КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении
Тема 3.1 Коммуникационный менеджмент Лекция 12 Цель: раскрыть сущность коммуникаций в процессе управления. План: 1. Понятие, функции и значение коммуникаций в управлении. 2. Элементы и этапы коммуникационного процесса. Модели коммуникаций. 3. Виды коммуникаций. 4. Значение организационных коммуникаций в функционировании организации. Формы и методы организационных коммуникаций.
Список рекомендуемой литературы: 1. Балашов А. П. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / А. П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 281 с. 2. Виханский О. С. Менеджмент: учебник для вузов / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. - 670 с. 3. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р.Л. Дафт. – пер. с англ. - 6-е изд. - СПб.: Издательство «Питер», 2006. - 864 с. 4. Оксинойд К. Э. Организационное поведение: учебник / К. Э. Оксинойд. – М.: КНОРУС, 2009. – 480 с. 5. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с. 6. Основы теории управления: учебник для вузов / под ред. В. Н. Парахина, Л. И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика. - 2004. – 560 с. 7. Рой О. М. Теория управления: учеб. пособие / О. М. Рой. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с. 8. Теория управления: учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – 3-е изд. доп. и перераб. - М.: РАГС, 2008. - 557 с.
Невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители для достижения определенной цели, требует эффективного обмена информацией, т.е. коммуникаций. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации, и если вдруг перекрыть потоки сообщений в организации, то она прекратит свое существование. Проблемы коммуникации, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. Еще Аристотель считал, что способность вступать в общение (коммуникацию) отличает человека от «недоразвитых в нравственном смысле существ». Коммуникации представляют собой один из наиболее дискуссионных процессов в области управления, по отношению к которому четкости и ясности в понимании пока не достигнуто. На практике эффективные коммуникации являются основным необходимым условием успешного достижения стоящих перед организацией целей. Вместе с тем именно коммуникации составляют сейчас одну из наиболее сложных проблем в менеджменте и являются еще недостаточно отработанными. Термин «коммуникация» происходит от латинского слова communicatio – делаю общим, связываю. Этот термин появился в научной литературе в начале ХХ века, и в настоящее время он имеет, по крайней мере, три интерпретации: · средство связи любых объектов материального и духовного мира; · общение как передача информации от человека к человеку; · передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. Коммуникация – это универсальная и одна из основных характеристик человеческого общения, так и деятельности любых организаций. Коммуникация безостановочна и безгранична, без нее не обходится ни один акт человеческого взаимодействия. Суть коммуникации - обмен информацией, знаниями, образами, эмоциями, интеллектуальной собственностью. Коммуникации являются основным и связующим процессом в осуществлении управленческой деятельности. Представляется вполне правомерным вывод о том, что эффективно работающие руководители - это те, кто эффективны в коммуникациях. По данным американских исследователей, успех руководителя в условиях рынка на 85% определяется его коммуникативными качествами и лишь на 15% - профессиональными знаниями. Коммуникации важны для руководителей по следующим причинам: · руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации (по данным экспертов около 75-95% времени), поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности; · коммуникации необходимы для эффективного управления, хорошо налаженные коммуникации содействуют организационной эффективности; · мастерство коммуникации необходимо также для выражения действенности авторитета и воли руководителя. Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления - планирования, организации, мотивации и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации. Выделяют следующие функции коммуникаций: · Информационная – проявляется в циркуляции информации и упорядочении информационных потоков; · Интегративная – выражается в обеспечении связи между различными видами человеческой деятельности; · Дестабилизирующая – направлена на создание напряженности и конфликтности обществе; · Культурологическая – проявляется в обеспечении преемственности развития материальной и духовной культуры, трансляции накопленного опыта; · Экспрессивная – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний; · Контактная – установление и поддержание коммуникативного контакта; · Регулятивная – социализация и воспитание, социальный контроль, внедрение социальных норм. Необходимо отметить, что многие из этих функций взаимосвязаны. Так, например, интеграция в обществе немыслима без социального наследования, которое, в свою очередь, может быть действенным лишь при условии его упорядоченности, определенной организации, что во многом обеспечивается системой социальной коммуникации. Руководитель от 50 до 90% всего времени тратит на коммуникации. Он занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, помимо управленческих функций (планирование, организация, мотивация и контроль). Т.к. обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, то коммуникации называют связующим процессом. Поэтому одна из главных сфер возникновения проблем в организациях - неэффективные коммуникации. Опросы показали, что 73% американских, 63% английских, 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием на пути достижения эффективности их организациями. Во многих случаях передаваемое сообщение оказывается неправильно понятым и, следовательно, обмен информацией – неэффективным. Считается, что лишь 50% попыток обмена информацией приводит к согласию общающихся. Если у людей нет возможности обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей. Поэтому основная цель коммуникационного процесса – обеспечить понимание передаваемой информации. Коммуникация – это процесс социального взаимодействия и обмена сообщениями, информацией между двумя и более людьми. Коммуникации осуществляются в процессе общения как обмен специальными знаковыми образованиями (сообщениями) в которых отображены мысли, идеи, знания, опыт, ценностные ориентации, программы деятельности общающихся сторон.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |