Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Факторы, повлиявшие на формирование русского национального характера, русского архитипа. Ключевский предложил следующие периоды Древней Руси:

IX-XVII в.в.

 

Ключевский предложил следующие периоды Древней Руси:

1-Русь преднепровская (городовая, торговая) Киевская Русь - IX -XIIв.в

(988 г-принятие христианства)

2-Русь Верхневолжская (удельно-княжеская) Владимирская - XIII-XVв.в.

(1223-битва на Калке-1480- период татаро- монгольского ига)

За 13-14 века и первую половину 15 века Русь выдержала 160 войн.

3- Великороссия-Дон, Средняя Волга (царско-боярская,

военно -земледельческая). Московская Русь -XV- XVII в.в.

В XV веке складывается Великороссия с центром в Москве - Московская Русь. Происходит становление единого русского государства. К середине XVI в. определяется основная территория Русского государства.

После периода Древней Руси образуется Россия императорско-дворянская - - XVII-XIX в

Древняя Русь.

Начиная с расселения славян и затем создания Киевской Руси, складывалась русская ментальность, некоторые черты русского национального характера. Их формирование происходило под влиянием следующих факторов:

 

Геополитический фактор.

 

Древняя Русь была расположена на пересечении влияний «Север-Юг», «Запад- Восток».

Характер расселения славян определял их ассимиляцию с народами Севера. В древнерусской культуре всегда было скандинавское присутствие.

Путь из варяг в греки подчеркивал северо-южное геополитическое развитие Руси. Северозападные славяне объединялись вокруг Новгорода и ориентировались на Скандинавские страны и Германию. На севере образовались рюриковичи. Призванные из Швеции рюриковичи могли обучить русичей главным образом военному делу. Термин Русь пришёл от варягов и стал распространяться в 9-10 веках.

Приднепровские славяне объединялись вокруг Киева. Они испытывали византийское влияние. Из Византии пришло христианство(православие).

Северная и южная части Руси столь разделялись, что было даже две денежные системы - северная и южная.

Россия также занимала серединное положение между Западом и Востоком.

С западом Древнюю Русь роднило христианство, характер городской культуры, преобладание городской культуры.

Не только войны, дистанцирование от католичества, изоляционизм, но и постоянное влияние Запада и заимствование западных культурных образцов начнется уже в Древней Руси. В дальнейшем отношение с Западом станет ведущим для развития культуры и особенно образования.

С азиатскими странами общим был общинный дух. Татаро- монгольское иго повлияла на развитие культуры не только как фактор её разрушения, но и как источник влияния на обыденное поведение, обычаи, языковые формы, ментальные черты. Не случайно А. Блок напишет: «Да скифы мы, да азиаты мы с раскосыми и жадными очами».

Фактор географический- - условия окружающей среды:

Характер расселения. Русь в отличии от западных стран не имело в исходном фундаменте культуры античного влияния. Ключевский писал, что бродячий германец усаживался среди развалин, которые прямо ставили его вынесенные из лесов привычки и представления под влияние мощной культуры в среду покоренных им римлян…

Восточные славяне напротив, увидели себя на бесконечной равнине…среди соседей, низших по развитию, в стране которая не оставила даже развалин, а только бесчисленные могилы в виде курганов.

Климат

Неустойчивость климата (заморозки в мае, оттепели в январе), длинная суровая зима обманывала ожидания и расчеты и сформировала нерасчетливость, непривычку к размеренному труду как национальную черту, и выработала способность к авралам, ударным методам, штурмам, лихорадочной работе.

огромная территория Огромная территория Руси вызывала процесс постоянной колонизации. За 400 лет территория Россия в 19 веке увеличилась в 36 раз.

Русский философ Ф. Степун писал: «постоянный колонизационный разлив России лишал русский народ не только необходимости, но и возможности заботливого и тщательного труда на земле. Русский народ не столько завоевывал землю, сколько брал её в плен. Отсюда не тщательная работа на земле чужой, а тяга к чужой земле «там за горизонтом».

Хронические войны, пожары, переселения из поколения в поколение воспитывали пренебрежение, равнодушие к домашнему благоустройству, к удобству, к житейской обстановке.

Ф. Степун описывал это так: «Всё на авось приложенное, проезженное, протоптанное, кое-как, на глаз, из подручного материала, сложенное и справленное. Во всём изумительное отсутствие единства стиля, варварское отсутствие всякого тяготения к культуре, чисто русское упрямство в своём убожестве… Самая глубокая сущность русской природы, то, что пытался и не мог выразить Нестеров – то, что в ней естественны убогие и божьи люди.

Всё это отсутствие духа творческой деловитости, созидательной законопослушной деловитости.

Любовь к горизонту и презрение к своему порогу. Идейная напряженность и высшая не деловитость». Бердяев называл это свободой от активности.

Пейзаж

Душа народа похожа на душу того пейзажа, среди которого он живет. Красота русской природы -невидимая красота: она вся в чувстве легко расступающихся горизонтов. Смысл дали в бесконечности. Смысл бесконечности в Боге».Ключевский отмечал: «всё отличается мягкостью очертаний, скромностью, даже робостью тонов и красок.. Всё располагает к беспредметному унылому раздумью, без ясной, отчетливой мысли»

В то же время в русской культуре природно диониссийское начало, анархия, вольница.

Фактор религии Принятие христианства привело к двоеверию, синтезу язычества и православия, который С. Аверинцев называл «диалог-конфликт». Язычество было экологией природы, православие -экологией Духа.

У восточных славян была достаточно развитая мифология (три периода: господство упырей и беригинь,-господство культа рода,-господство культа Перуна (бог войны) как покровителя воинов.

Для язычества были характерны: праздничность, карнавальность (игры-ряженные), разгул, кулачные бои (природная стихия), вера в могущество слова-заговоры, запуки.

Православие объединяло народ, создавало общий ценностно-нормативный порядок, создавало контакт с Византией, создало платформу для управления со стороны государственной власти.

Древняя Русь - русское средневековье. Весь период Древней Руси – единое христианское государство. В основе организации всей жизни была церковь.

Христианский идеал был адресован всем, но полное следование ему осуществляли только святые. В обыденной жизни во многом проявлялось язычество.

Благодать ставилась выше закона.(«Слово о законе и благодати». Отличительной чертой русского самосозерцания станет духовно- нравственная напряженность. Христианство стало культивировать милосердие, любовь к ближнему. Владимир устраивал пиршества для сотен людей, больным и старикам пища приносилась на дом. Богородица была олицетворением материнской жалости. Милостыня рассматривалась как спасение. В обществе складывалась высокая оценка нищенства и бедности, высокая оценка безвинного страдания.

На Руси особый характер носили отношения церкви и государства. В начале это были отношения симфонии: государству тела, церкви души. Затем постепенно Церковь оказалась подчинена государству. Соборы созывались по повелению царей.

Ф. Степун отмечал ещё одну особенность русской религиозности -её наивную целостность.

«Европеец верит в бога, а нравственность, в науку, в право, в культуру. У европейца вера дифференцирована. Народ же России всем этим верованиям чужд. Русский народ не верит ни в науку, ни в право, а всегда только в Бога, в нагого, не облаченного Бога.

В революцию эта вера в нагого Боа сразу же перешла в циническое безбожие. Падение веры превращает недифференцированную целостность народного сознания из явления культуры в явление варварства.

Темнота, некультурность, необразованность русского народа безусловно спасли его от того полупросвещения, которое встало в Западной Европе между народом и верой, задержали от обездушения жизни и расцерковления народного сознания.

Если культура –целостность миросозерцания и вытекающее из него единства жизненного стиля, то не подлежит сомнению, что крепко веровавший, по старине живший, тонко чувствовавший традиционный чин жизни и всегда знавший, что пристойно и что не прилично старый хлебороб крестьянин был высоко культурным человеком.»

Н. Бердяев к специфике русской религиозности относил спристствие обрядоверия, эсхатологически мессианских настроений и аскетически монашеского подвига

3. Социальный фактор

Отношение к власти. В Киевской Руси господствовал общинно-демократический тип связей. Князь – лучший среди равных. Отношения князя и дружины- договорные. Накануне татаро-монгольского ига тип князя – воина сменился типом князя-хозяина. Он раздавал земли. Возникла борьба за уделы. В XIII веке термин дружина исчез, уступив место слову «двор». Князь уже не первый среди равных, он господин, у него подданные. «Мы все холопы твои».Человека стали оценивать по чину- месту в социальной иерархии. Местничество –борьба за местом за столом. Титул царя появляется в XV веке. Складывается холопская психология. Царь выше закона.

Социоцентрическая психология – стремление «быть как все». Невыносимые условия существования –войны,смуты. Самодурство царей. Непредсказуемость, неустойчивость ежедневного существования.

Невозможность протеста. Юродство как подвиг.

Трудовая этика, которая ориентировалась на низкий уровень материальных притязаний. Общинный коллективизм, соборномть.

Интервертированность, склонность к традиционализму, выражение «всё своим чином».

Патриархальность, иерархичность в государстве и в семье.

Фактор культуры.

Стремление к изоляционизму и постоянное влияние других культур, погружение в другие культуры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Страховий ринок | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.