КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I.Вторая четверть 18 - начало 19 вв
Определение исторического источника в отечественной историографии. Этапы, достоинства и недостатки. Основные методологические принципы отечественного источниковедения.
Конец 19 – начало 20 вв. – влияние Запада, критика источников на базе позитивисткого обобщения: подготовительная (определение подлиннсти, места и времени источника) критика происхождения (установление автора источника), негативная внутренняя критика истинности и точности передаваемых фактов, сравнительный анализ (согласование фактов). Данная позитивистская практика (Шахматов, Ключевский, Соловьёв) рассматривала источник как целостность, но оставалась в целом обобщением эмпирического опыта исследовательской практики. Источник оставался средством получения фактов → источник не изучался целостно, разносторонне. Учение об источнике сформировалось в конце 19 века. Лаппо-Данилевский («Очерк русской дипломатики частных актов»), к этой точки зрения близок Г.В. Вернадский. Выявил несколько принципов методологии источниковедения: 1. Обращение к произведению как предпосылка научности познания 2. Изучение феномена человеческого общения преимуществено в его опосредованной, материализованной в источнике форме 3. Обращение к произведению как к источнику, позволяющему наблюдать личность)ли сообщество) в ключевые моменты самовыражения. Т.о., определена культурологическая триада: мировое целое культуры – человеческая одушевленность – источник как явление культуры. 20-30-е гг. формирование материалистической диалектики в советской исторической науке. 50-60-е гг. введение новых источников, пересмотр методов, преодоление догматизма, построение теоритических моделей. Марксизм-ленинизм – признание объективности и субъективности исторического источника. Основные принципы марксистско-ленинской методологии исторического анализа источников: 1. Принцип объективности. Всесторонность изучения. Два аспекта применения этого принципа: в основе анализа каждого отдельного источника, при выявлении и отборе источников для исследования. 2. Принцип партийности. Принадлежности источника к определенной социальной группе. 3. Принцип историзма.
В историографии термин «источниковедение» формировался долго. Л.Н. Пушкарёв "Классификация русских письменных источников". § Практика опережала теорию. § Выделил этапы формирования, понятие источник. Периодизация: Становление источниковедения как отрасли исторической науки. Ищут подходящие и нужные термины, формируется понятийный аппарат. Термин "источник" ещё не употребляется. Термин "источник" ввёл немец Шлёцер (работал в академии наук России). 1969 г. - статья о Несторе на русском языке. 1986 г. - Елизаров ст. "О формирование терминов". Почти одновременно со ШлёцеромЧеботарёв издал пособие, где тоже употреблён термин "источник". Даже попытался дать определение…. Карамзин в своей истории выделяет целый раздел об источнике.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |