КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Турция
СЕЛЬДЖУКСКИЙ СУЛТАНАТ. Заселение турками Малой Азии. Первый очаг турецкого государства был создан на завоеванных у Армении и Византии землях Малой Азии тюркскими кочевыми племенами, пришедшими из туркменских степей во второй половине ХI в. Что же позволило пришельцам-кочевникам осесть и создать государственность на земле, где человеческая цивилизация возникла еще более чем за 3 тысячи лет до рассматриваемых событий? В первой половине I тыс.н.э. Западная Анатолия (западная часть Малой Азии) была эллинизирована, в Восточной Анатолии проживало население, близкое картлийской (грузинской) языковой группе. В VII-VIII вв. после арабских завоеваний на востоке Малой Азии оказались курды, относящиеся к индоевропейской языковой группе. На юге, на средиземноморском побережье - в Киликии - жили армяне, ассирийцы, греки, в меньшем числе - евреи и арабы. Тюрки в Малой Азии впервые появились в IV в., но были ассимилированы разношерстным местным населением. Более значительное проникновение тюрок (из северо-восточного Ирана - Хорасана и Средней Азии) относится к VIII-Х вв. Уже в VIII в. эти тюрки приняли ислам и от них началась тюркизация Малой Азии. С ХI в. накатывается новая мощная волна тюрок - сельджуков, которые и завершили ассимиляцию значительной части местного населения. Кто же такие сельджуки? С древности различные тюркские скотоводческие племена кочевали от устья Дуная на западе и до Алтайских гор на востоке[179]. Во второй половине Х в. у тюрок степных районов Средней Азии происходило разложение первобытных порядков и появилась кочевая военизированная знать. Стали создаваться различные раннегосударственные объединения. Одно из таких объединений, называвшееся огузами (позднее - туркменами), возглавлялось семейством Сельджука (из племени кинык). Впоследствии имя данного семейства распространилось и на все объединенные огузами племена. Движение сельджуков из туркменских степей в Малую Азию было стихийным. Европейские историки считают главной целью их продвижения на запад - грабеж, а не поиск благодатных земель для создания государства. Лишь победа над византийцами при Манцикерте (восток Малой Азии) в 1071 г. создала им ощущение безопасности и возвращение в Среднюю Азию потеряло смысл. Турецкие историки с такой трактовкой не согласны и сравнивают сельджукское завоевание с арабским. И успехи тюрок объясняют теми же причинами, что были у арабов. Тем более, что в обеих случаях инициатива захватов исходила от знати. Образование государства и его устройство. Итак, в 1071 г. сельджуки разгромили византийские войска, а в 1077 г. в Малой Азии было создано их государство во главе с султаном Сулейманом [180]. С 1081 г. столицей султаната стал г.Никея (по-турецки - Изник). Дойдя в 1085 г. до западного побережья Малой Азии, сельджуки стали угрожать Константинополю. Но их дальнейшее продвижение на запад было остановлено крестовыми походами. В первом же из них, в 1097 г. крестоносцы отбросили сельджуков в Центральную Анатолию, чем предотвратили их вторжение в Юго-Восточную Европу. И затем, в течение почти 100 лет сельджуки ограничивались лишь небольшой территорией в Центральной Анатолии. Но в 70-е гг. ХII в. они возобновили наступление на запад и пользуясь ослаблением Византии, добиваются успехов. В начале ХIII в. Сельджукский султанат включал в себя почти всю Малую Азию. В процессе завоеваний тюрки заселяли Малоазийский полуостров. В ХI в. их там насчитывалось до 500-700 тысяч, а к ХIII в. - до 1 млн. человек. Местное население подверглось ассимиляции пришельцами и на этой основе постепенно складывалась турецкая народность. В процессе освоения завоеванных земель у сельджуков усилился процесс распада родо-племенных отношений. Под влиянием среднеазиатских, иранских, общемусульманских и византийских экономических, политических и культурных традиций стали формироваться феодальные порядки на базе земледелия. Активный переход сельджуков к оседлости происходил в ХI-ХII вв. Земля, что типично для Востока, считалась государственной собственностью. Так как государство олицетворял султан, он и был фактическим собственником земли и раздавал ее прежде всего в виде права на сбор налогов своим приближенным и рядовым воинам за службу, то есть - в икта. Но уже в ХI в. земли, с которых собирались налоги, стали передаваться в наследственные владения. В политическом отношении султанат был феодальной монархией с сильным влиянием племенных пережитков. Стоявший во главе государства султан находился в зависимости от родовитых ("древних") богатых представителей знати - беев, которые избирали султана на своем съезде - курултае. Опорой султана была гвардия из рабов и наемников. Существовали также феодальное и племенное ополчения[181]. Всего султанат мог собрать до 250 тыс. воинов. Управление страной было сосредоточено в руках визирей, ведавших различными отраслями государственных дел. Окончательное оформление этих порядков приходится на начало ХIII в. На окраинные кочевые племена распространяется государственная власть, скотоводов заставляют платить налоги, выполнять трудовую повинность. Гибель султаната и его значение. Но в 1243 г. сельджуки были разгромлены монголами и султанат попал в зависимость от завоевателей. Ослабление султанской власти способствовало росту усобиц, а с середины ХIII в. основная часть земель султаната перешла под непосредственное управление монголов. В конце ХIII в. султанат распался на 10 (по другим данным - 16) независимых княжеств (эмиратов или бейликов)[182]. В 1307 г. монголами был задушен последний сельджукский султан Гияседдин Месуд III и это событие считается концом Сельджукского султаната. 230 лет существования султаната имели большое значение в истории турецкого народа: турецкий этнос стал в малой Азии ведущим, основная часть населения перешла к оседлому земледелию, были заложены основы государственности и культуры, началось формирование турецкой народности, хотя окончательно турецкий народ сложился значительно позднее[183]. Но уже во второй половине ХIII в., в ответ на монгольские притеснения, стала распространяться область применения турецкого (народного) языка даже в литературе. На него стали переводиться произведения с других языков. Но еще широко использовался арабский и персидский языки, особенно в аристократической среде, где была модной персидская поэзия. На темпах социально-экономического развития сельджуков благотворно сказалось влияние покоренного населения, которое по уровню развития превосходило завоевателей. Гнет монголов затормозил естественное развитие Сельджукского государства. Но связи населения с уже освоенной территорией были настолько прочными, что при благоприятных внешних условиях на развалинах султаната возникло новое - Османское государство, которое со временем превратилось в одну из сильнейших империй средневековья. ОБРАЗОВАНИЕ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА. Среди бейликов, на которые распался Сельджукский султанат было несколько крупных. Но ядром нового турецкого государства стал небольшой, окраинный Османский бейлик, расположенный в северо-восточной части Малой Азии, на границе с Византией и со столицей в г.Сёгют. Среди причин, возвысивших именно этот бейлик, было его географическое положение: близость Византии, удаленность и фактическая независимость от монгольских правителей. Все это способствовало массовому наплыву в бейлик тюркских кочевников извне. История создания бейлика такова. Во время нашествия Чингизхана на Среднюю Азию в 1219-1221 гг. небольшое туркменское племя кайя, состоявшее всего из 400 кибиток (семей), во главе с Эртогрул-беем, двинулось на запад и в 30-х гг. ХIII в. оказалось в Малой Азии. По преданию, Эртогрул получил от сельджукского султана в качестве икта северо-западную область и за это обязался нести охрану границ[184]. В 1281 г. Эртогрул-бей умер и во главе племени стал его сын Осман, от имени которого и произошло название бейлика, основанного его отцом. Осман положил начало династии, представители которой бессменно правили турками вплоть до отмены султанской власти в 1922 г. в ходе революции[185]. Важной вехой в истории бейлика стал 1299 г., когда монгольский ставленник, сельджукский султан Гияседдин Месуд II был свергнут в ходе восстания и бежал. Осман воспользовался этим и стал править самостоятельно. Этот год принято считать началом существования независимого Османского государства. В то время оно напоминало европейские варварские королевства IV-VI вв., ибо тоже было основано на военной силе и грабежах. Сын Османа - Орхан-бей в течении первой половины ХIV в. завладел обширными византийскими территориями в Малой Азии, в том числе восточным побережьем Дарданелл и Мраморного моря. При нем начали складываться органы государственного управления. Османы[186] были весьма малочисленны и смогли осуществить свои завоевания лишь благодаря притоку к ним тюркских кочевников из других бейликов и даже из других тюркских стран. Первоначально действуя по примеру сельджуков, османы разрушали сопротивлявшиеся им населенные пункты, уничтожали посевы, порабощали в рабство плененных жителей[187]. Но вскоре преодолели "кочевнический синдром" и стали осуществлять более разумную политику - освоения покоренных земель. Для этого уже часть покоренного населения оставлялась на местах для обработки земли и уплаты налогов. К тому же очень часто и в Малой Азии и, затем, на Балканах, местное население захваченных Византией земель, особенно крестьянство, не оказывало туркам серьезного сопротивления. Нередки были даже случаи бегства к османам крестьян, спасавшихся от тяжелой эксплуатации в Византии. ЗАВОЕВАНИЯ НА БАЛКАНАХ В ХIV в. Завоевав северо-западную часть Малой Азии и видя богатство, но вместе с тем и слабость Византии, турки приступили к завоеванию Балкан. Это завоевание началось в 1352 г., когда турки были призваны на помощь претендентом на византийский престол Иоанном Кантакузином. Турки во главе с сыном Османа Сулейман-пашой переправились через Дарданеллы и завладели крепостью Цимпе. А в 1354 г., воспользовавшись тем, что землетрясением были разрушены стены г.Галлиполи, захватили и его. Затем, в 1362 г., османы завладели Андрианополем, переименовали в Эдирне и сделали своей столицей. Так турки оказались в глубоком тылу у Византии. Ее император с 1370 г. стал вассалом турецкого султана, платил ему дань и должен был принимать участие во всех военных походах османов. В такое же положение попали и болгары после захвата турками г. Филипполь (Пловдив). В 60-х гг. ХIV в. турки вторглись в Сербию и после победы на Косовом поле (1389) поставили и ее в вассальную зависимость. Затем, в 1395 г., захватив последний крупный болгарский город Видин, османы превратили Болгарию в турецкую провинцию. Успеху турецких завоеваний на Балканах во многом способствовали междоусобицы в Византии, а также конфликты между другими балканскими государствами. Вместо объединения перед грозной опасностью, они продолжали мелочную вражду, да еще часто призывали на помощь турок. Для закрепления на завоевываемых землях, турецкие султаны начали практиковать переселение на Балканы турок из Малой Азии, одновременно избавляясь от беспокойных кочевых племен у себя в тылу, на востоке. Окончательно укрепили свое положение на Балканах турки после победы над крестоносцами под Никополем (1396), в которой 60-100 тысяч рыцарей столкнулись с примерно 200 тысячами турок. Примечательно, что 15-тысячное войско сербского деспота Стефана Лазаревича сражалось на турецкой стороне и во многом решило битву в их пользу. В последние десятилетия ХIV в. османские султаны покорили в Малой Азии еще сохранявшие самостоятельность бейлики. Но долгое время объединение этих бейликов с Османским государством не было прочным. Столь успешные завоевания за относительно короткий промежуток времени объясняются не только разобщенностью балканских государств. Сказалась и внутренняя сила османов, позволившая им воспользоваться выгодной для них ситуацией на Балканах. В чем же она состояла? СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ОСМАНСКОГО ГОСУДАРСТВА. В нем восстановились те же аграрные порядки, которые сложились еще при сельджуках. Но они были дополнены специфическими порядками, сложившимися в пограничном османской бейлике. Постоянный приток туда новых переселенцев способствовал формированию полупрофессиональной армии: пешей - яя и конной - мюселлем. Записывали в нее турок-мусульман. Цель этой армии - война с неверными. В нее шли охотно, даже давали взятки записывавшим в нее кадиям (мусульманским судьям), ибо участие в ней оплачивалось, а в мирное время записанным давали для обеспечения участки земли, который освобождали от налогов. Такая политика способствовала оседанию тюрок на землю и приобщению их к крестьянскому труду. Традицию сочетания крестьянских занятий и армейской службы османские правители явно позаимствовали у Византии (создавшей слой стратиотов - крестьян-воинов). Но для завоевательных целей такое воинство не годилось и появилось новое войско - янычары [188]. Но и воины-крестьяне остались как вспомогательные силы. Потом на землю стали сажать служилый люд и в ХIV-ХVI вв стала формироваться специфическая для турецкого феодализма тимарная система. Она возникла под влиянием как византийских проний, так и мусульманского икта, но была ближе к последней. Тимарист мог распоряжаться не пожалованной землей, а только доходом с нее, зафиксированным в его берате. По отношению к крестьянам тимарист - рентополучатель и организатор-надсмотрщик, следивший за работами крестьян, своевременным сбором с них налогов, но не мог увеличить долю своего дохода. А над ним - его военачальники, налоговое ведомство и контроль с их стороны с годами все более усиливался. А сама налоговая система была взята османами от живших здесь византийцев. От Византии они заимствовали и наличие особого государственного законодательства, чего не было в других мусульманских странах, живших только по мусульманскому праву. Так сложилось, вероятно, потому, что те нормы, с которыми столкнулись на западе османы, нельзя было осмыслить с помощью шариата[189]. Именно на основе тимарной системы сложились османская государственность и османское общество. Османы сумели использовать разный опыт общественной и государственной жизни создали в ХIV-ХV вв. мощную империю и выработали структуру её управления. Но арабский мир, войдя в османское государство, усилил в нем исламский элемент. Сохранение ранних черт в османской государственной структуре выразилось в длительном использовании системы капыкулу [190] и в нарастающем отрыве государственного управления от общества и общественного развития. В дальнейшем это привело к застою[191]. Юридически рассмотренные порядки оформились в 60-70-х гг. ХIV в. В 1368 г. было узаконено, что завоеванная земля является государственной собственностью. В 1375 г. был принят закон о раздаче военных ленов: мелких - тимахов и крупных - зеаметов. Воин-всадник (сипахи) получал землю во владение на условии выступать в поход под знаменем своего ближайшего военачальника - санджак-бея [192]. Сипахи также был обязан привести с собой определенное число конников в соответствии с размером своего лена. Доход сипахи состоял из налога-ренты, который он собирал с крестьян. Таким образом, закон закреплял формирование феодального землевладения. При Орхан-бее началось формирование государственных учреждений. Появились визири, совещательный орган из представителей знати - диван. Усилилось влияние высшего духовенства - улемов. Страна была поделена на провинции и округа. При султане Мураде I (1359-1389) появились первые законы (в том числе и указанные выше). До того жизнь турок регулировалась обычным правом - тюрэ и мусульманскими обычаями - шариатом. При Мураде I покоренные государства находились в вассальной зависимости. Его сын Баязид начал проводить политику централизации. Особое внимание в связи с этим было уделено армии. Основой военной силы стало конное ополчение сипахов, заменившее прежнее ополчение из всех мужчин. В 1361 (или 1363) г. был создан первый регулярный пехотный корпус из христианских военнопленных. Пехота особенно необходима была туркам при осаде крепостей. Корпус получил название янычарского. На первых порах он насчитывал 1-3 тыс. пехотинцев. Со временем их число увеличилось и был изменен способ набора. В 20-х гг. ХV в. появилась так называемая система девширме: раз в 3, 5 или 7 лет (иногда чаще - по потребности) специальные вербовщики силой забирали христианских мальчиков и юношей (с 8 до 20 лет), из которых наиболее физически развитых после специальной подготовки направляли в янычарский корпус. Негодные к военной службе пополняли ряды рабов. Янычары воспитывались сначала в турецких семьях, затем в специальной школе в духе мусульманского фанатизма и слепой преданности султану, считаясь его рабами. По образцу янычар был создан небольшой корпус всадников, названных сипахи (не путать с сипахи-землевладельцами). Янычары и сипахи находились в полном распоряжении султана, получали из казны денежное жалование, не женились, жили в казармах и служили до тех пор, пока могли держать оружие. Все сипахи и большая часть янычар находились в столице, а остальные - в крупных городах и использовались не только во внешних войнах, но и для борьбы с противниками султана внутри страны. ОСМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО В ХV в. После разгрома крестоносцев уже упоминавшийся султан Баязид (1380-1403) основное внимание во внешнеполитической деятельности сосредоточил на захвате столицы вассальной Византии - Константинополе и даже блокировал город. Но совершенно неожиданно помощь Византии пришла с Востока - в Малую Азию вторгся Тимур. Баязид, увлекшись завоеваниями на Балканах, мало внимания уделял положению в Малой Азии. А там еще не была окончательно подавлена самостоятельность местных беев, тяготившихся все усиливавшейся властью османов. Этим и воспользовался пир вторжении в Малую Азию Тимур[193]. Имея крупные силы, он сумел склонить на свою сторону некоторых малоазийских беев, покоренных Баязидом. Решающее сражение произошло при Ангоре (Анкаре) 28 июля 1402 г. Обе армии отличались высокими боевыми качествами. Но в разгар битвы ополченцы, набранные Баязидом восточномалоазийских бейликах, вдруг увидели своих беев на стороне Тимура и, изменив султану, перешли на сторону монголов, что и решило исход сражения. Турки были полностью разгромлены, а Баязид и два его сына попали в плен. Весной 1403 г. Баязид, которого Тимур возил с собой (будто бы в клетке), узнав о намерении победителя отвести его в Самарканд, отравился. Тимур, как и в предыдущих своих походах, не собирался обосновываться в завоеванных землях. Удовлетворившись богатой добычей, он повернул назад и в 1405 г. умер при подготовке к походу в Китай[194]. Нашествие монголов имело для Турции тяжелые последствия. Чтобы ослабить османов, он вернул покоренным азиатским бейликам самостоятельность, а остальные турецкие земли разделил между четырьмя оставшимися сыновьями Баязида. Естественно, вскоре между братьями началась борьба за верховенство, закончившаяся победой в 1413 г. одного из них - Мехмеда I, который затем сумел укрепить османскую государственность. Завоевание Византии. При преемнике Мехмеда - Мураде II (1421-1451) Турция возобновила агрессивную внешнюю политику, направленную прежде всего против Константинополя, который, несмотря на дряхлость, все еще стоял на пути завоеваний османов на западе. Уже в 1422 г. Мурад II осадил Константинополь. Хотя осада оказалась безуспешной, спустя 2 года Византия, состоявшая к тому времени из отдельных и отдаленных друг от друга частей, не находившая помощь в христианском мире, возобновила выплату туркам дани. Крестовый поход против турок удалось организовать лишь через 20 лет. Возглавил его венгерский король Янош Хуньяди. Но он был разгромлен турками под Варной, а в 1448 г. вновь потерпел поражение на памятном для балканских народов Косовом Поле. Эти победы укрепили турок и поставили Византию в критическое положение - всю империю можно было пройти за 3 часа. Последний император - Константин ХI Палеолог, несмотря на кипучую энергию ничего не мог изменить. Трагическая для Византии развязка была ускорен тем, что не смену одряхлевшему Мураду II пришел его сын - энергичный и честолюбивый Мехмед II (1451-1481). Будучи сыном одной из наложниц султана, он начал с устранения конкурентов, причем не пощадил и своего девятимесячного брата. Затем, во искупление этого преступления он выдал убийцу матери младенца (они были братьями только по отцу), которая в присутствии Мехмеда собственноручно вспорола живот убийце, вырвала сердце и еще трепещущим бросила его на съедение псам[195]. Современники также сообщали, что однажды Мехмед в поисках пропавшей из сада дыни приказал вспороть животы у 14 рабов. Такие страшные рассказы дополняет и сообщение писавшего портрет султана итальянского художника Джентило Беллини. Он с ужасом вспоминал, как Мехмед во время позирования собственноручно отрубил голову прислуживавшему рабу для того, чтобы продемонстрировать живописцу конвульсии шейных мускулов. Но при этом Мехмед II был высокообразован, интересовался точными науками, философией, читал в подлинниках Цезаря и Плутарха. И этот человек поставил цель сделать Константинополь своей столицей. Весной 1453 г., собрав 150-200 тысяч воинов против 7 тысяч защитников, Мехмед осадил столицу Византии и 29 мая город был захвачен. После традиционных трехдневных грабежей Мехмед торжественно въехал в свою новую столицу, названную Стамбулом [196]. При этом султан посетил резиденцию константинопольского патриарха где, усевшись на патриарший трон, слушал от стоящего перед ним епископа Геннадия пояснения в христианской вере. Переход в руки турок такого крупного военно-стратегического и торгового центра на пути из Европы в Азию сказался на всей Европе. Сильно пострадала европейская (особенно итальянская) торговля с Востоком. Османы, укрепившись на Балканах, не скрывали своих агрессивных планов в отношении Венгрии, Италии и других европейских стран. Константинополь перестал играть роль духовного и культурного центра для всех православных[197]. Турция во второй половине ХV в. В течение 1459-1483 гг. Турция покорила почти весь Балканский полуостров. В 1463 г. Мехмед II собственноручно отрубил голову последнему королю Боснии Стефану Томашевичу. В 1467 г. после смерти упорного борца против турок, талантливого полководца Георгия Скандербега потеряла независимость и Албания. В 1479 г. Турция почти полностью вытеснила Венецию с островов Эгейского моря, а в 1480 г. даже предприняла поход в Южную Италию, окончившийся, однако, неудачей. В 1475 г. Турция завоевала Крым и стала полной хозяйкой в Черном море. К концу ХV в. было завершено и объединение в рамках османского государства и всей Малой Азии, где турки уже составляли подавляющее большинство населения. В результате создалась сильная агрессивная империя, наводившая страх не только на отдельные соседние страны, но и на целые коалиции европейских и азиатских государств. Во второй половине ХV в. сложились основные формы государственного строя, просуществовавшие почти до середины ХIХ в., а некоторые - и до свержения султанского режима в 1922 г. Во главе находился султан[198] - абсолютный светский и духовный властелин. Престол переходил от отца к сыну. Но так как престо был один, а сыновей (при наличии гарема) - много, воцарившийся султан обычно убивал своих братьев. Лишь в начале ХVII в. был установлен порядок, по которому престол переходил к старшему по возрасту представителю династии. Других возможных претендентов заключали во внутреннюю тюрьму. Вторым лицом в государстве был великий визирь, которому подчинялись остальные визири (подобие министров). Все визири составляли Высочайший совет. Основой экономики оставалось земледелие и скотоводство. Города были разорены длительными войнами. Со второй половины ХV в. власти, заинтересованные в ремесленниках и торговцах для обслуживания двора, знати и армии, стали переселять их в столицу из других завоеванных городов. Начали оживать и некоторые другие крупные центры. Но, в целом, турецкое господство отрицательно сказалось на городской жизни как в Малой Азии, так и на Балканах. Горожане долго оставались в турецком обществе инородным телом и рассматривались как властями, так и землевладельцами как объект эксплуатации. До понимания значения городов для укрепления экономики там еще не поднялись, что впоследствии способствовало застою и ослаблению империи. Но пока, до середины ХVI в., благодаря богатствам завоеванных земель, Османская империя оставалась грозной владелицей стратегически важных земель на оживленном стыке Европы, Азии и Африки и, во многом, определяла историю региона.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |