КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подвижность населения по видам транспорта и в целом по транспортной системе
Склонность к туристическим и другим поездкам. Маршрутная сеть для обеспечения местных, внутренних, международных и транзитных авиаперевозок, ее пропускная и провозная способность. Сезонность перевозок. Качество транспортного обслуживания.
На рис. 2 пунктирными линиями показаны рост (d2d2') и снижение (d3d3') авиабилеты под действием неценовых факторов. При росте спроса происходит смещение кривой спроса на авиаперевозки вправо и вверх, что означает увеличение количества продаж авиабилетов по неизменившейся цене, а при снижении спроса происходит уменьшение количества продаж, что ведет к уменьшению количества пассажиров на рейсе, и кривая смещается влево и вниз.
Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент факторной эластичности спроса: Количественное изменение некоторой величины а математически можно рассчитать в виде абсолютного изменения (прироста) и в виде относительного изменения (темпа прироста) которое обычно выражают в процентах. Для измерения коэффициента эластичности предпочтительнее использовать не абсолютные, а относительные изменения величин (%). Это позволяет исключить в коэффициентах эластичности физическую размерность, что делает их сопоставимыми среди разных товаров и товарных групп. При использовании относительного изменения коэффициент факторной эластичности спроса будет иметь вид
или (1.1)
Экономический смысл коэффициента факторной эластичности спроса заключается в измерении, на сколько процентов изменится объем спроса d ( ), если значение фактора х ( ) изменится на 1% при условии, что все другие факторы не меняются. В зависимости от типа фактора различают следующие коэффициенты эластичности спроса1:
- коэффициенты (прямой) ценовой эластичности спроса, который измеряет силу реакций объемных изменений спроса на товар на изменение его цены:
(1.2) Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на продукцию в результате изменения его цены на один процент.
- коэффициент эластичности спроса по доходу, который устанавливает, с какой силой объем спроса реагирует на изменение дохода покупателей: , (1.3) где I – доходы покупателей. Изменение доходов покупателей оказывает большее воздействие на покупки товаров длительного пользования в отличии от покупок продовольственных товаров. Таким образом эластичность спроса на промышленные товары обычно больше.
- коэффициент перекрестной ценовой эластичности спроса, который определяет силу реакции объема спроса на i -й товар на изменение цены j -го товара.
Колебания цен товаров с различной эластичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных товаров. Так, если цена товара с неэластичным спросом возрастает, то общие расходы на покупку этого товара растут, что при неизменном доходе приводит к сокращению спроса на другие товары, а, следовательно, и к снижению их цен.
Различают два способа расчета коэффициентов эластичности спроса: интервальный и точечный. Интервальный способ основан на вычислении относительных приростов переменных, точечный — на дифференциальном вычислении1. Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. В приведенном примере (рис. 1) при снижении цены с 28 до 20 тыс. руб. объем продаж увеличился с 40 до 80 пассажиро-мест. При измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления неприменим, так как одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10 тыс. единиц, а затем уменьшилась на 2500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10 тыс. даст 33%-ное увеличение спроса. Рассмотрим расчет эластичности спроса способом вычисления интервальной эластичности и универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Если даны две пары значений (d0, x0), (d1 x1) или более, расчет коэффициента эластичности ведется интервальным способом на основе вычисления относительных приростов d и х по формулам (1.1) — (1.3). Выполним расчет коэффициента прямой ценовой эластичности спроса: Значение коэффициента -3,5 свидетельствует о том, что потребители авиауслуг реагируют на каждое процентное изменение цены билета в диапазоне от 20 до 28 тыс. руб. изменением объема спроса в среднем на 3,5%. Необходимо отметить, что способ расчета коэффициентов эластичности на основе относительных приростов величин имеет счетный недостаток, который связан с особенностями вычисления процентных изменений. Так, в рассматриваемом примере процентные изменения объема спроса и цены рассчитаны относительно их первоначальных уровней, т. е. или 100% или 28,6% Процентное изменение этих же величин можно рассчитать и относительно их конечных значений, т. е. или 50% или -40% Получается, что спрос в одном и том же диапазоне цены характеризуется двумя разными значениями коэффициента эластичности: -3,5 и-1,25. Чтобы преодолеть такое затруднение, обычно пользуются счетными приемами, позволяющими находить «примиряющее» значение коэффициента эластичности. Один из таких приемов, получивший название «дуговой эластичности», использует вычисление процентных приростов величин относительно их среднеарифметических значений: Для условий данного примера коэффициент дуговой эластичности составит
Также в экономической теории для расчета эластичности спроса используется универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена. Расчет происходит по следующим формулам:
где и - конечный и начальный спрос; где р1 и р0 — конечная и начальная цена.
Таким образом, эластичность будет равна:
Величина эластичности спроса по цене, всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности (рис. 1.4). - еd>1 - спрос эластичен, т.е. когда при незначительных повышениях цены на авиабилеты количество авиарейсов увеличивается (А) (если снижение цены вызывает больший рост спроса); - еd<1- спрос неэластичен, т.е. когда при существенном снижении цены на авиабилеты количество продаж (авиарейсов) изменяется незначительно (В) (если снижение цены вызывает меньший рост спроса); - еd=1- единичная эластичность спроса, т.е. когда 1%-ное изменение цены на авиабилеты вызывает 1%-ное изменение количества продаж авиабилетов, т. е. увеличение авиарейсов (С) (снижение цены компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной). Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей нечувствительна к изменению цен. Например, как бы ни возрастали или ни понижались цены на медикаменты, спрос на них неизменен. Предложение товаров, как и спрос, — это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит закону предложения, который выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке. На рисунке 1.5 на вертикальной оси представлены цены за единицу товара Р, а на горизонтальной — количество выпускаемых товаров Q, и восходящая кривая ss (supply — предложение), имеющая положительный наклон.
Каждой точке на кривой соответствует комбинация «цена—количество товаров»: - более высокому положению (например, точка А) соответствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; - положению в начальных точках на кривой (точка С и ниже) — снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках. Закон предложения1. Объем рыночного предложения связан с ценой товара положительной (прямой) зависимостью, т. е. с ростом цены товара объем его рыночного предложения тоже растет. Для воздушного транспорта предложение — это количество авиабилетов, которое готова продать авиакомпания на конкретный рейс и на определенный тип воздушного судна (ВС). Объемом предложения называют максимальное количество транспортных услуг, которые согласен предложить производитель или группа производителей в единицу времени при определенных условиях. В соответствии с определением данным Р.М. Нуреевым функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов [40]. Основываясь на данном определении, была определена функция предложения характерная для пассажирского сегмента рынка воздушных перевозок.
,
где КНТП – коэффициент учета научно- технического прогресса в развитии пассажирского парка воздушных судов – рыночная новизна, обеспечивающая высокое качество и конкурентоспособность авиационной техники; L (Lтехн.,Lпракт.) - дальность полета (техническая дальность и практическая дальность); V (Vкр , Vр, Vком) – реальная скорость доставки пассажиров (крейсерская скорость, рейсовая скорость, коммерческая скорость); Р – коэффициент резерва парка воздушных судов; α – коэффициент использования парка (учитывает только эксплуатационный парк); fКПС – коэффициент занятости пассажирских кресел самолета; fК – коммерческая загрузка воздушного судна; f – коэффициент использования коммерческой грузоподъемности самолетов; ∑t – время, затрачиваемое пассажиром на полет воздушным транспортом. Данное время складывается из времени транспортировки из населенного пункта в аэропорт (tТ1); ожидания в аэропорту отправления (tO1); полета, включая остановки в промежуточных аэропортах (tП); ожидания в аэропорту назначения (tO2); транспортировки из аэропорта в населенный пункт (tТ2); Т – величина тарифа на транспортную услугу; Др – маршрутная сеть для обеспечения местных, внутренних, международных и транзитных авиаперевозок, ее пропускная и провозная способность; Б – параметры «безвредности», включающие безопасность полетов и экологичность; ∑at – налет часов на списочный самолет; ∑WЧ – средний налет часов на один самолет; П – производительность самолета.
Продолжая пример, выделим, что предельное количество пассажиров, которое может перевести самолетов Ту-214, на рейсе Хабаровск—Москва — 160 человек. Предположим, авиакомпания за 1 рейс при рентабельности авиаперевозок, равной 50%, для одного пассажира предлагает тариф под данное количество пассажиров в 20 тыс. руб. Но так как на данном рейсе существуют конкуренты, то рассматриваемая нами авиакомпания для привлечения пассажиров готова снизить уровень цены за билет согласно рис. 1.6.
Неценовым фактором изменения предложения следует считать изменение совокупности ситуационных условий, затрагивающих сферу предоставления авиауслуг, а не существующую рыночную цену данной услуги.
К данным условиям относятся следующие: 1) уровень технологии предоставления авиауслуг, если под технологией, или ноу-хау, понимать пропорции и качество применяемых факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек предоставляемых услуг. 2) существенными условиями изменения предложения выступают государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т. п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек предоставляемых услуг пассажирам, способствуя расширению или ограничению затрат на авиауслуги. Как известно, налог в полном объеме полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить его, покупая услуги, или не оплатить, отказавшись от услуги по данной, завышенной налогом цене. Нереализованные авиауслуги свидетельствуют о сокращении производства, т. е. предложения услуг. В противоположном направлении влияют на уровень издержек авиауслуг субсидии, льготные кредиты и тому подобные формы поддержки авиакомпаний и аэропортов. В этом случае предложение ими авиауслуг на рынках будет возрастать. 3) предложение авиауслуг во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, определенные дорогостоящие ресурсы, виды энергии могут быть заменены более дешевыми по цене и не снижающими стандарты качества продукции. Их применение в значительной степени способно снижать издержки и удешевлять предоставляемые услуги. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в деятельности авиакомпании и аэропорта, что также обеспечит экономию издержек. 4) экономию издержек могут принести также снижающиеся цены на энергоресурсы и топливо. Таким способом можно вызвать рост предложения авиауслуг. Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Эластичность предложения – это степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент факторной эластичности предложения1:
Коэффициент факторной эластичности предложения имеет вид
или
Коэффициент факторной эластичности предложения устанавливает, на сколько процентов изменится объем предложения s ( ), если значение фактора х изменится на 1% при условии, что все другие факторы не меняются. В зависимости от типа фактора различают следующие коэффициенты эластичности предложения: - коэффициент (прямой) ценовой эластичности предложения, который измеряет силу реакций объемных изменений предложения на товар на изменение его цены: - коэффициент эластичности предложения по доходу, который устанавливает, с какой силой объем предложения реагирует на изменение дохода покупателей: - коэффициент перекрестной ценовой эластичности предложения, который определяет силу реакции объема предложения на i -й товар на изменение цены j -го товара:
По аналогии расчета коэффициента эластичности спроса различают два способа расчета коэффициентов эластичности предложения: - интервальный - основан на вычислении относительных приростов переменных; - точечный — на дифференциальном вычислении. Пример. Необходимо определить коэффициент эластичности предложения при росте стоимости авиабилета с 10 до 13 тыс. руб. с использованием способа расчета «дуговой эластичности»:
Для условий данного примера коэффициент дуговой эластичности предложения составит
Значение коэффициента, равное 2,09, указывает на то, что поставщики авиауслуг реагируют на каждое процентное изменение цены в диапазоне от 10 до 13 тыс. руб./билет изменением объема предложения в среднем на 2,1%. Эластичность предложения, так же как и спроса, имеет три вида (рис. 1.7):
1) - еs>1 - предложение эластичное, 1%-ное увеличение цены на авиабилеты способно увеличить количество предлагаемых авиакомпанией авиабилетов на перевозку пассажиров и превышает 1% (А); 2) – еs=1- предложение единичной эластичности, когда 1%-ное увеличение цены на авиабилеты вызывает 1%-ное увеличение предложения авиакомпанией авиабилетов на перевозку (В); 3) - еs<1- предложение неэластичное, когда увеличение цены на авиабилеты не оказывает влияния на увеличение количества предлагаемых авиакомпанией авиабилетов на перевозки пассажиров (С).
Предложение и спрос уравновешиваются под влиянием конкурентной среды на рынке, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. Рыночное равновесие — это ситуация на рынке, когда ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий сделок. Равновесная цена на авиабилеты устанавливается при таком соотношении спроса и предложения на авиаперевозки, при котором авиапассажиры желают приобрести авиабилеты в таком количестве, которое авиакомпании предлагают на рынке авиапассажирских перевозок. При этом на авиарынке отсутствуют тенденции изменения цен на авиаперевозки и количества авиарейсов. Точка R при пересечении кривых спроса и предложения на авиаперевозки на рис. 1.8 соответствует определенному уровню цены на авиабилеты pr и количеству авиарейсов qr, находящемуся на авиарынке при этой равновесной цене на авиабилеты. Дефицит на авиаперевозки (заштрихованная часть рисунка снизу) будет поднимать цену на авиабилеты вверх, к точке R (к равновесию спроса и предложения), а излишек в авиаперевозках, т. е. избыток, толкает цену на авиабилеты вниз (заштрихованная часть сверху), к точке равновесия R. И в конечном итоге появится равновесие между спросом и предложением на авиаперевозки, т. е. установится равновесная цена на авиабилеты, которой будет соответствовать определенное количество авиарейсов. Рыночное равновесие рассматривается только в определенный период времени, складывающийся в течение квартала, сезона, года и ряда лет, т. е. рыночное равновесие может устанавливаться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены на авиаперевозки и количество рейсов, предлагаемое авиакомпанией. Рыночное равновесие — это состояние авиарынка, при котором спрос на авиаперевозки равен предложению на данную перевозку. Если происходят какие-либо отклонения от состояния равновесия, то происходит движение, способное вернуть авиарынок в состояние равновесия, устраняя дефицит или излишек авиаперевозки. Уравновешивающую функцию играет цена на авиабилеты, которая стимулирует рост предложения при дефиците на авиаперевозки и уменьшает количество авиарейсов при излишках на авиарынках, сдерживая предложения. Если спрос растет, при неизменном предложении происходит смещение кривой спроса вправо вверх, то устанавливается более высокий уровень равновесной цены на авиаперевозки и большее количество рейсов, предлагаемое авиакомпаниями. Снижение спроса на авиаперевозки смещает кривую d2d'2 влево вниз и устанавливает более низкий уровень равновесной цены и меньшее количество авиарейсов (рис. 1.9).
При изменении предложения и неизменном спросе происходит изменение рыночного равновесия согласно рис. 1.10.
Необходимо отметить, что рыночное равновесие — это важный закон конкурентного рынка. Изменение спроса и предложения на авиарынках выступает важным фактором экономического анализа.
Пример. Необходимо определить равновесную цену, свидетельствующую, что стоимость авиабилета на Москву, по которой авиакомпании выгодно торговать, совпадает с ценой покупателей, которая их устраивает. Данная равновесная цена — это точка R на графике (рис. 1.11), равная 13 тыс. руб.
№3 Модели рынка
Конкурентоспособность авиакомпании — это совокупность качественных и стоимостных характеристик авиауслуг на перевозку пассажиров, обеспечивающая удовлетворение в конкурентной потребности авиапассажиров и грузовой клиентуры. Рыночная структура – это условия, при которых протекает рыночная конкуренция и ряд других процессов. Рыночная структура характеризуются: - количеством и размерами авиакомпаний, функционирующих на рынке пассажирских авиаперевозок; - типами предлагаемых услуг; - условиями входа и выхода с рынка авиационно-отраслевой системы; - доступностью информации на авиарынках.
Ценовая градация спроса и предложения на рынке авиаперевозок, т. е. размер соответственно доступной цены авиабилета для покупателей и размер предлагаемой авиакомпанией услуги по перевозке пассажиров и грузов, зависит от типа конкуренции авиарынка, который имеет шесть разновидностей.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |