Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3




ИРАН.

НАСЕЛЕНИЕ. Согласно широко распространенному мнению, иранский язык - восточная ветвь индоевропейских языков. Он существовал в оазисах Средней Азии и принадлежал арийской этноязыковой семье. В первой половине II тыс. до н.э. одна группа арийских племен расселилась в Индии, другая - в Иране, где смешалась с древнейшим местным населением. Так возникла страна ариев - Ариана, Арьянам, от которых - Иран. В Европе и Америке до 30-х годов ХХ в. страну обычно называли Персия - от древнегреческого наименования юго-восточной области - Парс (совр. - Фарс), где находился первоначальный центр древнего иранского государства[170]. Но сами жители этой страны и их соседи всегда называли ее Иран, а в 1935 г. иранское правительство официально обратилось ко всем государствам с просьбой называть его страну именно так.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ страны весьма суровы. Горные хребты и плоскогорья, а также пустыни занимают около половины всей территории Ирана. Только треть его территории даже теперь пригодна для обработки. Это - долины нескольких рек (прежде всего Тигра на западе). Эти земли входили в очаги древнейшего земледелия[171]. Климат, за исключением узкой низины вдоль каспийского побережья на севере - засушливый. Поэтому на большей части страны земледелие возможно только при искусственном орошении, что сыграло существенную роль в ее истории.

СТАНОВЛЕНИЕ САСАНИДСКОГО ГОСУДАРСТВА. В начале III в. н. э. распалось древнее Парфянское царство, просуществовавшее почти 500 лет. В 208 или 209 г. правитель одного из владений в Парсе - Папак из рода Сасана захватил царскую власть. Его сын Ардешир (Арташир) распространил влияние на некоторые соседние земли, а затем на большую часть Ирана и в 226 (227) г. короновался как шахиншах (царь царей) Ирана в старой столице - Ктесифоне. Успех Сасанидов, постепенно объединивших персоязычные области в единое государство, был обусловлен тем, что Парс был издревле наиболее развитой областью Ирана и его население представляло единую народность, тогда как в соседних землях царила этническая раздробленность.

В борьбе с Римом Сасаниды укрепились. Основные черты сасанидского общества сформировались к концу IV в. Престолонаследие было нечетким, но в шахиншахском роде оно чаще производилось по старой родовой традиции наследования от брата к брату. Однако постепенно возобладал принцип малой семьи - от отца к сыну, особенно с V в.

ХОЗЯЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В III-V вв. Основная часть населения занималась земледелием. Горные области населяли скотоводы-кочевники. Значительные по размерам города, в том числе и столица, были расположены на западе. Городское население унаследовало древние традиции высокопрофессионального ремесла и торговли. Особо ценились за пределами страны иранские ткани, ковры, оружие. Через Иран проходили и древние торговые пути с Запада в Среднюю Азию, Индию и Китай.

Труд рабов довольно интенсивно применялся в дворцовых хозяйствах у потомков древних знатных родов и на ирригации, в том числе и в хозяйствах крестьянских общин. Но в самом земледелии он был невыгоден, ибо требовал высоких профессиональных навыков и личной заинтересованности в результатах, чего от рабов нельзя было ожидать. На государственных землях, то есть землях, управлявшихся царской администрацией и в крупных владения аристократии и жречества, отмечено наделение рабов определенной хозяйственной самостоятельностью.

Основные хозяйственные изменения происходили в общине. В них еще долго сохранялись патриархальные крестьянские повинности: участие в ополчении, общественных работах, экстраординарные поборы в пользу властей. Общины состояли из больших семей, которые постепенно распадались на малые. Среди последних происходило расслоение. В течении III-V вв. из зажиточных крестьян, применявших труд рабов, сложились дехкане (деревенские господа). Те из них, кто мог выступить в поход в вооружении и на коне, составили слой азадов (свободных). Так постепенно сформировалось новое правящее военное сословие, представители которого нередко получали в управление (условную собственность) селения с крестьянами. Владельцами крестьян они не были, но непосредственно ими управляли - распределяли и контролировали их работу. Лишь в первой половине V в. новой знати удалось сформировать всеобъемлющую систему налогов: хараг - налог на земледельческую продукцию и гезит - подушная подать. Сохранялись и старые повинности, в основном натуральные. Так при Сасанидах сложилась система государственной эксплуатации крестьян, которые оставались лично свободными и платили налоги государству.

Все свободное население стало делиться сначала на 3, затем на 4 сословия; первые три - господствующий слой (воины, духовенство, чиновники), четвертое - податное (крестьяне, ремесленники, купцы). Переход из одного сословия в другое был практически невозможен. Положение ремесленников было весьма своеобразным. Они, как отмечалось, нередко славились своим ремеслом даже за пределами страны. Известны и ремесленные организации. Но сами ремесленники находились не только в угнетаемом, но даже презираемом положении. Их труд считался недостойным свободного человека. Вся их продукция поступала владельцу - обычно государству в лице его чиновников. Основная масса городских ремесленников и торговцев вообще не была иранцами, хотя в IV-V вв. в ходе расслоения общин стало увеличиваться и иранское городское население.

Основой власти Сасанидов стало крупное землевладение с государственной формой эксплуатации податного населения. Управление осуществлялось административным аппаратом без четко регламентированных функций. Провинциями управляли местные правители, покорившиеся Сасанидам и сохранявшие известную автономию. Но основные земли в государстве управлялись через наместников из представителей высшей знати.

Особое место у Сасанидов занимала государственная религия - зороастризм. Он сложился еще в VI в. до н.э. и стал так называться по имени основного легендарного пророка Заратустры (Зороастра), основы учения которого были записаны в Авесте - священной книге зороастрийцев. Основная идея учения - дуалистическое представление о наличии в мире двух начал: добра и зла, которые присутствуют во всем - и в духовной сфере, и в материальном мире. Но длительное время это учение было лишь одним из многих в древних государствах на территории Ирана. Именно при Сасанидах на смену парфянскому религиозному синкретизму пришло господство зороастризма. Уже первые шахиншахи распорядились собрать и отредактировать Авесту и она была превращена в энциклопедию тогдашних знаний. Поскольку древний язык Авесты был уже непонятен большинству, появился ее комментарий - Зенд. Для Сасанидов это религия стала как бы формой государственной консолидации.

Мир рассматривался зороастрийцами как арена борьбы добра и зла. В конце концов добро побеждает. Человек должен включиться в эту борьбу на стороне божества добра, участвуя в многочисленных обрядах, которые ограждают от зла, с которым он сталкивается в жизни. Это делалось в храмах, в которых жрецы сосредотачивали в своих руках все судопроизводство и просвещение. Они же контролировали вопросы наследования и вообще вмешивались в повседневную жизнь людей. За несоблюдение обрядов полагались штрафы. Естественно, такой тотальный контроль породил ряд выступлений, наиболее значительное из которых вылилось в движение, названное манихейством.

Основателем учения, которое легло в основу движение, был Мани (III в.), исходившего из зороастрийского дуалистического принципа борьбы добра со злом. Но если официальная религия провозглашала олицетворением добра и света строй саманидской державы, Мани учил, что мирская жизнь и сами люди на земле - порождение злого начала, а спасение может состоять только в избавлении духа человека от всего земного, материального. А средство освобождения света от власти тьмы, то есть добра - гибель существующего мира. Путь к этому - отказ от удовольствий мира (вегетарианство, высоконравственная жизнь, безбрачие), то есть - аскетизм. Власть и богатство - тоже зло. Признание конечной гибели этого злого мира придавало учению безысходность, пессимизм. Но угнетенные слои этой идее гибели чуждого им мира сочувствовали. Поэтому, после первоначально нейтрального отношения властей к Мани, он был в 276 г. схвачен и казнен, а его последователи бежали за границы страны - в Армению и Византию, где способствовали появлению павликианства. Но в самом Иране движение было подавлено.

К особенностям религиозной политики Сасанидов можно отнести первоначальную поддержку ими христианства, пока с ним боролся Рим, основной противник персов на Западе. Но когда же христианство стало у римлян господствовать, начались гонения на иранских христиан. Зато власти стали поддерживать христианские ереси. Так, в IV-V вв. в Иране легально существовали бежавшие из империи несториане и монофизиты (признававшие Христа только Богом).

САСАНИДЫ В VI-VII вв. В VI в. продолжалось развитие тенденция предыдущего времени. Сохранялись сельские общины с самоуправлением. Старейшины происходили обычно из ведущих родов или кланов. Сохранялась патриархальная семья, но наследство передавалось в малой семье[172].

Но усиление военно-служилого сословия способствовало укреплению зависимости крестьян от феодалов, что вызвало рост крестьянского сопротивления вплоть до восстания - движения Маздакидов в конце V в. Оно возникло из манихейства, но маздакиды считали, что добро может победить зло, причем уже здесь, на земле. Организатор движения - Маздак - призывал к общности имуществ. Его сторонники врывались в дома знати, грабили их, уводили многочисленных жен из гаремов. Они выступали за общность жен, в чем, вероятно, выражался своеобразный протест против всех социальных перегородок и стремление к перераспределению имуществ, в том числе и женщин (при их нехватке из-за гаремов).

Пикантность ситуации заключалась в том, что поначалу движение маздакидов поддержал молодой шахиншах Кавад, который пытался с их помощью обуздать не в меру усилившуюся знать. В 488 г. он даже сделал Маздака своеи советником. Но в 496 г. Каваду пришлось бежать. Но с помощью кочевников - эфталитов он вернул престол и разгромил знать. После этого, в 499 г.) он отошел от маздакидов и их лидер был казнен сыном Кавада, Хосровом I Ануширваном (531-579).

Хосрову пришлось провести ряд реформ, усиливших средний слой (азадов, дехкан) в качестве противовеса знати. Главная из них - налоговая. Прежде налоги собирали с урожая, теперь - по кадастру: от площади земли, количества деревьев на ней, числа трудоспособных в семье, что уменьшало злоупотребления. Порядок наводился во всей финансовой сфере; стал ежегодно утверждаться бюджет. Азадам и дехканам начали выделяться ссуды, их снабжали оружием. Была проявлена заинтересованность и в стабильности крестьян: им, на условии уплаты налогов, передавались земли, конфискованные у мятежной знати. В ходе военной реформы было создано регулярное войско. Аристократов стали привлекать на государственную службу за жалование. Было реформировано и управление: установлен письменный контроль за выполнением приказов государя (копии приказов хранили в архиве).

Хосров вел активную внешнюю политику. Был захвачен Йемен в Аравии, на востоке персидские войска дошли до Аму-Дарьи. Лишь с Византией борьба велась с переменным успехом. В целом, эпоха Хосрова - время последнего усиления Ирана при Сасанидах. Сам он - типичный представитель своего времени. В традиционных дворцовых конфликтах приказал убить двух своих братьев, других родственников, но пощадил сына, оказавшегося во главе христианского восстания. При этом он отличался образованностью, знал греческий язык, покровительствовал истории, литературе, основал медицинскую академию.

Но активные войны, которые вели Хосров и его преемники, истощали их опору - азадов и дехкан. Для поддержания своего престижа, шахиншахи тратили огромные средства на баснословную роскошь двора, пышность которого вошла на востоке в поговорки. Поддержание этого уровня разоряло податное сословие. К концу VI в. отмечен упадок ирригационных систем. Вновь начинаются крестьянские восстания и усиливается сепаратизм местной знати. К ней стали примыкать и представители старой аристократии, с которой боролись все Сасаниды, традиционно опиравшиеся на средний слой. В итоге ослабевшая центральная власть пала в середине VII в. под ударами арабов.

ИРАН В СОСТАВЕ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА (середина VII-начало Х в.). Арабы застали в Иране уже сложившиеся восточно-феодальные институты: военно-служилое сословие и государственное крестьянство. Дополняли картину отдельные крупные владения старой аристократии и зависимое от властей городское население. Рабство было крайне незначительным.

Изменения в системе власти в крестьянской среде были мало ощутимы. Ибо крестьяне и раньше были обязаны податями, в том числе подушной. Новый налог на немусульман - джизия их не унижал. На новых земельных держаниях по мусульманскому праву - мюльках, вакфах и икта крестьяне несли прежние повинности и стимула для перехода в ислам у них не было.

Иное дело - феодалы. Часть их земель была захвачена арабами, хотя это и было против традиции. Знать была оттеснена от управления. Джизия унижала феодалов. И они начали массами принимать ислам и вливаться в новый правящий слой.

В иранских условиях несколько изменились вышеназванные арабские формы держаний. Мюльк стал любым держанием с правам наследственной передачи или продажи. Небольшие мюльки были и у свободных крестьян, и у крупных землевладельцев и фактически приближались к формам частной собственности. Но мелкие крестьянские земельные держания не были прочными: растущее малоземелье толкало крестьян на аренду недостающей земли с кабальными условиями. Это разрушало общину и делало крестьян более зависимыми от местных феодалов.

Серьезные последствия арабского завоевания проявились и в культуре. Исламизация началась сверху. И уже в IХ в. большинство населения стало мусульманами. Лишь в Фарсе до Х в. были силен зороастризм. При этом, вопреки провозглашенному Мухаммадом принципов равенства всех в исламе, новообращенный неараб должен был примкнуть к какому-либо поселившемуся в Персии арабскому племени. Сами же персы оказались на своей земле неполноправными. И такая ситуация длилась почти 100 лет. Лишь со второй половины VIII в., в первую очередь благодаря успехам исламизации, положение стало меняться. Но противостояние персов арабам сохранилось. Тем более, что делопроизводство стало арабским и вообще, этот язык превратился в государственный.

Востания пратив арабов отмечены уже в конце VII в. А в первой половине VIII в. антиарабское движение использовали в своих интересах мусульманские сепаратисты в Месопотамии, которые в 749 г. свергли власть Омейядов.Пришедшие к власти Аббасиды, сохраняя свое господство, все же стали привлекать к власти представителей местной знати из покоренных земель, в том числе иранцев. Стала даже отчасти восстанавливаться местная культура: в IХ в. вновь распространяется местный язык - так называемый новоперсидский, как язык литературы и науки[173].

Свойственное эпохе Аббасидов усиление местных группировок и ослабление центральной власти способствовало и подъему антиарабского движения на территории Ирана. Воссоздалось религиозное движение маздакидско-манихейского толка, объявлявшее халифат злым началом в мире. Жестокие репрессии привели к бегству участников движения в Византию и Среднюю Азию. Многие из них, в противовес официальному мусульманству, стали шиитами. Гонимые официальной суннитской властью, шииты стали восприниматься как участники антиарабского движения. И постепенно шииты действительно возглавили борьбу против арабов[174].

В условиях последовавшего затем распада аббасидского государства на востоке Ирана появились независимые от арабов территории. Затем и на западе страны возвысилась местная шиитская династия Буидов (935-1055). В 945 г. Буиды даже захватили Багдад, лишили халифа светской власти и стали править от его имени в качестве эмира эмиров. Этим, после почти трехсотлетнего арабского господства, фактически была восстановлена независимость Ирана.

ИРАН В Х-начале ХIII в. Независимое существование Ирана под управлением Буидов было недолгим. В середине ХI в. в условиях роста местного сепаратизма, как и халифат Аббасидов, большая часть Ирана была завоевана турками-сельджуками (о которых - далее). Восточный Иран еще в Х в. попал под власть таджикского государства Саманидов. Затем, с 999 г. он был завоеван Махмудом Газни, пришедшим из Афганистана. Но в начале ХI в. газневиды увязли в борьбе за Индию и Восточный Иран тоже оказался в руках сельджуков, которые господствовали в стране до начала ХIII в.

В хозяйстве Ирана Х-ХII вв. отмечены подъемом. Исключение составило лишь несколько десятилетий сельджукского завоевания во второй половине ХI в. Кочевники турки мало вмешивались в экономику и не изменили земельных отношений. Зато прекратился отток налогов из страны, что происходило при Аббасидах. Появились средства для усовершенствования ирригационных систем. Восстанавливали и строили плотины, водоподъемные системы, оросительные каналы. На казенных землях большую роль продолжали играть крестьянские общины, которые были как бы "юридическими лицами", отвечавшими за сбор налогов, налагавшимися на каждую общину в целом. Община же наблюдала и за сохранностью ирригационных сооружений и, тем самым, организацией общественных работ на своей территории.

Верховная власть государства на землю не исключала мюльков, которые включали и крестьянские владения (дом и усадьбу). Но государство сохраняло право взимать с мюльков ренту. Мюльки могли покупать у разорявшихся мелких и средних землевладельцев другие, в том числе и купцы. В экстренных случаях мюльки могли быть конфискованы в пользу казны. То есть, хотя и происходило перераспределение земельной собственности и формировался слой новых земельных собственников, их положение было непрочным. Над всеми ими нависало государство.

Сохранилась раздача икта знатным и военным чинам. Это привело еще в IХ-Х вв. к сокращению казенных земель. В ХI в. распространились вакуфные (церковные) владения. Нередко мелкие земельные владельцы из-за опасения произвола властей отдавались как бы под покровительство мусульманским учреждениям, что вело к усилению духовенства в хозяйственной жизни. В ХI-ХIII вв. многие мюльки переходят в икта, то есть во временные владения. Но постепенно возобладала обратная тенденция распространения на икта наследственных прав. При этом икта раздавалась не только тюркским феодалам, но и местным, что стабилизировало обстановку.

В условиях постепенного усиления доли земель у разных групп правящего сословия уменьшалось число свободных крестьян. Если в Х в. они еще были, то затем оказались в той или иной степени зависимости, чаще - в поземельной, ибо крепостного права в Иране, как и почти везде на Востоке, не фиксируется. Тем более, что нормы мусульманского права - шариата - не допускали юридического прикрепления крестьян и они оставались лично свободными.

В рассматриваемый период отмечено и развитие городов. Увеличивалось число ремесленных корпораций, зарождение которых отмечалось еще при Сасанидах. Крупные оптовые торговцы использовали из-за разбойников не деньги, а чеки [175]. Часто оптовые закупки велись только на чеки - возникла столь распространенная теперь безналичная торговля, что свидетельствует об уровне тогдашней хозяйственной деятельности. Но руководящую роль в городах продолжали играть феодалы, которые теперь предпочитают городскую жизнь и сами участвуют в крупной оптовой торговле. Получаемую от крестьян ренту они отдавали в виде вкладов, а купцы за это в качестве прибыли отдавали феодалам товары. Поэтому купечество здесь, как и везде на Востоке, в конфликтах между горожанами и феодалами было на стороне последних. Поэтому же ремесленные корпорации здесь были слабее европейских цехов. Когда при Газневидах корпорация булочников попыталась установить новые цены на хлеб, султан Махмуд Газни приказал старшину корпорации бросить под ноги слону. Купцы поддерживали феодалов и против городского самоуправления, которое в итоге складывалось только в пределах кварталов и корпораций.

В городах жило по 20 тысяч жителей и более. К ХIII в. известны и города с 300-тысячным населением. Но отличались города грязью, неровными стенами построек, плохими банями и караван-сараями, что отмечали привыкшие к роскоши арабские путешественники.

Политическая обстановка при сельджуках характеризовалась соперничеством между военно-феодальной верхушкой пришлых тюркских племен и оседлой иранской аристократией. Эта борьба выражалась в мятежах, сепаратизме и распрях в борьбе за трон. В конце концов это привело к распаду и этого государства.

При сельджуках вновь оживилась деятельность секты шиитов-исмаилитов, сыгравших определенную роль в политической жизни региона. Они выделились из шиитов в VIII в., выступив за право стать имамом (духовным лидером) брата сельджукского имама Алида Мусы Казима - Исмаила. Во второй половине IХ в. они превратились в тайную организацию, охватившую территорию от Средней Азии до Хорасана (северо-восточный Иран). В восточной части халифата они известны как карматы. Основная идея исмаилитов – Бог (Аллах) - это Абсолют, не имеющий ни определенного образа, ни свойств и качеств и не может быть воспринят человеческим разумом. Он выделяет из себя творческую субстанцию - "Мировой Разум", создающий мир идей и низшую субстанцию - "Мировую Душу", которая породила материю, планеты. Ад понимался как состояние невежества, а рай - как аллегория совершенного знания, доступного лишь членам секты. Исмаилиты толковали Коран аллегорически и отрицали значительную часть исламских обрядов. В Бахрейне в Х-ХII вв. карматы создали даже свое государство.

При сельджуках исмаилиты основали воинственную секты во главе с фанатиком и политическим авантюристом из Каира Хасаном ас-Сабахом. В 1081 г.он прибыл в иранский Исфахан и стал там проповедовать идеи исмаилитов. Причем призывал избавляться от власти сельджуков. В 1090 г. исмаилиты захватили крепость Аламут (Орлинное гнездо), затем - некоторые горные районы на севере Ирана, а также в Сирии, Ливане, среди крестоносных владений. В итоге было создано государство, расположенное чересполосно с государствами Сирии и Ирана. Не имея больших сил, опираясь, прежде всего, на эксплуатируемые низы, исмаилиты развернули террор. У них появились специальные убийцы федаи (жертвующие собой) из ремесленников, крестьян, городской бедноты, заинтересованные в истреблении знати. Они воспитывались в духе фанатизма и обычно закалывали свои жертвы кинжалами публично, для большего политического эффекта. Перед актом их опаивали гашишем. Среди их жертв были и политические деятели, в том числе 2 халифа. Соответственно, выявленных исмаилитов сжигали заживо, чему способствовало и мусульманское духовенство.

На территориях исмаилитского государства была сделана попытка осуществить на практике вековую мечту низов о социальном равенстве. Но со временем, как это бывало и других аналогичных ситуациях, первоначальные порядки стали разрушаться: правящие слои обзавелись участками вокруг захваченных крепостей с обязанностью живших там крестьян обрабатывать эти земли. Даже горожан они заставляли служить себе. К концу ХII в. первоначальное равенство исчезло. В начале ХIII в. уравнительные порядки в Аламутском государстве были восстановлены, но вновь ненадолго, и затем все вернулось "на круги своя".

В таких условиях сельджукская власть постепенно слабела. В 1185 г. земли сельджуков стали постепенно завоевывать войска хорезмшаха, а в 1194 г. они завоевали почти весь Иран. Но в 1219 г. на Среднюю Азию напали монголы и ситуация резко изменилась.

ИРАН В ХIII-ХV вв. Создание монголького государства ильханов. В 1220 г. полководцы Чингизхана Джэбэ и Субэтэй прошли через Северный и Центральный Иран, затем - в Закавказье, через Дербент - в Северный Кавказ, далее - в Причерноморье, разгромили древнерусских князей на р.Калке в 1223 г.и вернулись в Среднюю Азию, где соединились с основными силами Чингиза. В это время другие отряды монголов завоевывали северо-восток Ирана.

Как видно, это нашествие происходило в русле того разведывательного набега, который докатился и до восточных славян. В Иране военачальники Чингизхана оказались, в общем-то, случайно, в поисках бежавшего туда хорезмшаха, который умер на пустынном острове в Каспийском море. Ну, а полководцы походя прошлись по стране. Что интересно, в этих походах Чингиз использовал в качестве шпионов и проводников мусульманских купцов (вспомним, с каким презрением относились к купцам в иранском обществе). Среди добычи монголов - огромный гарем хорезмшаха, увезенный в Монголию.

Иран серьезно сопротивлялся, ибо это было нападение иного этноса с совершенно иной культурой и бытом (в отличие от более близких соседей - арабов и тюрок). Монголы отличались враждебностью исламу, в верованиях были ближе язычникам, лояльно относились и к христианам-несторианам. Серьезно укрепленные базы исмаилитов монголы обходили, как и отдельные города; другие захватив, разрушили. Но покорение Ирана затянулось до 1256 г., когда монголы взяли и центр исмаилитов Аламут, и разгромили их государство. Это совершил внук Чингизхана Хулагу-хан. В 1258 г. он же завоевал Багдад и окончательно ликвидировал халифат Аббасидов. В 1261 г. он принял титул ильхана (хана племени) и возглавил улус (удел), протянувшийся с запада на восток от Трапезунда до Афганистана, включая и Закавказье. Часто этот улус называют государством Хулагидов или ильханов.

Положение в стране, естественно, резко ухудшилось. Была уничтожена и уведена в рабство масса людей, надолго разрушена оросительная система. Во многих областях Ирана к концу ХIII в. обрабатывалось лишь 10% ранее возделывавшихся земель. Захватчики специально опустошали земли и уничтожали местное население. Ибо у монголов было всего около 200 тысяч воинов - явно недостаточно для контроля за огромной территорией. Такая тактика - в традициях Чингизхана. Против выступали даже его сыновья Чжучи и Угэдэй. Но большинство военачальников поддержало Чингиза, так как они были заинтересованы в грабежах, а не в хозяйственной деятельности на новых для них землях - обычная тактика кочевников.

Ухудшила положение и неудачная политика последнего хорезмшаха Джелал-ад-Дина (1220-1231). Он поначалу сумел объединить силы и даже несколько раз побеждал монголов. Но после ухода их основных сил, сам занялся завоевательными походами на Кавказе (взял, например, Тбилиси), проявлял мусульманский фанатизм. В итоге лишился союзников, был разгромлен монголами и умер один в горах.

Как отмечалось, завоевание сопровождалось массовым обращение местных жителей в рабство. Это привело к деградации не только земледелия, но и ремесла. Монголы ввели жестокую систему нефиксированного налогообложения, подушный налог, который теперь платили и мусульмане. В прослойку вошли, кроме монголов, тюркская и курдская кочевая знать, которая присоединилась к монголам в ходе завоеваний. Этот кочевой слой, привыкший иметь постоянный источник доходов от военной добычи, внес свою лепту в разорение хозяйства.

Но постепенно завоеватели оказались вынужденными передавать управление в руки местной иранской гражданской бюрократии, хотя и под контролем своих представителей ((баскаков). В итоге постепенно положение местных феодалов стало восстанавливаться. Сохранялось и положение церковного землевладения (вакфов). Ибо монголы-шаманисты оказались веротерпимыми и предпочли использовать авторитет исламского духовенства для стабилизации положения.

Социально-экономическое положение. Во второй половине ХIII в. земля была распределена между государственными владениями, землями ильхана и его семьи, частными владениями (мюльк) монголов и местных феодалов, вакфами. Часть государственных земель раздавались в икта.

С крестьян собиралось 15-30 видов поборов и повинностей. Они были беззащитны перед полным произволом чиновников, которые могли по 2-3 разасобирать подати, в том числе и с помощью пыток. За церковные недоимки семьи обращались в рабство. Власти также ввели бераты - грамоты, которые давали право на получение жалования с определенной области или селения, причем вне зависимости от того, платили ли там подати. Население также было обязано поставками продовольствия и фуража для государственных нужд, лошадей и ослов для почты, гонцов, военных, строить и ремонтировать дороги, принимать на постой государевых людей. Крестьяне поэтому старались держать свои дома полуразрушенными, чтобы к ним не вваливались постояльцы. Это время наиболее бесправного положения крестьян во всей истории Ирана. Если шариат не признавал крепостного права, монголы его ввели[176].

На менее многочисленных частных землях положение крестьян было лучше из-за заинтересованности в них землевладельцев. В итоге началось бегство крестьян с государственных земель.

В городах был введен неизвестный ранее налог - тамга. Ремесленники и купцы также, как и крестьяне, были обязаны продавать товары по цене, ниже рыночной, а платить за продовольствие горожане были вынуждены в 4-5 раз дороже цен рынка.

В конце концов разорение народа стало настолько очевидным, что седьмой ильхан Газан-хан (1295-1304) был вынужден начать перемены. Он снизил ряд налогов. Чтобы сблизиться с местной знатью, он принял ислам и вернул ему статус государственной религии. Он даже распорядился разрушить построенные при первых ильханах христианские церкви. Но затем, нуждаясь и в христианских феодалах (в Грузии и Армении), Газан-хан стал проводить политику веротерпимости. Но гонения на буддистов предотвратить не сумел, ибо все другие конфессии считали их идолопоклонниками.

Вообще, Газан-хан был личностью выдающейся. Он был монгольским патриотом (если так можно говорить о том времени), но узнал и высоко оценил культуру Ирана. Он интересовался медициной и естественными науками, во время охоты собирал растения. Установил, что и в Иране растут многие целебные травы и растения, ввозимые из соседних земель. Знал немного персидский, хинди, тюркский, арабский, кашмирский, китайский языки и даже французский. Вникал в документы, правил их.

Во внутренних реформах ильхана большую роль сыграл его везирь Рашид-ад-Дин Фазмуллах Хамадини - врач, ученый-энциклопедист, в том числе историк, богослов, финансовый чиновник. Он организовал опалу и казнь прежнего везиря и занял его место. Сближение с иранскими феодалами и иранскими государственными традициями - его идея. Именно с помощью иранской формы управления он рассчитывал бороться с сепаратизмом монгольской знати и попытался восстановить иранское хозяйство. Для этого был введен твердый налог-рента. В итоге появились фиксированные налоги в деньгах и долях урожая, было запрещено требовать с населения сверх установленного. Запрещалось также всем, в том числе и царевичам, посылать гонцов кроме как по государственным делам. Отменили постойную повинность, грамоты-бераты и другие произвольные поборы. На все деньги и ценности вводились описи. Монгольским воинам теперь раздавали земли в икта с разрешением передавать по наследству, но без права продажи и отбирали их при плохом несении службы. Было подтверждено, однако, закрепощение крестьян. Сохранялись и рабы. В сельском хозяйстве они обрабатывали земли феодалов. Были введены льготы за обработку запустевших земель. Сохранились, естественно, вакфы.

Изменения коснулись и городов. Прежде власть опиралась только на крупных купцов-откупщиков. А вся тяжесть налогов ложилась на основную и не самую богатую часть горожан, которых вынуждали залезать в долговую кабалу к ростовщикам и это приняло угрожающие размеры. Газан-хан запретил ссуды и освободил должников от выплаты процентов и даже от долгов. Стали часто отменять или уменьшать налоги. Были введены единая монетная система (вместо многих монет, чеканившихся в разных областях), единая система мер и весов. Рабов-ремесленников переводили на оброк.

Строилась и украшалась столица - Тебриз (в иранском Азербайджане). В предместье хан построил мавзолей для себя с самым высоким куполом в мусульманском мире, а рядом - 2 медрессе, больницу, обсерваторию, библиотеку, бани, архив. Караван-сараи и бани появились у каждых городских ворот.

В итоге казна увеличилась на 25%. Но домонгольскй уровень в хозяйстве не был достигнут - не хватило времени. Ибо, как это часто в истории бывало, реформы не намного превысили эпоху правления самого реформатора и дожили только до его внука, который стал ханом в 12 лет, в 1316 г.

Упадок государства ильханов. Вновь усиливается роль монгольской знати, и реформы сошли на нет. В условиях усиления внешних врагов растет сепаратизм, обостряются конфликты с укрепившимся за годы реформ иранскими землевладельцами и чиновниками. Увеличивается роль икта, раздававшейся монгольской кочевой знати, особенно в первой половине ХIV в. Тогда же стали расти и мюльк, и вакф. Всё это происходило за счет государственного земельного фонда, что вело, естественно, к ослаблению центральной власти, для укрепления которой и вводил реформы Газан-хан. Одновременно происходила концентрация земель у крупных феодалов за счет изъятия мелких мюльков (насилием, а также по суду, если во время смут и войн гибли документы). Это приводило и к расширению круга закрепощенных крестьян (государственные крестьяне были лично свободными). Прежняя сельская община, сохранявшаяся прежде всего на государственных землях, в первой половине ХIV в. распадалась.

Таким образом, централизаторская политика Газан-хана не нашла прочной опоры в тенденциях общественного развития, характерного конгломератом разных стран, этносов, культур. В экономике вновь усилились отрицательные тенденции. Росла натурализация хозяйства, что, естественно, способствовало сепаратизму. С 1336 г. отделяется Западный Иран, затем - Хорасан, Южный Иран, Ирак.

В этих условиях в западной части Хорасана в 1337 г. вспыхнуло антимонгольское восстание под лозунгами мусульманского сектанства. Оно началось из-за насилия монгольского гонца в селении около города Сабзевар, на юго-восточном побережье Каспийского моря. Там была община дервишей шиитского толка, которые создали тайную антимонгольскую организацию среди ремесленников, городской бедноты и крестьян. После убийства главы дервишей его ученик Хасан Джури поднял восстание против монголов. Восставшие легко овладели городом, разгромили ополчение хорасанских эмиров, а себя стали называть сарбердарами (обреченными на виселицу -?). В 1378 г. лидер сарбердаров Масуд получил титул султана. Он заявил: "Чтобы впредь ни один тюрк (кочевник) до страшного суда не смел разбивать шатра в Иране". Затем сарбердары разделились на умеренных (землевладельцев) и радикальных (ремесленники и крестьяне). Но внешне все они сохранили отрицание богатств. Даже сарбердарская знать стремилась одеваться просто, ладить с дервишами. В доме правителя ежедневно организовывалась общая трапеза для всякого прохожего. Эксплуатация смягчалась: крестьяне платили только 3/10 урожая.

Постепенно территория нового государства расширялась за счет монгольских областей. В 1353 г. монгольский хан пригласил сарбердарского эмира Яхья Кераби для заключения мирного договора (возможно, рассчитывая его убить). Но эмир пришел с 300 (или 1000) воинами и через 3 дня пира сам организовал убийство хана. Так было ликвидировано монгольское государство. Но затем, как водится, в среде самих сарбердаров между умеренными и радикалами. В 1364 г. победили умеренные, но лишились поддержки низов и ряда территорий. И когда в 1378 г. радикалы восстали, правитель сарбердарского государства был вынужден обратиться за помощью к возвысившемуся в Средней Азии монгольскому завоевателю Тимуру. Тот в 1383 г. захватил сарбердаров и 2000 из них замуровал живыми, а вскоре покорил весь Северный Иран.

Иран в ХV в. После смерти Тимура в 1405 г. и распада его государства весь ХV в. в Иране царила раздробленность. Существовало несколько недолговечных тюркских и монгольских государств. Часты были восстания, чаще под руководством различных исламских сект. Непрочность государств обуславливалась господством в них кочевой знати. Отсюда - слабость экономических связей и вообще - новый хозяйственный упадок. История послемонгольского Ирана, писал известный востоковед И.М.Дьяконов, "представляет собой все ту же закономерную тошнотворную парадигму воюющих и сменяющих друг друга неустойчивых государств с неопределенными границами, по большей части с тюркскими династиями"[177].

Во второй четверти ХV в. в Южном Азербайджане усилилось влияние наследственных духовных феодалов - тюрок-шиитов из рода Сефевидов, от главы суфийского ордена Сефи ад-Дина. "Святое происхождение" и, отсюда, ореол божественности облегчил притязания Сефевидов на шахский трон. Их поддержали многие тюркские кочевые племена Малой Азии, Армении и Сирии, исповедывавшие шиизм. Их назвали кызылбаши [178]. В 1499 г. кызылбаши объявили своим главой юного Исмаила Сефевида, подчинившего Азербайджан. Затем, в 1502 г. Исмаил занял Тебриз и провозгласил себя шахиншахом Ирана, а шиизм стал там государственной религией. Так появилось государство Сефевидов, просуществовавшее до 1736 г.

Как видно, рассмотренная история Ирана изобиловала войнами, драматическими завоеваниями и длившимся веками иноземным господством, оставлявшим мало ресурсов для динамичного развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.