Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические методы управления. Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на общественное и ин­дивидуальное сознание


Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на общественное и ин­дивидуальное сознание, социальную активность в целях повыше­ния эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают специфические приемы воздействия на процесс форми­рования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и ста­тус личности, система взаимоотношений, социальные потребно­сти и другие социально-психологические аспекты.

Большой вклад в разработку социально-психологических ме­тодов управления внесла школа человеческих отношений. В рам­ках этой школы приоритетным направлением исследований были принципы всемерного развития и всестороннего использования организацией способностей работников, удовлетворения их раз­носторонних потребностей, использования механизмов самоорга­низации и внутреннего (группового и личного) контроля за их поведением и деятельностью, стимулирования процессов группо­вой динамики, демократизации управления, гуманизации труда. Наиболее яркими представителями школы человеческих отноше­ний – К. Арджирис, Ч. Барнард, В. Диксон, Р. Лайкерт, Д. Макгрегор, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Ф. Герцберг. Исследования школы человеческих отношений способствовали переоценке по­стулатов классической школы, относительно природы человека, выраженной в формуле
Ф. Тейлора «средний человек глуп, ленив и жаден», отказу от абсолютизации экономических форм стиму­лирования труда. Они доказали, что роль экономических методов управления ограничена, они не являются единственными и тем более универсальными.

Социально-психологические методы представляют собой боль­ше искусство, чем науку. Данные методы управления отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направле­ние действия. Важнейшими мотивационными методами являются методы убеждения,направленные на побуждение объекта управле­ния к желаемым для субъекта действиям. К ним относятся: побуж­дение, склонение, поощрение, внушение, подражание, метод лич­ного примера, вовлечение, порицание, информирование и др.

Каждый из них демонстрирует большие возможности для ру­ководителя в управлении поведением и сознанием людей. Так, например, метод склонения заключается в том, что субъект управления с помощью разного рода аргументов и фактов убеждает ис­полнителя в целесообразности выполнения задания и склоняет его действовать именно таким способом, который предлагается субъектом. Основная форма реализации - реко­мендация, т.е. Управляющее воздействие, которое опирается на сознание исполнителя, его моральную ответственность и исполни­тельскую дисциплину, опыт и профессиональную квалификацию.



Метод побуждения несет в себе даже больший, чем предыду­щий метод, мотивационный заряд, так как предполагает побуж­дение исполнителя к каким-либо действиям не столько из интересов субъекта управления, сколько из собственных потребностей исполнителя. Формы реализации данного метода - совет и просьба.

Совет - это воздействие, при котором субъект управления подсказывает исполнителю, какой выбрать путь решения проблемы, используя накопленный опыт, прецеденты, побуждая исполнителя к самостоятельным действиям, к самостоя­тельному поиску ответов на возникающие вопросы.

Просьба - уп­равляющее воздействие, основывающееся на побуждении исполни­теля к действиям, исходя из характера сложившихся между ними отношений. Как правило, это вежливая форма распоряжения.

Исключительно важен личный пример руководителя, демонст­рирующего образцы нужного поведения, либо указывающего на примерных работников. Конечно, сам руководитель, прежде все­го, должен соответствовать тем требованиям, которые он предъяв­ляет своим подчиненным, демонстрируя единство слова и дела. Если поведение руководителя - эталон для подчиненных, то ме­тод личного примера действует автоматически. При использова­нии данного метода важно учитывать, чтобы пример был досту­пен для освоения и использования, а сам руководитель не демон­стрировал своего превосходства над подчиненными.

Сегодня большое значение приобретает ориентация на уваже­ние личного достоинства людей, признание их самоценности и значимости. Методы поощрения призваны обеспечить четкую связь между результатами труда и его стимулированием. Методы поощ­рения предполагают знание руководителями психологических осо­бенностей работников, ориентацию на развитие у них потребно­стей в самореализации, творчестве. Многие виды поощрения активизируют процесс дифференциации отдельных работников и требуют хорошо разработанной системы оценки индивидуально­го вклада, а также оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений.

Метод информирования предполагает целенаправленное управ­ляющее воздействие субъекта управления на объект управления для получения желаемого результата путем отбора, обработки и распространения информации, необходимой объекту для лучшей ориентации в ситуации и выбора оптимального варианта действий для достижения результата.

Психологические методы управления направлены на регулиро­вание отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организационно-административные методы управления | Конкретные методы управления

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.