Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место источниковедения в системе отраслей исторической науки. Объект, предмет и задачи источниковедения. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины.




 

Источниковедение – одна из отраслей исторической науки.

Условия выделения в самостоятельную отрасль:

· определение объекта,

· задач,

· предмета.

Долгое время в источниковедение не было разграничения объекта и предмета.

1986 г. – Данилевский и А.П. Пронштейн разграничивают в своей статье эти понятия.

1987 г. – И.Д. Ковальченко в своей статье продолжил:

Объект – то на что направлена деятельность человека. В источниковедении – это исторические источники с содержащейся в них информацией.

Предмет – конкретные стороны, свойства. В источниковедении – это условия появления, вопросы сравнения, музеологические корни.

В 20 – 30-е гг. источниковедение рассматривалось как вспомогательная историческая дисциплина. Постепенно это явление стало тормозом развития науки.

1940 г. – С.Н. Валк опубликовал рецензию на работу Шилова, где поставил вопрос об источниковедении и определении его как учении о документе (но источники это и кино, и т.д.)

1940 г. – вышел первый учебник по источниковедению М.Н. Тихомирова. Главный источник – документ, где его нет учёный бродит в потёмках.

Эту позицию приняли не все → Тихомиров обратился к И.А. Бунину. “Молчат могилы, мумии и кости… Доходят только письмена”.

1940 г. – вышла вторая часть учебника → заговорили об источниковедении, какие задачи, поставлен вопрос какими методами пользоваться.

Тихомиров предложил дать обзор и критику источников.

1979г. – конференция источниковедов, выступил Пронштейн, затем Шепелёв.

Позиции:

1. лингвисты: источниковедение занимается в основном критикой и систематизацией - это вспомогательная историческая дисциплина.

2. Литвак, Стрельский, Шмидт, Черепнин: предмет источниковедения - разработка методов работы и анализа.

3. Варшавский, Курносов: источниковедение - наука, которая занимается проблемами возникновения и развития исторических источников.

4. Пронштейн: объект - не один источник, а вся масса во всей полноте заключенной в них информации.

→ проблема соотношения источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин.

1953 г. - издание энциклопедии, источниковедение - одна из вспомогательных исторических дисциплин.

1965 г. - Советская историческая энциклопедия - источниковедение главная из вспомогательных исторических дисциплин.

Конец 60-х намечается попытка выделить источниковедение.

Тихомиров предложил: специальная или самостоятельная историческая дисциплина.

1981 г. - публикация учебника «Источниковедение истории СССР». Источниковедение относят к вспомогательным историческим дисциплинам.

Шепелев подвел итог:

1. Источниковедение не входит в число вспомогательных исторических дисциплин, а является самостоятельной наукой и играет определяющую роль.

2. Вспомогательные исторические дисциплины - вспомогательны не к исторической науке, а к источниковедению, т.к. помогают расширить отдельные проблемы.

3. Источниковедение служит задачам непосредственно, а вспомогательные исторические дисциплины опосредованно.

4. Вспомогательные исторические дисциплины не решают комплексных задач, а помогают их решить.

Проблема источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин существует до сих пор.

Заболотская: источниковедение - самостоятельная дисциплина.

Задачи источниковедения:

1. Разработка методов источниковедения.

2. Разработка анализов групп источников.

3. Разработка теоретических вопросов

Первые теоретические статьи появились в 60-е гг.

1962 г. - Каштанов, Курносов "Некоторые вопросы теории источниковедения" - затронуты вопросы классификации («Вопросы истории КПСС»).

1969 г. - сб. "Источниковедение: теоретические и методические вопросы".

Появляются монографии:

В.И. Стрельский "Теория и методика источниковедения истории СССР".

Николаева "Теория и методика советского источниковедения".

Медушевская "Теоретические проблемы источниковедения".

80-90-е гг. работы И.Д. Ковальченко (зав. кафедрой МГУ):

ж. «История СССР», 1982, №3 ст. "Исторический источник в свете учения об информации".

1987 г. - его монография "Методы исторического исследования".

Ø Разграничены предмет и объект источниковедения, даются характеристики методов.

1989 г. - ставит проблему истинности исторических знаний (ж. «Страницы истории КПСС», ст. "Исследование истины само должно быть истинной").

1995-96 гг. - ж. «НиНИ» 1995г. №1, ст. "Теоретико-методологические проблемы исторического исследований…".

Отечественная история 1996 г. ст. "Историография и источниковедение…".

В настоящее время определились:

1. Разработка вопросов теории.

2. Разработка методов.

3. Разработка вопросов прикладного характера. (Характеристика отдельных групп).

1 задача (Медушевская, Ковальченко) направления:

§ Общие теоретико-методологические вопросы: сущность источников, социальная природа источников, соотношение объективного и субъективного.

§ Историко-типологическое обобщение отдельных видов и совокупностей, закономерности возникновения групп и соотношение источника и творца.

2 задача: методы колличественного анализа (школа Ковальченко).

3 задача: характеристика источниковедческой базы (например в курсовой).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.