КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Олигопсония
Монопсония Монопсония (от гр. monos (единый) и opsonein (покупать) — один покупаю). Тип рыночной структуры, при которой устанавливается диктат одного покупателя определенного товара (покупатель умышленно ограничивает свои закупки, что понижает цену этого товара и обеспечивает ему монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца). Монопсонист будет покупать столько продукции, что ее предельная полезность (или цена спроса в условиях конкуренции) будет равняться предельным издержкам приобретения этой продукции: цена, по которой он купит, будет ниже, чем цена (цена предложения этой продукции) для условия конкуренции. То есть монопсонист, сокращая объем покупок, вынуждает продавцов согласиться на более низкую цену. Приведенный вид конкуренции нехарактерен для воздушного транспорта, так как авиакомпания не будет оставаться на маршруте, где существует всего один покупатель. Монопсония была свойственна сфере труда при социалистическом строе, когда существовал один работодатель — государство. Олигопсония (от гр. oligos — незначительный и opsonia — закупка продовольствия) — тип отраслевого рынка, на котором присутствуют только несколько покупателей и доля каждого из них так велика, что они могут влиять на изменение рыночной цены. Областные авиаперевозки часто ограничены узким числом покупателей (олигополистов), которые на повышение стоимости авиабилета реагируют сменой услуг воздушного транспорта на альтернативные виды (железнодорожный, автомобильный, водный). Поэтому авиакомпания тщательно отслеживает покупательные способности населения для сохранения рынка клиентов.
№3 Направления конкуренции в области воздушного транспорта
Конкурентоспособность авиакомпании — это совокупность качественных и стоимостных характеристик авиауслуг на перевозку пассажиров, обеспечивающая удовлетворение в конкурентной потребности авиапассажиров и грузовой клиентуры. Рыночная структура – это условия, при которых протекает рыночная конкуренция и ряд других процессов. Рыночная структура характеризуются: - количеством и размерами авиакомпаний, функционирующих на рынке пассажирских авиаперевозок; - типами предлагаемых услуг; - условиями входа и выхода с рынка авиационно-отраслевой системы; - доступностью информации на авиарынках.
В международной практике работы предприятий воздушного транспорта существуют два направления конкуренции: вертикальное и горизонтальное. Вертикальное направление — это борьба, направленная сверху вниз и снизу вверх. Она ведется между ведомствами воздушного транспорта и авиакомпаниями, между авиакомпаниями и фирмами-посредниками и т. д. Вертикальная конкуренция никогда не бывает равноправной и поэтому далека от названия «свободной», так как верхний эшелон «влияет» на нижний, часто заставляя принимать невыгодные для последнего условия.
Для вертикального направления характерны следующие основные методы конкуренции: - «прямого нажима» — метод принуждения с помощью законодательных актов или правительственных распоряжений. Примерами такого метода являются многочисленные приказы Совета гражданской авиации (СГА) США, ограничивающие коммерческую деятельность иностранных авиакомпаний, и в первую очередь авиакомпаний бывших социалистических стран, на территории США и др.; - «косвенного давления» — чаще всего применяется в отношениях между авиакомпаниями и посредниками; основан на принципе «ты — мне, я — тебе», т. е. «мы будем обеспечивать вам коммерческую загрузку, если ваша компания будет пользоваться такими-то услугами нашей фирмы». Этот же метод лежит в основе так называемой бартерной системы, в которой происходит продажа авиабилетов и грузовых перевозок не за деньги, а в обмен на какие-либо услуги фирм, например рекламу, поставки оборудования и т. д.;
- «тройной зависимости» — компания А принуждает компанию Б, пользоваться услугами компании С, которая является клиентом компании А. Тройная зависимость заставляет авиакомпании заключать порой рискованные сделки или вступать в сотрудничество на временной основе с различными фирмами, не связанными с воздушным транспортом;
- «непреднамеренного» обмана — широко используется авиакомпаниями в отношениях с посредниками и клиентурой. Например, когда авиакомпания применяет высокий тариф там, где по условиям перевозки может быть применен более низкий тариф. Чаще всего этот метод применяется при перевозках по безналичному расчету, например при перевозках по линии ООН и других организаций, когда счета за перевозку выставляются авиакомпанией после выполнения перевозки. Если клиент или посредник обнаружит это несоответствие, авиакомпания легко может сослаться на «техническую» ошибку и произвести «рифанд», т. е. возврат излишне взысканных сумм. Этот метод рассчитан на то, что у посредников и клиентов нет специалистов, способных разобраться в сложной и запутанной системе авиационных тарифов. Метод «непреднамеренного» обмана широко используется и во взаимных расчетах между капиталистическими (зарубежными) авиакомпаниями. В этой связи в авиакомпаниях бытует лозунг: «Тщательная проверка счетов может сохранить тысячи долларов». Горизонтальное направление — это конкуренция между формально равноправными авиакомпаниями на данном рынке авиационных перевозок. Горизонтальная конкуренция сочетает в себе ценовые и неценовые методы конкуренции. Ценовой метод конкуренции — это конкуренция с помощью применения тарифов, скидок, льгот, выплат комиссионных, сверхкомиссионных и других форм денежных вознаграждений и т. д.
Неценовой метод конкуренции — предоставление дополнительных услуг на земле и на борту самолета без взимания дополнительной оплаты, или так называемая конкуренция в сфере услуг. Комплексный показатель конкурентоспособности образуется из ряда взаимосвязанных характеристик. К коммерческим показателям относятся: - уровень цен на авиабилеты; - сроки поставки авиатехники при покупке или лизинге; - условия платежей; - уровень таможенных пошлин, налогов и сборов; - степень ответственности авиакомпании и посредников за выполнение обязательств и гарантий.
Контрольные вопросы: 1.Что такое спрос? Какую зависимость имеет кривая спроса? 2. Приведите неценовые факторы, под действием которых кривая спроса может изменяться. 3. Что такое коэффициент эластичности спроса? 4. Как осуществляется расчет коэффициента эластичности спроса? 5. Перечислите виды эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности. 6. Что такое предложение? Какую зависимость имеет кривая предложения? 7. Дайте определение коэффициенту эластичности предложения. Как осуществляется расчет коэффициента эластичности предложения? 8. Перечислите виды эластичности предложения по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности. 9. Что такое конкурентоспособность авиакомпании? 10. Какими показателями оценивается рыночная структура? 11. Перечислите направления конкуренции предприятий воздушного транспорта. 12.Охарактеризуйте следующие методы конкуренции: прямого нажима, косвенного давления, ценовой метод конкуренции, неценовой метод конкуренции? 13. Перечислите основные типы конкуренции на воздушном транспорте.
Лекция №7 Основные фонды авиапредприятия
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |