Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политико-правовое учение Фомы Аквинского




Крестьянско-плебейские. Более радикальны. Выступают против сословного неравенства. Против крепостного права. Против дворянских привилегий. Против существующей системы правосудия. То есть в целом против существующего государства и права, против феодального строя.

Бюргерские ереси – это только реорганизация церкви. Обряды, службы – все это не имеет никакого обоснования в Cвященном писании. Церковь отклонилась от истинной веры, нуждается в преобразовании.

XIV-XV вв. вторая волна ересей. Только тексты священного писания – истина. Все остальное – церковные измышления. Отличие от идей первой волны в том, что не рассматривается идея двух богов. Большее значение имеет идея тысячелетнего царства.

Политико-правовые идеи средневековых ересей

Ересь – это религиозное учение, которое признает основные догматы, но понимает и толкует их иначе, чем господствующая церковь. Ереси были разные.

И против духовенства, и против церкви

Были чисто богословские, некоторые обвиняли церковь в корыстолюбии, тунеядстве, отступничестве от апостольских правил.

Антифеодальные ереси осуждали крепостничество, дворянские привилегии, выступали против существующего государства и права.

X-XIII вв. выступили болгарские богомилы. Милые богу люди, добрые люди – называли себя. Церковь должна стать нищей, все должны быть равны, осуждается богатство. Призывали восстановить апостольскую церковь. Утверждали, что в мире есть два бога: добрый и злой. Нельзя служить двум господам: богу и богатству. Церковь продалась дьяволу. Кому приятно видеть крест, на котором был казнен сын божий? Дьяволу. Крестами, орудиями казни, украшают себя богатые люди и церковь, которая продалась дьяволу. Организация церкви должна быть построена по раннехристианскому образцу.

Эти идеи осуществились в Византии, Cербии, Киевской Руси, юг Франции и север Италии – катары.

Для искоренения ересей римские папы организуют крестовые походы. Альбигойские войны. Учреждается инквизиция. Появляются ордена: францисканцы, доминиканцы.

1229 г. мирянам запрещено читать Библию. Все общение с Богом – только через церковь.

Складывается 2 типа ересей:

1) Бюргерские

2) Крестьянско-плебейские

Их так назвал Энгельс. Основанием послужила расстановка классовых сил.

Джон Уиклиф

Один из первых, кто в XIV в. в Англии представлял бюргерскую ересь. Сам он был профессор Оксфордского университета. Только благочестивые люди могут заниматься управлением. На этой основе он критикует церковные обряды и всю доктрину католической церкви. Священное писание – это единственный авторитет, оно содержит в себе все, что необходимо верующему человеку. Священное писание должны читать все миряне, церковь не нужна. Принижает папство. Против зависимости англиканской церкви от папства, против вмешательства церкви в дела государства. Против церковного богатства. Последователями его были Лютер и Кальвин.

Одновременно в Англии начинается движение лоллардов. Крестьяне. Выступали с требованиями передать земли крестьянам. Осуждали сословное неравенство. Против крепостного права. Против феодального строя.

Начинается реформация в Чехии. Ян Гус. Выступает против привилегий духовенства, против церковных богатств. Критикует духовенство за индульгенции и против симонии (продажа и покупка церковных должностей). Вначале был отлучен от церкви. 1414 г. приговорен к смертной казни. Был сожжен на костре.

Остались его последователи. Так называемые гуситы. Два типа: чашники и табориты. Чашники – выступали только за реорганизацию церкви, за секуляризацию – передачу церковных богатств государству. Отстаивали самостоятельность чешской церкви. Табориты – более радикальны. Против католической церкви в целом, но есть и антифеодальные лозунги. Единства пока не было. Поражение было очевидно.

Их идеи использованы в XVI в. в Реформации.

1225-1274 гг.

Идеолог католицизма. Доминиканский монах. С 1879 г. его учение становится официальной доктриной католицизма.

Учился в Неапольском университете. Потом учился в Париже, Кельне. Главная его заслуга в том, что он изучил Аристотеля и на этой основе создал свое учение. Сами труды Аристотеля стали известны в XII-XIII вв., когда были переведены с арабского языка на латынь. Фома Аквинский выступил за объединение двух истин Аверроэса (Ибн Рушд).

Аверроэс разделял философию и религию. Философия постигает начала мира, но она доступна лишь мудрецам. Религия доводит до всеобщего сведения все те же нормы, но в форме символов, поэтому она доступна всем, широкой публике.

Фома Аквинский их соединил. Считал, что философия и религия совпадают. Философская мысль не имеет самостоятельного значения. «Философия – служанка богословия». До этого в философии были два авторитета: Платон и Аристотель. Но у них было много начал, которые противоречили христианству.

Выделяется несколько эпох схоластики:

1) XI-XII вв. авторитет – Платон.

2) XIII в. авторитет – Аристотель. Система Альберта Великого. Фома Аквинский.

3) XIV-XV вв. падение схоластики. Уильям Оккам

Фома Аквинский заимствовал от Аристотеля его методологию, а именно учение об активной форме, дающей жизнь пассивной материи. Категория бытия уходит на второй план.

Оправдывается всякая иерархия. Низшие должны подчиняться высшим. Отсюда две системы: церковная и светская. Бог – это верховный разум и причина всего сущего. Все сущее – это цепь причин и следствий. Все в мире закономерно, иерархично. Есть божественный разум. Всеобщая связь вещей и явлений – вечный и неизменный закон. Божественный разум располагает вещи в определенном порядке: бог – духовный мир – материальный мир. Отличие от Аристотеля: у Аристотеля форма – это внутренняя сущность вещей, форма имманентна, схоласты считают, что форма – это тот порядок, который установлен сверху, форма и материя – это две разные субстанции.

Аристотель считает, что Бог – это конечная цель. Схоласты считают, что Бог – это причина всего сущего.

Фома Аквинский «Сумма теологии» («Богословская сумма»). Писал на протяжении 7 лет. Работа не завершена. Работу закончили ученики.

По всем отраслям знаний, в том числе учение о праве и о законе. Вторая часть книги посвящена существу человека.

Идеи Августина в терминологии неоплатоников плюс понятия Аристотеля

Всего 3 части, 512 вопросов. Каждый вопрос – это 1 до 12 пунктов исследований. Каждое исследование строится так: дается тезис, затем опровержение и аргументы, потом собственная позиция.

У человека есть свободная воля. Действия человека в мире определяются его свободной волей. Есть в мире и высшая сила. Доброта человеческой воли в большей степени зависит от ее соразмерности с этим вечным законом, чем с человеческим разумом. Закон – это правило для достижения какой-либо цели. Соразмерность с этим законом человеческих действий – правда, несоразмерность – грех. При этом законы существуют во всем. У человека две цели: небесная и земная. Добродетель – это то качество человека, которое направляет его всегда к цели. Добродетель становится доброй привычкой души.

Учение о законе. 2 понятия закона. Предварительное: закон – это известное мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию либо воздерживается от него. Закон должен иметь в виду общее благо. Не важно, кто будет законодателем. Это может быть общество или общественное лицо. Полное определение закона: это известное установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе. Закон не обязательно должен быть обнародован. Обнародование – не признак закона, потому что это обращение только к современникам. Закон должен иметь обращение и к потомкам.

Виды закона:

1) Вечный (божественный разум, управляющий миром) (божественный естественный),

2) Естественный (разум человека, его свободная воля) (человеческий естественный),

3) Человеческий (все феодальное право) (человеческий позитивный),

4) Божественный (Библия) (божественный позитивный).

От Аристотеля взял два вида права, от Августина – две цели человеческой жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 647; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.