давления на человека.

Младшие софисты – Алкидамант, Ликафрон, Каликл. Считали, что сильные люди связали своими законами слабых людей. Т. е. на первый план выходят аристократические настроения.

Хорошее у софистов: философская и политическая направленность. Но: схватывалась только внешняя сторона поведения человека. Отрицались внешние начала, нравственность как таковая.

Против учения софистов выступил СОКРАТ.

Даты жизни: год рождения 468, 469, 471 (точно не известен) – 399 г. до н.э.

Сократ создал собственную школу философии.

Биография. Сократ в ранние годы начал посещать школу, где изучал обычные предметы. Воспитание тоже традиционное. Сын бедного ремесленника. Позднее начал учиться у лучших философов (Парменид, Демокрит, Анаксагор, Эпидокл и др.). По его признаниям, личное влияние философов на него было небольшим. После персидских войн подъем национального духа. Каждый свободный гражданин обладал политическими правами. В 25 лет встречает Протагора. Понимает, что его устремление – философия. Примерно в 40 лет Сократ становится философом. Был очень беден. Считал аморальным взимать плату за обучение. Трудов у него не было. Все, что мы знаем о нем – из произведений других лиц: диалоги Платона, (Апология Сократа, Парменид, Кретон, Федо), Ксенофонт Афинский, Плутарх и другие. Сократ всегда был хорошим гражданином, не выезжал из Афин никогда. Участвовал в Пелопонесской войне. Осуждал деятельность тридцати тиранов (404г., порядка 8 месяцев, убили где-то 1500 граждан без суда и следствия). Сократ резко критиковал тиранию. Был издан указ, запрещающий искусство спорить, Сократ боролся с этим подходом.

Сократ стремился искать истину. Отправлялся в философии от явлений (метод – индукция), но считал, что духовные качества человека должны исследоваться, духовная природа создания вечных законов. Человек – мерило разумных существ, у человека есть разум. Нравственность – это единственный предмет, достойный уважения и изучения. Нравственность – всё то, что касается человека. Он против этического релятивизма софистов. Основные идеи:

1) «Я знаю, что я ничего не знаю, а то, что знаю, знаю, что многое неверно». Истина – одна, и её знают философы (самые разумные люди). Мнение свойственно толпе, у каждого человека может быть свое мнение, мнения меняются, а истина постигается только разумом, принадлежит философам

2) «В человеке есть искра божья». Это разум. «Познай самого себя!» Это познание идет через систему логических понятий. Добродетели можно научиться. Чтобы познать себя, нужно учиться. Если каждый человек будет знать, что нравственно, он никогда не сотворит зла. Это противоречило учению софистов.

В политике у софистов на первый план выходит личностное начало, но установки личности могут быть подвижны, у Сократа нравственный закон действует и в политике.

Сократ считал, что любое знание ценно, но особенно то, которое добыто самим мыслящим существом. Известны логические приемы Сократа: перекрестные вопросы, вопросы на уяснение позиции оппонента и др. Особенно хорошо изложено у Платона. Критиковал софистов за выборы по жребию. Знающие люди не должны выбираться по жребию из толпы. Править должен знающий. Сократ резко осуждал демократию, призывал вернуться к аристократии.

Апрель-май 399 г. до н. э. на Сократа подается донос в суд Гелиаста Обвинение: Сократ нарушает законы своего государства, не признает национальных богов и тем самым развращает молодое поколение. Выступает против демократии. Успех обвинения был предрешен, т.к. большинство судей – демократы, противники сократовских идей. Была и личная неприязнь к Сократу, он многих победил в споре на площади. Сократ превратил процесс в изложение своих мыслей, не отказался от своей философии. Сначала его с небольшим перевесом голосов признали виновным. Мелет предложил смертную казнь в качестве наказания, обвиняемый должен был просить изгнания или еще что-то, а судья выбрал бы что-то между этим. Сократ сказал, что не считает себя виновным и что государство ему обязано. Попросил содержать себя, свою жену и детей. Т. к. всегда творил в интересах государства, просто развивал свои взгляды. Большинством голосов был приговорен к смертной казни через отравление. Друзья предложили Сократу бежать, но он отказался.

Встал вопрос: если истина всесильна, зачем государство казнит философа?

Значение идей Сократа. Сократ и софисты – два противоположных течения. У человека главное – разум, у софистов – влечение (внешняя сторона). Сократ требовал сознательного подчинения нравам, обычаям, законам государства. Личная нравственность выше общественной или политической. Государство – это добро, благо, правда. Государство функционально должно творить добро, осуществлять правду и справедливость. Необходимо государственное единство в рамках полиса. Правители в государстве должны быть знающие люди, не случайные, должны в качестве цели деятельности иметь общее благо. Сократ не придавал особого значения формам государства. Оспаривал демократию только как принцип участия в политике.

Период античного мира насчитывает 3 периода:

1) космологический (способ мышления – универсализм (разум, опыт, эмоции), предмет – природа, политическое мышление не выделяется)

2) софистический (5 в. до н.э.) (способ мышления – реализм (опытные знания), метод индукции, предмет исследования – все явления)

3) метафизический (способ мышления – рационализм, умозрение, предмет – политическая мысль)

Школа Сократа подразделялась на 3 направления:

- киники (надо отрешиться от всего вечного, за чистый разум)

- киренаики (близко к софистике: надо умело пользоваться вечными благами)

- мегарики (есть некая единая сущность, идея, не важно, где она содержится, важно, что есть мир идей как особый мир)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология ИППУ | Диалог «Политик»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.