Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крестовые походы на Восток




ТЕМА 3.

 

ПРИЧИНЫ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ. Указанным названием обозначено военно-колонизационное движение европейцев, происходившее в период с 1096 по 1270 гг. и направленное на борьбу с мусульманами за обладание святыми для христиан местами возникновения их религии на Ближнем Востоке.

Отдельные походы христиан против "неверных" (мусульман и язычников) совершались в ХI в. по разным направлениям. Так, норманны захватили Южную Италию и изгнали арабов с Сицилии. В Испании активизировалась борьба за отвоевание ее от тех же арабов - Реконкиста. Немецкие рыцари осуществляли походы против язычников в Полабье. Но все это были локальные, незаметные для основной части западноевропейского населения. В крестовое же движение на Восток были вовлечены самые широкие слои европейского общества. И дело не только в постоянных призывах церкви освободить гроб Господен и другие христианские святые места в Палестине, захваченной арабами еще в VII в. Ведь эти призывы до конца ХI в. не имели практических последствий. Европейцам-христианам было не до Палестины. В чем причины возникновения такой консолидированной агрессивности против мусульман именно в указанное время?

Вспомним, что именно к ХI в. по всей Западной Европе окончательно формируется сеньориальный строй - все земли оказываются поделенными между феодалами. Основная масса крестьян оказывается в личной зависимости от сеньоров, которые, со своей стороны, почти повсеместно становятся политически самостоятельными. Дальнейшее развитие феодального сословия, пополнение его новыми поколениями рыцарей, особенно в условиях майората [77], упиралось в ограниченность земельных ресурсов. И феодалы начинают интенсивные поиски новых земель, необходимых как для обеспечения своих наследников, так и для наделения ею своих слуг и повышения своего политического статуса. Еще более актуальны поиски новых земель для мелкопоместных дворян - рыцарей, для которых новые владения - источник не статуса, как у знати, а самого существования. Тем более что в ХI в. на Западную Европу прекратились набеги норманнов и венгров, и многие рыцарские дружины остались без работы.

Та же проблема малоземелья встала и перед крестьянами, уже освоившими все доступные в местах своего обитания земли. Не случайно именно с этого времени начались вышеописанные "великие расчистки"[78]. Феодалам, естественно, такой путь утоления земельного голода, сопряженный с длительным напряженным трудом, был неприемлем. Впрочем, если рядом что-то плохо лежало, и крестьяне были не против прибрать к рукам, что проявилось в их участии в походах на земли полабских славян, против испанских арабов (мавров), а также и в походах на Восток, о богатстве которого у европейцев сложились преувеличенные представления.

В походах на Восток оказались заинтересованы и итальянские купцы, нуждавшиеся в силовой поддержке для одоления своих конкурентов в ближневосточной торговле - арабов, а, затем, и византийцев. К тому же любое военное предприятие требовало определенного материального обеспечения, что сулило рост спроса и купцам, и постепенно распространявшимся по Европе профессиональным ремесленникам.

Таким образом, в ХI в. сошлись воедино интересы к новым землям практически у всех социальных групп западноевропейского общества. Сказались и ожидания конца света, которого ожидали христиане сначала в 1000 г., а потом, не дождавшись, и в течение всего ХI в. Эти эсхатологические страхи порождали массовую истерию и делали верующих более восприимчивыми к церковной агитации. В таких условиях призыв папства к освобождению гроба Господня был, наконец, услышан и обрел реальные, материальные формы многочисленных и многолюдных походов, названных крестовыми из-за того, что их участники нашивали эти христианские символы на свои одежды.

Дорога же к святым местам была европейцам известна. Ее проложили паломники и купцы. Их, которых на Востоке считали варварами, поражали огромные города Византийской империи и Багдадского халифата, сказочные богатства и чудеса. На родине их рассказы приобретали причудливо фантастические преувеличения, распалявшие воображение и жадных до богатств и власти крупных феодалов, не бедных (в прямом смысле этого слова) рыцарей, и голодных крестьян. Духовенство активно и беззастенчиво использовало материальный интерес христиан и в проповедях подчеркивало богатство Востока.

ПОЛОЖЕНИЕ НА ВОСТОКЕ сложилось в ХI в. так, что они могли рассчитывать на успех. Обе могучие державы Ближнего Востока - Византия и Халифат находились в критической ситуации. Самая страшная опасность грозила им со стороны турок-сельджуков. В начале ХI в. турки разгромили Багдадский халифат, отняли у Египетского халифата Сирию и Палестину. В 1071 г. турки же разгромили и византийские войска при Манцикерте (на востоке Малой Азии), взяв в плен императора. От полного разгрома Византию спасло то, что государство сельджуков распалось на множество враждовавших между собой удельных образований. Однако Азию империя потеряла.

Не успела Византия оправиться от турецкого разгрома, как опасность появилась с запада. Вождь норманнов - Роберт Гюискар, захвативший до того Южную Италию и Сицилию, высадившись в Эпире, начал поход против Византии. Императору Алексею Комнину удалось поднять восстание против норманнов у них в тылу, в южной Италии, а также привлечь на свою сторону Венецию, которая за услуги против норманнов получила значительные торговые льготы в Византии и даже торговый квартал в Константинополе. Но, избавившись от западной опасности, Византия оказалась под ударами с севера кочевников-печенегов, которые, поддержанные славянами, перешли Дунай, и подошли чуть ли не к Константинополю. И эту опасность отвели византийские дипломаты. Но вместо печенегов на севере появились половцы. Хотя их удалось натравить на печенегов, Византия была истощена и обращалась за помощью к западным единоверцам.

Однако до тех пор, пока в Западной Европе не созрели рассмотренные выше внутренние условия, которые сделали возможным консолидированное движение различных социальных групп, призывы о помощи не встречали отклика. Лишь в конце ХI в. соответствующие условия созрели, и Западная Европа двинулась на Восток, как раз тогда, когда Византия уже сама справилась с ситуацией, а среди турок начались усобицы.

ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД [79]. Идея священной войны с мусульманами зрела еще у папы Григория VII. Но осуществить ее мешала борьба с германским императором Генрихом IV за инвеституру. Добившись уступок, новый папа Урбан II возобновил проповеди крестового похода. Он воспользовался прежними обращениями византийского императора за помощью, последовавшими после поражения от турок в 1071 г., а заодно решил улучшить отношения с византийской церковью, испорченные недавними взаимными проклятиями папы и Константинопольского патриарха в 1054 г. В 1095 г. Урбан II созвал в южнофранцузском Клермоне собор, на который съехались не только клирики, но и многие миряне, так что папа был вынужден свою речь с призывом к походу на Восток произнести дважды: перед клириками в местном храме и на городской площади перед огромной фанатично-возбужденной толпой мирян. В заключение своей речи он призвал христиан освободить гроб Господен от неверных и тут же добавил: "Земля та течет молоком и медом; Иерусалим - плодороднейший перл земли, второй рай утех". Эти слова, разумеется, глубоко тронули светскую часть слушателей - многочисленное рыцарство и бедноту[80]. Присутствовавшие поклялись отправиться в поход и в подтверждение этого стали нашивать себе на одежду красные кресты. Призыв разнесся по всей католической Европе. Сборный пункт был назначен в Константинополе.

Для материализации задуманного церковь предоставила крестоносцам ряд льгот:

1. Имущество участников и их семей на время похода берется под охрану церкви.

2. Лица, принявшие крест, освобождались от уплаты долгов на время похода, что особенно было важным для рыцарей.

3. На время похода объявлялся "божий мир", то есть запрещались феодальные усобицы, войны в Европе[81].

Так начался Первый крестовый поход. Он распался на две части: похода бедноты и феодалов. Вызвано это было тем, что кроме папских посланников среди крестьян нашлось немало народных проповедников. Среди них выделялся Пьер (Петр) Амьенский, проповедовавший в Северной и Средней Франции [82]. Вокруг него и ему подобных - обычно невежественных, незнакомых не только с военным делом, но и не представлявших трудностей похода - собирались отряды крестьян из Прованса, Бургундии, Бретани, Англии, Испании, Западной Германии. Среди них были старики и мальчики, без продовольственных запасов и вооруженные чем попало, а то и вовсе без оружия. Эти крестьяне плохо знали, куда идут и при виде каждого города спрашивали: "Не Иерусалим ли это?". А идти им надо было через Германию, Венгрию, Болгарию, Византию, знойную и безводную Малую Азию.

В пути, чтобы питаться, эти "босоногие крестоносцы", как их прозвали жители тех мест, по которых они проходили, грабили местное население, которые, как они считали, должны были помогать святому делу. Они же осуществили и первые европейские погромы в Европе. Причины легкости, с которой эти крестоносцы шли на грабежи, лежали и в идеологической сфере. Ибо для бедных богатство было главной ересью, главным врагом. Поэтому крестовое движение было для них и походом против богатых. В Кельне, Трире они грабили не только евреев, как иноверцев, но и богатых христиан как эксплуататоров. Но больше всех доставалось, естественно, иноверцам. Собственно, крестовые походы и положили начало воинственной ксенофобии в Европе, в том числе и антисемитизму. Даже церковь нередко выступала против грабежей "босоногих". Местное население часто выступало против них с оружием в руках, изгоняло, убивало, порой целыми отрядами, как, например, произошло в Венгрии. Много "босоногих" погибло в Болгарии и к Константинополю они подошли сильно поредевшими.

Положение в Византии к тому времени несколько стабилизировалось и теперь император, Алексей Комнин, был бы рад не иметь у стен своей столицы этого "войска" и он поспешно переправил его в Малую Азию, где оно тут же было разбито турками[83]. Погибших никто не хоронил и их кости лежали на месте побоища долгие годы. Остатки воинства во главе с Пьером Амьенским греческие рыбаки перевезли на византийскую территорию, где уцелевшие крестоносцы остались дожидаться прибытия феодального ополчения[84].

Дворяне подготовились к походу более основательно. Они были прекрасно вооружены, запаслись деньгами и продовольствием. Многие распродали свое имущество, взяли с собой семьи и своры охотничьих собак. Всего собралось от 70 до 300 тыс. рыцарей[85], которые двигались к Константинополю отдельными отрядами и разными дорогами. Наиболее многочисленный отряд сформировался в Лотарингии, и возглавили его Готфрид Бульонский и его брат Балдуин. К нему примкнули даже воины из древнерусских земель. Отряд из Северной Франции возглавил нормандский герцог Роберт. Отряд из Южной Франции возглавил граф Раймунд Тулузский. Во главе норманнского ополчения из Южной Италии был один из наиболее способных командиров Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Многие рыцари собирались как на охоту, брали с собой егерей и своры собак. За рыцарскими отрядами следовали огромные обозы, зависимые крестьяне, купцы и прочий люд, надеявшийся на поживу.

Весной 1097 г. рыцарское ополчение подошло к Константинополю. Византийцы довольно презрительно смотрели грубых и невежественных западных "варваров". Но император имел все основания опасаться этого войска и после получения от рыцарей формального согласия признать завоеванные у турок земли вассальными от Византии, спровадил их в Малую Азию.

Из Константинополя крестоносцы выступили без единого командования. Они ужасно страдали от палящего солнца, задыхались в своих тяжелых доспехах, несли урон от внезапных нападений турок. Очевидец писал об одном из таких нападений, в котором турки, внезапно атаковав лагерь, убивали всех подряд: "Женщины погибали вместе с мужчинами, люди были объяты ужасом, раздавались стоны и вопли. Опасаясь жестокостей и мучительной смерти, молодые девушки, и даже самые благородные дамы поспешили надеть на себя лучшие одежды и явились перед турками в надежде, что они проявят великодушие перед красивыми пленницами". В другом месте описываются страдания крестоносцев от жажды: "В один день (август 1097 г.) около 500 человек обоего пола погибали в муках жажды. Лошади, ослы, верблюды, муллы, быки и другие животные пали от той же самой причины. Мужчины, ослабевшие от чрезмерной испарины, бродили с открытыми ртами, чтобы больше вдыхать в себя воздуха и уменьшить муки жажды, но все это не облегчало их". Ко всему прибавилась и чума, начавшаяся в обозе среди женщин и детей. В итоге к июню 1098 г. осталась лишь половина первоначальной численности рыцарского ополчения.

В тех же случаях, когда крестоносцы одерживали победы над турками, они не уступали им в жестокости. В этом воины Христа ничем не отличались от воинов Аллаха. Некоторую передышку крестоносцы получили в Киликийской Армении, расположенной на северо-восточном побережье Средиземного моря. Армяне там оказались после завоевания Закавказья Византией в 1000-1064 гг. После появления в Малой Азии турок в 1071 г. киликийские армяне-христиане оказались изолированными и воспринимали появление крестоносцев, хоть и католиков, как опору для укрепления своего положения. Они радушно встретили крестоносцев, ввели их в круг ближневосточных проблем и тонкостей местной политики, а местные девушки охотно выходили замуж рыцарей.

Отдохнув среди неожиданно пришедшихся кстати союзников, крестоносцы двинулись далее. Преодолев еще много трудностей, они отвоевали у турок ряд областей и основали на восточносредиземноморском побережье свои княжества. Так, Балдуин на захваченной земле, расположенной по пути из Сирии в Месопотамию, основал графство Эдесское. Продвигаясь на юг по направлению к Палестине, крестоносцы осадили Антиохию. Продержавшись почти год, город пал лишь из-за предательства командиров одной из крепостных башен. Осада была для воинов креста не менее тяжелой, чем для мусульман. Зимой им пришлось пережить страшный голод. Причем страдали не только люди. Из 70 тыс. коней, в начале осады, осталось не более 2 тыс. При взятии города крестоносцы устроили страшную резню, а Боэмунд Тарентский основал княжество Антиохийское. Затем было основано и графство Триполи.

Лишь спустя 2 года после начала похода, в 1099 г. немногим более 20 тыс. крестоносцев (по другим данным - 50 тыс.) достигли Иерусалима и штурмом взяли его, учинив побоище, превзошедшее по жестокости антиохийское[86]. В хронике очевидца читаем: "Страшно было смотреть, как валялись повсюду тела убитых и разбросанные члены и как вся земля была облита кровью... В черте иерусалимского храма было перебито до 10 тысяч неприятелей сверх тех, трупы которых валялись по улицам и площадям... Каждый в знак овладения домом вешал на дверях свой щит или другое оружие, чтобы таким путем объявить другим, что они должны идти дальше, ибо это место имеет для себя господина". Норманнский историк ХII в. со слов очевидца писал: "Мечи обнажив, рыскают франки по городу. Они никого не щадят, даже тех, кто молил о пощаде. Народ неверных падал под их ударами, как падают гнилые желуди с дуба, когда трясут его ветви". Ему вторил другой хронист: "В портике Соломона можно было передвигаться лишь по колено в крови... И это была Божья кара, и было справедливо, что кровь тех, кто выступал против Бога, пролилась именно в этом месте...".

Затем крестоносцы устроили покаянные церемонии: ходили босиком по "святым местам", ползали на коленях, плакали, где полагалось, а затем отметили победу пиром. Так было основано Иерусалимское королевство во главе с Готфридом Бульонским. Номинально от него зависели все вышеназванные образования: графства Эдесса и Триполи, а также княжество Антиохия. Но реально все эти владения были вполне автономны, ибо здесь крестоносцы в точности воспроизвели вассально-ленную систему, господствовавшую в Западной Европе.

В ХIII в. законы Иерусалимского королевства были оформлены в так называемых " Иерусалимских ассизах ", записанных уже после потери крестоносцами Иерусалима, на Кипре. В Ассизах было перечислено, в каких случаях король имел право требовать службы от своих вассалов. Королевская власть ограничивалась советом феодалов. В случае нарушения королем прав дворянина королевства, остальные могли отказать ему в службе. Но, в отличие от Европы, служба сеньору не ограничивалась конкретным временем. Сами же феоды напоминали арабские икта. Они не считались собственностью вассала и при преступлении возвращались сеньору.

Некоторые пришедшие с рыцарями крестьяне получили рыцарские звания и земли. Они заполнили убыль в рыцарских рядах. Однако основная их масса получила лишь личную свободу, но должна была арендовать землю у феодалов. Местные крестьяне-христиане, из греков и мусульмане-арабы были превращены в крепостных, обложены оброками, барщиной и другими повинностями.

Итальянские города Пиза, Генуя, Венеция помогали крестоносцам во время их похода и завоеваний. За это они были вознаграждены большими привилегиями. В портовых городах им отвели особые кварталы, они создавали в крестоносных городах свои фактории. Итальянцы вели посредническую торговлю между Востоком и Западом, минуя Византию, а также получили в созданных крестоносцами государствах земли с крепостными; в городах на них работали ремесленники. Кроме итальянских городов лишь один Марсель имел квартал в Иерусалиме.

Однако завоевания крестоносцев были непрочными и недолговечными из-за:

1. Отсутствия единства между крестоносными государствами и внутри этих образований. Между феодалами были частые конфликты и стычки.

2. Географического расположения образовавшихся владений. Узкая и длинная (в 1200 км) прибрежная полоса их владений была чрезвычайно уязвима для нападений.

3. Малочисленности пришедших рыцарей по сравнению с коренным населением.

4. Текучести состава крестоносцев. Многие из них не приспособились к местным условиям и уезжали, приезжали другие, но часто тоже не надолго.

Господствующей и наиболее многочисленной группой были преимущественно французские феодалы. Потому крестоносцев на Ближнем Востоке называли франками. Но, как отмечалось, среди Христовых воинов оказались и православные из древнерусских княжеств, в том числе черниговский игумен Даниил. Они основали в Иерусалиме монастырь.

ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНА. Местное население, естественно, было глубоко враждебно крестоносцам. Их постоянно тревожили своими нападениями и турки. Для защиты своих владений завоеватели создали постоянные военные организации - так называемые духовно-рыцарские ордена. Первым среди них был Орден тамплиеров (храмовников)[87], созданные в 1119 г. французскими рыцарями. По его примеру итальянские рыцари вскоре создали Орден иоаннитов (госпитальеров)[88], а в конце ХII в. немецкие рыцари основали Тевтонский (немецкий) орден. В отличие от ранее созданных, в него принимали только немцев.

Уставы вновь созданных орденов были специфичны: их члены, оставаясь рыцарями, принимали все монашеские обеты (безбрачия, послушания и т.д.), но главным их занятием была война. Ордена эти были санкционированы папой и подчинялись непосредственно ему. Образованные несколькими энтузиастами, добровольно занимавшимися защитой паломников и уходом за больными, эти ордена стали быстро разрастаться, в том числе и потому, что смерть в бою за христово дело считалась прямой дорогой в рай. Для обеспечения их деятельности орденам были предоставлены земельные владения с жившими на них крестьянами для устройства обителей и обеспечения материальных потребностей. Первоначально это были земли на Востоке, а затем и в Европе. Военная добыча орденов также оставалась за ними. В условиях феодальной раздробленности, рыцарской анархии и своеволия, духовно-рыцарские ордена, связанные суровой дисциплиной, представляли в ту пору внушительную военную силу.

После вытеснения крестоносцев с Востока эти ордена перенесли свою деятельность в Европу. Поскольку в их военных услугах здесь не нуждались, монахи-воины находили себе применение в различных сферах. Основная масса тамплиеров обосновалась во Франции, где они активно включились в коммерческую деятельность, которая, в конце концов, привела к конфликту с французским королем и ликвидации ордена в начале ХIV в.[89] Иоанниты после изгнания поначалу владели Критом, затем - Родосом. Изгнанные оттуда в 1522 г. турками, с разрешения германского императора Карла V поселились на Мальте, где в 1530 г. преобразовались в Мальтийский орден[90]. Тевтонский орден оказался в германских землях, где пребывал в бедности, пока в середине ХIII в. не нанялся польскому князю Конраду Мазовецкому помогать в борьбе с язычниками пруссами. Дальнейшая история этого ордена связана с немецкой агрессией в Восточной Прибалтике и будет рассмотрена ниже.

ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. В ближневосточные ХII в. мусульманские княжества окрепли и стали сплоченнее, что позволило им приступить к изгнанию крестоносцев, чье положение, как отмечалось, было весьма непрочным.

В 1144 г. мусульмане захватили Эдессу. В ответ на это последовал Второй крестовый поход 1147 г. В нем участвовали французский король Людовик VII и немецкий император Конрад III вместе с примерно 90 тыс. участников рангом пониже. Византийцев охватила паника, когда они узнали о приближении крестоносных армий, грубость и необузданность участников которых им уже хорошо была известна. Произошло даже несколько столкновений, в которых грекам удалось охладить воинственный пыл подошедших раньше немцев и принудить их быть сговорчивее. Дав нужные клятвы византийскому императору, немцы переправились в Малую Азию, держа курс на Дамаск.

Вскоре к Константинополю подошла и французская армия. Пока ее авангард поджидал подхода основных сил, в буйных рыцарских головах зародился план захвата византийской столицы. И лишь дипломатический опыт византийцев спас положение. Они распустили слух об успехах немцев, об их богатой добыче и французы, позабыв о своей затее, ринулись на Восток. Однако в Малой Азии турки, жара и всякие случайности нанесли обеим армиям большой урон и, ничего не добившись, крестоносцы бесславно вернулись в Европу.

Во второй половине ХII в. на Востоке образовалось крупное мусульманское государство, включавшее Египет, часть Сирии и Месопотамии, во главе с султаном Салах ад-Дином [91]. У Тивериадского озера он нанес поражение крестоносцам и в короткое время захватил основные их опорные пункты, в том числе - в 1187 г. и Иерусалим. В отличие от Христовых воинов, разгромивших Святой город в 1099 г, Саладин поступил более великодушно. Он разрешил остаться в городе иоаннитам для заботы о раненных и больных. А остальных христиан отпустил, в основном, за выкуп, без лошадей и оружия. Ну, а те, кто не сумел выкупиться, были отданы в рабство. Часть вышедших из города без средств передвижения и защиты, погибла в пути. Другим удалось выжить и кружным путем, через Египет, с помощью тамошних мусульман, добраться до Европы, принеся туда трагическую весть о потере Иерусалима, находившегося в руках крестоносцев лишь 88 лет.

Ответом на потерю Иерусалима был Третий крестовый поход (1189-1192). Его возглавили сразу три государя: германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард Львиное Сердце. Но, несмотря на такие блистательные силы, поход оказался безрезультатным. Фридрих Барбаросса утонул при переправе через малоазийскую горную речку, и основная часть немецких рыцарей повернула, в унынии, назад, прихватив попутно чуму, сильно проредившую их войско. Филипп Август плохо сотрудничал с Ричардом. Их раздирали старые споры из-за владений английского короля во Франции и нежелания Ричарда жениться на сестре Филиппа II, руки которой раньше добивался. Вскоре и французы повернули на родину.

Ричард считался воплощением всех рыцарских доблестей. Он отличался физической силой, был храбр, вспыльчив, жесток, готов под влиянием минуты принять первое попавшееся решение, был плохим политиком и, в итоге, тоже должен был вернуться ни с чем, захватив лишь Акру, ставшую столицей Иерусалимского королевства. На обратном пути Ричард отобрал у Византии Кипр, на котором рыцари господствовали 250 лет.

Этот поход существенно ослабил Англию. Филиппу же он доставил средства ослабить знатных вассалов и присоединить Нормандию. При возвращении Ричард потерпел крушение у берегов Италии и, не желая проезжать через Францию, инкогнито отправился через Германию. Но щедрость по дороге выдала Ричарда, и обиженные на него за прежние конфликты австрийцы заключили английского короля в тюрьму. Потом его по инициативе германского императора Генриха VI осудили на Вормском соборе и отпустили лишь спустя год за выкуп из Англии, окончательно разоривший эту страну.

ЧЕТВЕРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД И ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ. Этот поход раскрыл истинные цели крестового движения. Вместо планировавшегося похода против наиболее сильного противника крестоносцев - на Египет и освобождения Иерусалима рыцари направили свое оружие против Византии - единственного христианского государства на Востоке, виновного лишь в том перед Западом, что оно оказалось торговым конкурентом итальянских городов, а его церковь не была послушной папе Римскому. И, к тому же, Византия была очень богата.

Начался поход с попытки французских и итальянских рыцарей напасть на Египет. Собралось 10-12 тысяч крестоносцев. С просьбой о переправе их туда они обратились к венецианскому дожу Энрике Дондоло. Тот затребовал за услуги совершенно "неподъемную" для рыцарей сумму в 85 тыс. марок серебра, а в качестве компенсации предложил им захватить пиратский центр на Адриатике - далматинский город Зара (Задар), мешавший венецианской торговле. А после выполнения этой просьбы рыцарей нанял изгнанный из Византии принц Алексей, обещавший за помощь в возвращении продовольствие на целый год, 200 тыс. серебряных марок на военные расходы, а также подчинение греческой церкви Риму. И весной 1203 г. рыцари поплыли в Константинополь, где остались ожидать обещанной им оплаты. Ожидание затянулось, среди византийцев вспыхнули усобицы, а отношения рыцарей с греками, естественно, быстро испортились. Воспользовавшись начавшимися волнениями, крестоносцы в 1204 г. захватили город, учинив в нем небывалый погром. "Такого богатого грабежа никогда еще не было" - сообщал хронист похода Виллардуэн. В возникшем пожаре погибло много памятников античности. Оправдывались рыцари лишь тем, что, "греки - такие еретики, что самого Бога тошнит". Оставив план похода на Египет, крестоносцы основали свое государство в Византии, назвав ее Римской империей.

Вскоре за новым государством закрепилось название - Латинская империя. Императором ее был избран Балдуин Фландрский. Но никакой реальной власти он не имел. Империя распалась на 4 государства: собственно Латинскую империю, Фессалоникское королевство, Ахейское княжество и Афино-Фиванское герцогство. Вновь, как и ранее в Иерусалимском королевстве, была воспроизведена схема западноевропейской политической раздробленности. На малоазийских владениях Византии образовалось несколько обособленных государств с греческими династиями во главе.

Более всего от разгрома Византии выиграла Венеция. Она, как тогда говорили, получила "три осьмых империи". Местное население, естественно, осталось враждебным по отношению к латинянам, которые не скрывали своего презрения к побежденным и всей их древней культуре. Тайной надежде папы приобщить, таким образом, византийцев к римской церкви не суждено было сбыться. Болгарская и древнерусская православные церкви выступили с резким протестом против действий Запада. Разочарованный жестокостями и прямолинейностью крестоносцев, испортивших его игру, папа Иннокентий III обрушился на рыцарей с нападками и обозвал "бешеными собаками".

Таким образом, Четвертый крестовый поход завершился банальным разгромом богатого, но ослабевшего христианского государства. Идеологические мотивы, идеи освобождения гроба Господня были забыты. И хотя латинское господство продолжалось недолго и в 1261 г. византийская государственность была восстановлена одним из осколков былой Византии - Никейской империей - от крестоносного разгрома эта наследница античности так и не оправилась.

ПОСЛЕДНИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. Четвертый крестовый поход был последним, в котором еще принимали участие крестьяне. Они убедились, что проку от них мало. К тому же в ХIII в. уже сказывались результаты внутренней колонизации - острота земельного голода в деревне снизилась. Впрочем, и рыцари начинают разочаровываться в этом движении. С одной стороны - случайные удачи и многочисленные поражения, не оставлявшие надежд на стабильные земельные приобретения, с другой - начавшееся усиление королевской власти в Западной Европе, сулившее рыцарям постоянную государственную службу.

Но сама идея освобождения святых мест продолжала будоражить умы христиан и, прежде всего, естественно, далеких от политических реалий фанатиков. Появились проповедники, которые считали, что только безгрешные дети способны сделать оказавшееся не под силу крестоносцам.

Во Франции в 1212 г. появился некий мальчик Стефан, объявивший себя посланцем Бога, призванным освободить Иерусалим. Вскоре вокруг него собралось до 30 тыс. детей и взрослых, надеявшихся без продовольствия и оружия, лишь с помощью сверхъестественной силы освободить Иерусалим. Несмотря на попытку властей помещать этому абсурдному предприятию, дети добрались таки до Марселя. Судовладельцы взялись доставить их в Палестину и погрузили на корабли, часть из которых попала в шторм и затонула, а оставшиеся прибыли в Египет и детей там продали в рабство.

Аналогичная ситуация сложилась и в Германии, где мальчик Николай, которому еще не было и 10 лет, под руководством отца, торговавшего рабами, повел за собой около 20 тыс. юных освободителей гроба Господня. Им удалось добраться до Южной Италии, где местным властям удалось, наконец, заставить их повернуть назад. Но, истощенные, они почти все погибли по пути на родину.

Указанные " детские походы " продемонстрировали драматизм социальных проблем, что отразилось в огромном числе обездоленных и беспризорных детей в Западной Европе начала ХIII в. Но постепенно ситуация стала меняться. Растут города, развиваются ремесла и рынки. У феодалов появляются новые запросы, и начинается коммутация крестьянских повинностей. К тому же в крестьянской среде начинает формироваться и осознание возможности решать свои проблемы не бегством в землю обетованную, а борьбой за свои права с местными господами. Первым сигналом таких изменений, отразившим стремление добиться справедливости у себя дома, стало крестьянское восстание во Франции в 1256 г. - так называемое "движение Пастушков". Укрепившись в Восточном Средиземноморье, итальянские купцы также потеряли интерес к военным экспедициям.

Однако ощущение авантюрности претензий на Святую землю прошло не скоро. Для этого потребовалось еще 4 неудачных похода.

Пятый крестовый поход (1217-1221) был направлен на Сирию, обратился против Египта, султан которого владел Палестиной. Был захвачен торговый город - порт Дамиетта в дельте Нила. Но в 1221 г. крестоносцы перессорились и были изгнаны из Египта.

Шестой крестовый поход (1228-1229) папа вообще запретил, ибо возглавил его отлученный тогда от церкви германский император Фридрих II Штауфен. Имея постоянные дипломатические контакты с исламским миром, использовав борьбу между Дамасским эмиром и Египетским султаном, Фридрих добился уступки христианам Иерусалима и некоторых других пунктов Палестине. Но вскоре крестоносцы вновь не поладили друг с другом и в 1244 г. потеряли Иерусалим окончательно.

Седьмой крестовый поход (1248-1254) организовал и возглавил французский король Людовик IХ Святой. После взятия порта в дельте Нила - Дамиетты, Людовик не развил свой успех, а стал ждать своего брата с подкреплениями. В войске началось разложение, а мусульмане подтянули силы. Их поход на Каир окончился катастрофой для французов - король попал в плен к египетскому султану и был выкуплен за огромную сумму.

Восьмой крестовый поход (1270), поставивший точку в рассматриваемом движении, возглавил все тот же неутомимый Людовик IХ. Охотников в нем участвовать уже почти не было, и королю пришлось нанимать рыцарей за деньги. Крестоносцы выбрали землю поближе к Франции и высадились в Тунисе. Но там среди них началась чума, унесшая большую часть войска вместе с престарелым королем. Как заметил французский историк ХIХ в. Г.Мишо, "эта экспедиция Людовика IХ... была лишь рядом погребений и несчастий без всякой славы".

Постепенно крестоносцы были изгнаны со всех ближневосточных земель. Еще в 1268 г. пала Антиохия, затем, в 1289 г. - Триполи, и, наконец, в 1291 г. последний оплот христиан - Акра. Последующие призывы пап вспомнить о Святой земле отклика уже не получили. На Кипре "Иерусалимское королевство" продержалось до ХV в.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ НА ВОСТОК. Непосредственных целей они не достигли. Не было, в итоге, приобретено новых территорий. Папская курия не увеличила своей паствы. Но влияние походов на Европу было все же значительным:

1. Венецианцы и генуэзцы стали господствовать в Восточном Средиземноморье, вытеснив оттуда Византию и арабов. Расширились торговые связи Запада с Востоком, особенно с Египтом через Венецию.

2. Европейцы расширили и углубили свое знакомство с культурой и техникой Востока. Появляются новые сельскохозяйственные культуры: гречиха, рис, абрикосы, арбузы, лимоны, фисташки, сахарный тростник и др. Появилось новое сырье у ткачей - муслин. Заимствования коснулись и военного дела: европейцы стали применять арбалет, трубы и барабаны для управление сражения, гербы на щитах как знаки отличия и т.д. Перенимались и некоторые восточные обычаи: омовение рук перед едой, ношение бороды, горячие бани и др. У рыцарей появился вкус к хорошим манерам - так называемая куртуазность[92].

Конечно, многое пришло в Европу с Востока и без этих походов, через купцов и паломников. Но большинству рыцарей достижения Востока стали известны лишь благодаря участию в крестовом движении. Новые вкусы и манеры рыцарей потребовали и новых средств для их воплощения. Источник же был один - крестьяне, что тоже стимулировала начавшуюся коммутацию повинностей, а усилившийся нажим на крестьян спровоцировал ряд восстаний.

Общие потери европейцев от всех рассмотренных походов составили около 3 млн. человек, что, наряду с длительным отвлечением многих людей на эти авантюры, замедлило рост европейского населения. Поэтому положительное влияние крестового движения для Европы неоднозначно. Помимо прямых и косвенных демографических потерь походы спровоцировали рост религиозной нетерпимости и ксенофобии среди европейцев, что едва ли перевесило полученные экономические выгоды и расширение кругозора. Исходя из общей динамики развития, Западная Европа и без этих походов достигла бы соответствующий уровень. Тем более что арабское влияние несли в Европу и купцы, и ученые, особенно из мусульманской Испании[93].

Востоку же крестовые походы ничего, кроме разрушений и жертв не принесли. По словам ливанского историка, эти походы, особенно в начале, вызвали страх и оцепенение арабского мира. Но для остальных мусульман они были мало заметными, ибо затронули только его западную периферию[94]. Монгольские завоевания имели для мусульман, особенно арабов, более тяжелые последствия (см. ч. II пособия). Но поведение крестоносцев как грабителей (гангстеров, как их по-современному называл востоковед И.М.Дьяконов) озлобило мусульман против христиан, чего раньше не было, убрало из него разномыслие[95].


РАЗДЕЛ II.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.