КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ІІ. Особенности политики метрополий в Африке
Первая мировая война повысила заинтересованность метрополий в своих африканских колониях. Начали интенсивно эксплуатироваться природные ресурсы, кое-где даже развивался производственный потенциал. Сотни тысяч африканских солдат приняли участие в боевых действиях на фронтах (только Франция мобилизовала свыше 250 тыс. солдат в своих колониях). Это имело важные последствия для активизации местной африканской элиты: повсюду возникают разного рода «землячества», этнические ассоциации, культурно-просветительские общества и прочие центры националистической направленности. Африканская интеллигенция группируется вокруг редакций газет, издательств, выборных городских муниципалитетов. В 1920-е гг. появляются первые в Африке политические партии: в 1920 г. — Африканский национальный конгресс (ЮАС), в том же году — Национальный конгресс Британской Западной Африки, в английских колониях Восточной Африки создаются «ассоциации благосостояния», Ассоциация африканцев Танганьики и т. д. Эти партии стремились смягчить колониальный режим, ослабить налоговое бремя, создать африканцам более благоприятные условия для получения образования и профессиональной карьеры. Этому же содействуют первые африканские профсоюзы. Важную роль сыграли и так называемые Панафриканские конгрессы. Еще в 1900 г. в Лондоне состоялась 1-я Панафриканская конференция, а в 1919 г., в период работы Парижской мирной конференции, состоялся 1-й Учредительный конгресс Панафриканского движения. Впервые были выдвинуты не только конкретные требования (отменить телесные наказания, расовую дискриминацию местного населения, использование принудительного труда в колониях), но и ставилась стратегическая задача: привлекать африканцев к управлению делами колоний, развивать политические институты, необходимые для достижения в будущем независимости. Хотя на последующих конгрессах, которые проводились в 1920-е гг., ведущую роль играли негры из США и Вест-Индии, это активизировало национальное самосознание в самих африканских колониях. Лидерами Панафриканского движения в то время являлись Уильям Дюбуа («отец панафриканизма») и Маркус Гарви. Последний видел выход в поощрении переселения американских негров в Африку и требовал в этой связи, в частности, присоединить Берег Слоновой Кости и Сьерра-Леоне к Либерии, предлагал лишить Англию и Францию мандатов на управление африканскими колониями. Панафриканисты проповедовали и теорию расовой исключительности негритянских народов, идеи «негритюда» и «африканской личности». Одной из форм национализма в Африке стало так называемое афро-христианское движение. В 1926 г. была основана «Ассоциация выходцев из Экваториальной Африки» во главе с Андре Гренаром Матсуа — эта организация использовала формы гражданского неповиновения, предлагавшиеся индийцем М.К. Ганди. В Бельгийском Конго в 1920-е гг. резко активизировалась секта Симона Кимбангу, проповедовавшая «богоизбранность африканцев». Ее последователи часто прибегали к насильственным действиям против христианских миссионеров. В зонах, где господствовал ислам, движение против европейских колонизаторов часто проходило под лозунгами «джихада» — борьбы с «неверными». Политика метрополий по отношению к своим африканским колониям должна была постепенно формировать там политические институты, действующие на основе демократической процедуры, т. е. по европейским принципам. Подобная адаптация Африки шла с трудом, медленно и неравномерно — все зависело от регионов. В большинстве своих колоний Англия долгое время проводила политику «косвенного управления», т. е. стремилась опираться на традиционные социальные структуры, на племенных вождей, хотя и имелись собственные английские губернаторы. Административный контроль над территориями передавался англичанами местным вождям, согласно «Закону о туземных властях» 1907 г. Но верховная власть все же находилась в руках английских резидентов. Они же контролировали и деятельность «туземных судов» на основании закона от 1913 г. Постепенно политика менялась. В английской колонии Золотой Берег (Гана) и на других территориях были сформированы выборные Законодательные собрания. Число африканцев в них постоянно увеличивалось, их полномочия расширялись. Англичане говорили о своем намерении приучать африканцев к демократическому самоуправлению, отталкиваясь от привычных для них форм. Появившиеся затем Исполнительные советы при губернаторах англичане подчинили Законодательным собраниям. В них назначались и африканцы. Впоследствии они даже стали назначаться губернаторами на должности премьер-министров. На следующем этапе, с предоставлением независимости, должны были упраздняться и посты губернаторов — африканцы становились президентами. Такова в общих чертах политика англичан в развитии системы управления в своих африканских колониях. Франция с самого начала придерживалась несколько иной политики: она стремилась к адаптации местного африканского населения, приобщению его к французской культуре. В колониях внедрялся французский язык, проводилась большая работа миссионеров среди населения, вводились системы образования и здравоохранения по европейским образцам, представители племенной аристократии обучались в Сорбонне. Создавалась система прямого административного управления: в колониях воспроизводились чиновничьи структуры по образцу Франции. Постепенно шла замена людей в этом аппарате на подготовленных в лучших университетах Запада африканцев. Некоторым африканцам предоставлялась возможность стать полноправными гражданами. По закону «О натурализации» 1912 г., для этого требовалось прослужить на французской службе не менее 10 лет, уметь читать и писать, а также располагать средствами к существованию — таковых к концу 1930-х гг. во французских колониях было 80 тыс. человек. Таким образом французы надеялись со временем адаптировать африканское население, превратив его в лояльных подданных Франции. Отдельные категории населения африканских колоний постепенно получали право избрания в органы местного самоуправления и даже право направлять своих представителей во французский парламент (Сенегал получил такое право еще в 1848 г.). Подобная же система, с еще более явной целью — скорейшей ассимиляции африканского населения, проводилась в колониях Португалии. Она могла опираться там на многочисленных португальских колонистов и их организации. Местные же жители были разделены на две категории: «цивилизованных» и «нецивилизованных». Причем процесс «цивилизации» строго отслеживался; были даже разработаны своеобразные критерии принадлежности к «цивилизованной» категории: знание португальского языка, исповедование христианства, «хороший характер»; африканец должен был иметь «хороший доход», платить налоги, нести службу в администрации или в армии, «вести португальский образ жизни». Впрочем, процесс «португализации» шел медленно: накануне Второй мировой войны в Анголе к категории «цивилизованных» относились 24 тыс. африканцев, в Мозамбике — лишь 1,8 тыс. В 1920-е гг. Португалия в своих колониях способствовала переходу к товарному хозяйству, требуя уплаты налогов в денежной форме. Широко использовались также системы принудительной контрактации рабочей силы. Наиболее жесткую по отношению к местному населению политику проводила Бельгия в Бельгийском Конго. Эта гигантская страна, населенная различными народами, управлялась с 1908 г. бельгийской гражданской администрацией во главе с генерал-губернатором. Там широко использовался принудительный труд, высокой была смертность среди африканцев — за первые 20 лет. ХХ в. население сократилось более чем вдвое. Незадолго до Первой мировой войны в одной из провинций Конго — Катанге была начата добыча меди, благодаря чему Катанга в 1920—1930-е гг. стала много богаче, чем вся остальная часть Конго. Но это мало заботило бельгийцев — основные усилия их были направлены на интенсивную эксплуатацию природных ресурсов. Экономическому благосостоянию африканцев уделялось мало внимания. Никакой политической деятельности в Конго не разрешалось, системы образования и здравоохранения были в зачаточном состоянии. Образование выше начального считалось недопустимым для африканцев. Передача власти в руки местного населения не входила в планы бельгийцев, поэтому не предпринималось каких-либо шагов для обучения даже элиты.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |