КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод экономической теории
Экономическая теория использует различные методы научного познания: - метод научной абстракции. Сущность данного метода заключается в очищении объекта исследования от случайного, временного и определении постоянных, типичных, характерных черт. С помощью данного метода формулируются научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, и стояться экономические модели (например, модель совершенной конкуренции, модель «чистой» монополии). В процессе экономического моделирования происходит формулировка экономических законов как категорий, отражающих наиболее устойчивые внутренние и внешние связи объекта. - функциональный анализ. Функции — это переменные величины, зависящие от других переменных величин. Изучая функции, мы исследуем конкретные явления, которые они описывают. При этом одна и та же функция может описывать явления совершенно различной природы. В экономической жизни общества мы повсюду наблюдаем явления, органически связанные между собой. Если при этом одна переменная величина зависит, вследствие определенных закономерностей, от другой переменной величины, то мы говорим о функциональной зависимости между этими явлениями. Например, если повышается цена на какой-либо товар, то (при прочих равных условиях) величина спроса на него уменьшается. Следовательно, можно сказать о функциональной связи между ценой и спросом. В данном случае спрос зависит от цены. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос — зависимой переменной или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Однако аргумент и функция могут меняться местами: ведь чем выше спрос, тем (при прочих равных условиях) выше цена. В таком случае мы говорим, что цена есть функция спроса.
- методы индукции и дедукции. Индукция — это движение мысли от частных к общим умозаключениям. Дедукция — движение мышления от общих положений к частным определениям. Различают позитивный анализ и нормативный анализ (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть: например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо это или нет, плохо или хорошо. Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки — справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждения «неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо» или «мы столкнулись с недопустимо высоким уровнем безработицы» — типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики. -экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов. -экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя и далеко не всегда представляется возможным в экономической жизни точно спрогнозировать вероятные результаты экспериментов. Во всяком случае, экономические эксперименты не должны насильственным образом ломать спонтанный порядок естественных рыночных связей, втискивать живой хозяйственный организм в рамки сугубо кабинетных, схоластических конструкций. Поиск тех или иных методов повышения эффективности (на микро- или макроуровне) в странах рыночной экономики не имеет ничего общего с широко известными «экспериментами» в странах так называемого реального социализма. Пресловутые «первая модель хозрасчета», «вторая модель хозрасчета», «региональный хозрасчет» и т.п. по сути своей не столько экономические эксперименты, сколько последние судороги командно-административной системы.
№2 Спрос и предложение Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: -цена, - спрос и предложение, - конкуренция. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса. Спрос — это платежеспособная потребность, т. е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то необходимые им товарно-материальные ценности. Спрос является, по меньшей мере, двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса — в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается — количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.
Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей, т.е. снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет конкретный предел, по мере наступления которого далее при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара.
Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, а убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие особенности рынка: 1) обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров; 2) постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар. Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой кривой спроса (рис. 1).
Рисунок 1 –Кривая спроса
На оси абсцисс — количество товаров (Q) или возможный объем их покупки, а на оси ординат — цены этих товаров (Р). Кривая спроса dd (от англ. «Demand» — спрос) — это кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости определяющих ее переменных цены и количества покупаемого спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене PА величина спроса составляет qА, то при снижении цены до РD величина спроса увеличится до qD и т. д. Полученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 300 до 100 руб. за кг) вы на свой постоянный доход в 3 тыс. рублей сможете купить уже не 10 кг, а 30 кг фруктов. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 10 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 10, а 15 или 20 кг. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты, «собачья» колбаса и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон. Но в экономической теории существует эффект Гиффена - это когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены — повышению спроса на товар, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837-1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пишу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Кривая спроса в таком случае имела бы положительный наклон. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар спрос на него уменьшается, а при повышении цены — увеличивается. Однако следует заметить, что некоторые экономисты подвергают сомнению факт существования товара Гиффена, например, известный американский экономист Дж. Стиглер. Он считает, что эффект Гиффена вошел в экономическую теорию с легкой руки А. Маршалла, который приписывал Р. Гиффену описание этого эффекта. В действительности, по мнению Дж. Стиглера, есть серьезное основание предполагать, что сам Р. Гиффен этого явления никогда не наблюдал. И тем не менее эффект Гиффена и по сей день описывается в любом западном учебнике по экономике (Solberg E. Intermediate Microeconomics. California State university, 1982, p. 140 — дискуссия о товаре Гиффена в экономической теории). Спрос на авиатранспортные услуги – это есть потребности пассажиров, в пространственном перемещении подкрепленные денежными средствами.
В сфере воздушного транспорта спрос, как и предложение, необходимо рассматривать отдельно для каждого рейса с выделением конкретного типа воздушного судна. Выделение отдельного типа воздушного судна обусловлено его индивидуальными техническими характеристиками, в частности пассажировместимостью и уровнем расходов на его обслуживание (пример на практике). Объемом спроса на услуги пассажирских авиаперевозок называют количество услуг, которое желают приобрести пассажиры в единицу времени и при определенных условиях. Желание потребителей означает, что они располагают необходимой суммой денежных средств, т.е. оно реально. Очевидно, что желание зависит от целого ряда факторов, изменение которых влияет на объем их спроса. Функция спроса - зависимость спроса от определяющих его факторов называется в экономике. QD= f(П, КПП, ВВП, Д, L, T, C, S, R, Б, ТЭ, V, Ч, НТ, К, ДР, ТУ, СР) где П – подвижность населения по видам транспорта и в целом по транспортной системе; КПП – качество транспортного обслуживания; ВВП – валовой внутренний продукт, темпы роста ВВП и доля, приходящаяся на душу населения; Д - среднедушевой доход и благосостояние пассажира; L - дальность поездки; Т – тариф на перевозку воздушным транспортом; С – сезонность перевозок; S - себестоимость перевозки R – рентабельность; Б - параметры «безвредности», включающие безопасность полетов и экологичность; ТЭ – требования по топливной экономичности; V – реальная скорость доставки пассажиров; Ч – динамика численности и концентрации населения по регионам страны с учетом миграции трудовых ресурсов; НТ – наличие альтернативных видов транспорта; К – показатель приспособленности отечественного транспорта к мировому рынку пассажирских перевозок; ДР - маршрутная сеть для обеспечения местных, внутренних, международных и транзитных авиаперевозок, ее пропускная и провозная способность; ТУ – склонность к туристическим и другим поездкам; СР – семейные, родственные, личные и другие нужды. Кривая спроса на рейсе Хабаровск—Москва на воздушном судне Ту-214 на авиаперевозки будет представлять нелинейную зависимость цены одного авиабилета от количества продаж авиабилетов (рис. 1).
Предельное количество пассажиров на Ту-214 — 160 человек. Согласно графику, представленному на рис. 1 спрос на 1 рейс в Москву в размере 160 человек имеется, но данное количество пассажиров может быть на рейсе, если стоимость одного билета будет равна 9 тыс. руб.; 140 пассажиров готовы заплатить по 13 тыс. руб.; 80 — по 20 тыс. руб.; 40 — по 28 тыс. руб. и 10 — по 40 тыс. руб. Как можно видеть, кривая спроса имеет обратную зависимость, т. е. чем выше стоимость авиаперевозки, тем меньше спрос на нее со стороны покупателей. И чем ниже цена, тем больше спрос. Кривая спроса может изменяться под действием основных неценовых факторов, к которым относятся: 1) среднедушевые доходы и благосостояние пассажира, например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится. 2) наличие альтернативных видов транспорта, например, для Дальневосточного региона свойственна неразвитость наземного транспорта или его полное отсутствие (в случае, если территории расположены на островах), в этом случае пассажиры пользуются только услугами воздушного транспорта.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |