Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Количество учебных часов - 6 часов. ТЕМА Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных заболеваний человека

ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА "Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных заболеваний человека. Материал для исследований. 1 день исследований"

Актуальность темы:

Гнойно-воспалительные заболевания (ГВЗ) организма человека- очень часто встречающаяся патология как у взрослых, так и у детей. Возбудителями ГВЗ являются условно-патогенные микроорганизмы - аэробы и анаэробы. Как известно из предыдущих занятий, ГВЗ полиэтиологичны, в динамике инфекции возможна смена возбудителя, нередко развиваются микст-инфекции, вызванные ассоциациями микробов. В этих условиях особое значение для верификации диагноза имеют лабораторные исследования, успех которых во-многом зависит от правильного, своевременного забора патологического материала от больного.

Цель:

Студент должен знать: В каких органах и тканях человека могут развиваться ГВЗ; какие микроорганизмы могут стать возбудителями этих инфекций; какова динамика инфекций и качественно-количественные изменения популяции возбудителей, происходящие в процессе лечения больного; какой материал следует брать от больного для исследования с целью подтверждения диагноза, контроля за качеством проводимого лечения.

Студенты должны знать способы взятия на исследование крови, спинномозговой жидкости, экссудата и выпота из полостей, материала из влагалища, уретры; желчь; кусочки оперированных органов, кусочки секционного материала.

Студент должен уметь: Взять на исследование мочу, фекалии, рвотные массы, слизь из зева, носа, мокроту; отделяемое из глаз, наружного слухового прохода, гной из ран; уметь подобрать питательные среды, произвести первичный посев на них взятого от больного патологического материала.

Аннотация:

Поступающий в лабораторию на исследование патологический материал регистрируется в специальном журнале. Любой материал считается инфицированным, поэтому его ставят на специальный поднос, а емкость с материалом, снаружи обрабатывают дезраствором.

При взятии материала следует помнить, что он инфицирован микроорганизмами, которые следует выделить и идентифицировать; с другой стороны, с материалом следует работать так, чтобы дополнительно не контаминировать его неспецифической микрофлорой окружающей среды. Для этого следует соблюдать следующие правила:

1. Стараться брать материал до начала антимикробной терапии или, по возможности, через 8-10 часов после введения антибиотиков (через этот срок они обычно выводятся из организма).

2. Материал брать непосредственно из очага поражения или исследовать соответствующее отделяемое.

3. Желателен забор материала в период наибольшей в нем концентрации возбудителя (особенно, например, в крови - при повышении температуры, при ознобе и пр.)

4. Материал для выделения аэробов, факультативных анаэробов, чаще всего берут стерильными ватными тампонами или шприцем в стерильные флаконы, пробирки, банки. Материал для выделения строгих анаэробов берут в шприц с заранее выпущенным воздухом, или из глубины тканей и немедленно помещают в завальцованные флаконы, содержащие инертный газ или особые транспортные среды. Используют и другие приемы, позволяющие избежать контакта материала с кислородом воздуха.

Основные принципы сбора материала для исследования

следующие:

1. Гной из раны берут стерильным тампоном.

2. Мокроту, содержимое бронхов, плевральную жидкость, легочную ткань, пунктаты забирают при различной патологии бронхо -легочного аппарата. Мокроту (желательно утреннюю порцию) собирают в стерильную посуду (рекомендуются одноразовые контейнеры), после прополаскивания ротовой полости кипяченой водой и чистки зубов. Наиболее информативные результаты получаются при исследовании мокроты, взятой во время бронхоскопии.

3. Моча берется свежевыпущенная 2-5 мл средняя порция, после тщательного туалета наружных половых органов. Нередко мочу центрифугируют и исследуют осадок. Катетеризацию для взятия мочи производят в исключительных случаях.

4. Кровь берут из вены стерильным шприцем 10-15 мл (2-3 мл у маленьких детей) и засевают непосредственно у постели больного или помещают в стерильную посуду с 0,3% раствором цитрата натрия для предотвращения ее свертывания.

5. СМЖ (ликвор) берут в стерильную пробирку во время пункции при свободном истечении (центрифугируют, исследуют осадок)

6. Отделяемое глаз, ушей забирают стерильным небольшим тампоном (из глаза - бак. петлей)

7. Материал из влагалища берут до проведения мануального исследования тампоном из заднего свода; из шеечного канала и матки - специальным зондом (берет врач - гинеколог). Материал при ГВЗ придатков матки берет хирург - гинеколог во время операции или проведения пункции.

8. Слизь из зева, носа берут ватными тампонами раздельно; из ротоглотки - заднеглоточным тампоном и помещают в пробирку с 1 мл физ. раствора (в случае необходимости произвести количественный посев, тампон тщательно промывают в физ. растворе, который затем по 0,1 мл засевают на питательные среды.

9. Желчь 3 порции берут при дуоденальном зондировании

10. Кусочки оперированных тканей забирает врач - хирург в стерильную посуду

11. Кусочки секционного материала забирает врач - паталогоанатом в стерильную посуду

12. Фекалии при свободной дефекации у больного забирают стерильной деревянной палочкой или разовой пластмассовой ложечкой и помещают в разовый контейнер (или пенициллиновый флакончик). Берут верхнюю (последнюю) порцию, желательно с гнойными включениями, или забор осуществляют непосредственно из прямой кишки специальной стерильной металлической петлей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Количество учебных часов - 6 часов | В чашке Петри
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.