Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОБОБЩЕННАЯ ОЦЕНКА СИТУА­ЦИИ


ЭМОЦИЯ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК

Д.О. Хеббу удалось экспери­ментальным путем вывести зависимость между уровнем эмоциональ­ного возбуждения человека и успешностью его практической деятель­ности. В проводимых им исследованиях выяснилось, что для достиже­ния наивысшего результата НЕБЛАГОПРИЯТНО как слишком слабое, так и чрезмерное по силе эмоциональное возбуждение.

ЭМОЦИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬ­НЫЙ ПРОЦЕСС, НИ КАК ОТДЕЛЬНЫЙ КЛАСС ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ, ОНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ОТДЕЛЕНА ОТ ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ — ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МОТИВАЦИИ И Т.П.

 

МОТИВАЦИЯ ОТКРЫВАЕТСЯ СУБЪЕКТУ В ВИДЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ СИГНАЛИЗИРУЮТ ЕМУ О ПОТРЕБНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ОБЪЕКТОВ И ПОБУЖДАЮТ НАПРАВИТЬ НА НИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ  
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности выделяются следующие виды эмо­циональных состояний:  
1.ЧУВСТВЕННЫЙ ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН ОЩУЩЕНИЙ ЧУВСТВЕННЫЙ ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН ОЩУЩЕНИЙ — это генети­чески первичная и простейшая форма эмоций, элементарное про­явление органической чувствительности, сопровождающее отдель­ные жизненно важные воздействия среды (например, температур­ные, вкусовые) и побуждающее субъекта либо к их устранению, либо, наоборот, сохранению.  
     
2. АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрыв­ного характера, который наблюдается в критических/экстремальных условиях (при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций) и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями. К основным психологическим характеристикам аффекта отно­сятся: - бурное внешнее проявление эмоционального процесса; - кратковременность, - безотчетность, - низкий уровень осознания собственных дей­ствий и поступков; - выраженный диффузный характер аффективного пережива­ния. Аффект захватывает человека тотально, видоизменяя и подчи­няя себе практически все его психические проявления. Основное в аффекте — это резко, неожиданно наступающее изменение состояния сознания, его «сужение», сопровождающееся снижением кри­тичности и нарушением волевого контроля совершаемыми дейст­виями. В аффекте резко изменяются параметры внимания: сни­жается его переключаемость, нарушаются концентрация, память дезорганизуется вплоть до частичной или полной амнезии.  
СТРЕСС СТРЕСС — термин, используемый для обозначения обширного круга функциональных состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Поня­тие «стресс» было предложено Г. Селье (1907—1982), первоначально использовалось в физиологии и обозначало «общий адаптационный синдром» — неспецифическую реакцию организма на не­благоприятное или вредное воздействие. СТРЕСС ЕСТЬ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОТВЕТ ОРГАНИЗМА НА ЛЮБОЕ ПРЕДЪЯВЛЕННОЕ ЕМУ ТРЕБОВАНИЕ, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ПРИСПОСОБИТЬСЯ К ВОЗНИКШЕМУ ЗАТРУДНЕНИЮ, СПРАВИТЬСЯ С НИМ И АДАПТИРОВАТЬСЯ К ИЗМЕНИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.(по Селье). В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напря­жение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. Стресс включает СЛОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (Г. Селье в 1936 г.): - УЧА­ЩЕНИЕ ПУЛЬСА, - ПОВЫШЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ, - УВЕЛИЧЕНИЕ В КРОВИ КОЛИЧЕСТВА КОРТИКОСТЕРОИДОВ — ГОРМОНОВ КОРЫ НАДПОЧЕЧ­НИКОВ. -ИЗЪЯЗВЛЕНИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО-КИ­ШЕЧНОГО ТРАКТА, - ТРОФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА, - ВОЗРАСТАНИЕ АКТИВНОСТИ КОРКОВОГО СЛОЯ НАДПОЧЕЧНИКОВ, - ИНВОЛЮЦИЯ ЗОБНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И ЛИМ­ФАТИЧЕСКОГО АППАРАТА, - ПОВЫШЕНИЕ СВЕРТЫВАЕМОСТИ КРОВИ, - ТО ЕСТЬ ПРОИСХОДИТ ПЕРЕСТРОЙКА ЗАЩИТНЫХ И ИММУННЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА. «СИНДРОМ БИОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА» развивает­ся в три последовательные фазы: 1. ФАЗА АКТИВАЦИИ, характеризующаяся интенсивной работой симпатической нервной системы и возникновением реакции тревоги; 2. ФАЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ/РЕЗИСТЕНТНОСТИ или «СТАДИЯ БОРЬБЫ», предполагающая мобилизацию адаптационных ресурсов организма для преодоления ситуации, вызывающей стресс (надпочечники на­чинают выделять в кровь специальный «мобилизирующий» гор­мон кортизол); 3. ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ, наступающая в том случае, если после про­должительной борьбы со стрессором или приспособления к нему индивид не достиг позитивного результата. ВИДЫ СТРЕССА: 1. Физиологический стресс. Если в случае физиологического стресса, как правило, имеет место воздействие вредоносного, разрушительного агента среды, то психологический стресс в не меньшей степени определяется сигнальным значением стрессора. Его источником может стать, например, субъективная оценка ситуации как неблагоприятной и угрожающей. 2. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный. 2.1. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с зада­чей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений. 2.2. Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях угрозы, опасности, фрустрации и пр. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к резким изменениям в протекании психических процессов, эмоциональ­ным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятель­ности, нарушениям двигательного и речевого поведения.    
3. НАСТРОЕНИЕ НАСТРОЕНИЕ — сравнительно продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности. -Настроение имеет субъектную на­правленность. Настроение имеет следующие отличительные особенности: 1. Низкая интенсивност; 2. Значительная продолжительность, 3. Неясность и безотчетность; 4. Диффузный характер.  
ФРУСТРАЦИЯ Этот термин произведен от латинского сло­ва, означающего «ОБМАН, ТЩЕТНОЕ ОЖИДАНИЕ». ФРУСТРАЦИЯ — ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ КАК СЛЕДСТВИЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ИНДИВИДА С РЕАЛЬНОЙ ИЛИ ВООБРАЖАЕМОЙ ПОМЕХОЙ, ЗАТРУДНЯЮЩЕЙ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ И УДОВЛЕТ­ВОРЕНИЕ АКТУАЛИЗИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ. Такой помехой может стать физическая преграда, пространственная удаленность объекта по­требности, социальный запрет или нравственный императив. Фрустрация создает, наряду с исходной, новую, ЗАЩИТНУЮ МО­ТИВАЦИЮ, направленную на преодоление возникшего препятствия (потребность справиться с затруднением). Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно. В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ПРЯМОЕ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАКАЗУЕМО, НЕРЕДКО НАБЛЮДАЕТСЯ ЭФФЕКТ «СМЕЩЕНИЯ АГРЕССИИ». СУТЬ ЭТОГО ЭФ­ФЕКТА В ТОМ, ЧТО ПОРОЖДЕННАЯ ФРУСТРАЦИЕЙ ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ ПЕ­РЕНАПРАВЛЯЕТСЯ (СМЕЩАЕТСЯ) С СУБЪЕКТА ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫЗЫ­ВАЮЩЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ (ФРУСТРАТОРА), НА ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ, ТОЛЬКО НАПОМИНАЮЩИЕ ФРУСТРАЦИОННУЮ СИТУАЦИЮ ИЛИ АССОЦИИРУЮЩИЕСЯ С НЕЙ. ФРУСТРАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ БЫВАЮТ: 1. Эпизодическими; 2. Ти­пичными для характера конкретного человека; 3. Нетипичными, порождающими новые формы реагирования и стратегии пове­дения. Фрустрационные реакции: 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ (терпимость, выносливость) по отношению к фрустратору: а). спокойствие, рассудительность; б). напряженность, связанная с необходимостью затрачивать усилия на сдерживание нежелательной импульсивной ре­акции. 2. АГРЕССИЯ (гнев, враждебность, проявление грубости, угроза, нападение) и АУТОАГРЕССИЯ (самобичевание, деструктивные действия, направленные на самого себя). 3. ФИКСАЦИЯ (описана М. Майером): а). стереотипность действий; б). сужение сознания за счет сосредоточенности на фрустраторе, который поглощает все внимание. 4. ДЕПРЕССИЯ (тоска, уныние, подавленность, сознание собственного бессилия, доходящее до чувства безнадежности, отчаяния). 5. РЕГРЕССИЯ (описана Фрейдом, позднее — Баркером), возврат к более ранним, примитивным, а нередко и к инфантильным фор­мам реагирования, сопровождающийся снижением личной ответ­ственности за фрустрирующую ситуацию, неудачу. 6. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКАЗ от продолжения деятельности. 7. УХОД В ОТВЛЕКАЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 8. РЕАКЦИИ БЕСПОМОЩНОСТИ И ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОМОЩЬЮ. 9. ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ САМООПРАВДАНИЯ: а). рационализация, «логичное и убедительное» объяснение собственной неподготовленности, неудачи; б). снижение значимости цели (как в знаменитой басне «Ли­сица и виноград»: виноград на вид хорош, но зелен); в). компенсация за счет других достижений и заслуг; г). отрицание неудачи, игнорирование трудности; д). подчеркивание исключительности, случайности, нехарак­терности фрустрирующего происшествия; е). изоляция фрустратора, отделение фрустрирующего события от основного опыта (описана Фрейдом); ж). интеллектуализация, позволяющая сформировать к про­изошедшему безэмоциональное («философское») отноше­ние; з). «защитное» иронизирование, юмор и др.    
4.СТРАСТЬ СТРАСТЬ — это интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями челове­ка и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Характерными чертами страсти являются: - сила чувства, - направлен­ность всех помыслов личности на один объект, - устойчивость, - един­ство эмоциональных и волевых моментов, - своеобразное сочетание активности и пассивности.
5.ЭМОЦИИ ЭМОЦИИ появляются: - при на­личии у индивида мотивации, - избыточной или неоптимальной по отношению к его приспособительным возможностям. В зависимости от того, в каком направлении нарушается баланс мотивации и возможностей субъекта, можно выделить две категории причин, предопределяющих возникновение эмоций: 1. Недостаточность приспособительных возможностей, 2. Избыточная мотивация.
КЛАС­СИФИКАЦИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ (ДЕСЯТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ по Кэррол Изард 1980) 1. ИНТЕРЕС — ВОЗБУЖДЕНИЕ. 2. УДОВОЛЬСТВИЕ — РАДОСТЬ. 3. УДИВЛЕНИЕ. 4. ГОРЕ — СТРАДАНИЕ. 5. ГНЕВ — ЯРОСТЬ. 6. ОТВРАЩЕНИЕ — ОМЕРЗЕНИЕ. 7. ПРЕЗРЕНИЕ — ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ. 8. СТРАХ — УЖАС. 9. СТЫД — ЗАСТЕНЧИВОСТЬ. 10. ВИНА — РАСКАЯНИЕ Из 10 фундаментальных эмоций могут образоваться 45 ДИАД И 120 ТРИАД. Вместе с тем в каждый конкретный момент времени человек может испытывать лишь одну преобладающую эмоцию. Выделение фундаментальных эмоций осуществляется на основе ТРЕХ ГРУПП ДАННЫХ: 1. НАЛИЧИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ МИМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ; 2. УНИКАЛЬНОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ (ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ КА­ЧЕСТВО); 3. СПЕЦИФИЧЕСКИЙ НЕРВНЫЙ СУБСТРАТ.
6.СТЕНИЧЕСКИЕ И АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ. СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ (от греч. sthenos — сила) — эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, ра­достного волнения, подъема, бодрости, общей активации. Их фи­зиологические признаки таковы: - дыхание становится более час­тым, глубоким и легким, - активизируется работа сердца, - организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.
АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — эмоциональные состояния, свидетель­ствующие об отказе от активного преодоления препятствий в си­туации повышенной эмоциональной нагрузки (подавленность, уны­ние, печаль, нелокализованный страх). Астенические эмоциональ­ные состояния сопровождаются заметным снижением мышечного тонуса, замедлением дыхания, общей вялостью, угнетенностью и т. д.
Классификация эмоциональных явлений по К. Шнайдеру. (три группы явлений). I. ЭМОЦИИ СОСТОЯНИЯ: радость, веселье, спокойствие, уверенность, удовлетворение, печаль, тоска, страх и т.д.
II. ЭМОЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СЕБЯ: гордость, чувство собственного до­стоинства и превосходства, самоуважение, самолюбование.
III. ЭМОЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДРУГИХ: симпатия, доверие, любовь, ува­жение, благодарность, преклонение и восторг или обида, возмущение, вражда, недоверие, игнорирование и т.д.
В.К. Вилюнас ВЕДУЩИЕ ЭМОЦИИ – это эмоциональные состояния и переживания, непосредственно связанные с удовлетворением потребности и активизирующие поиск целевого объекта.
ПРОИЗВОДНЫЕ ЭМОЦИИ – осуществляют оценку про­межуточных этапов реализации поведения по удовлетворению потреб­ности, предвосхищающие или констатирующие успех/неуспех конкрет­ных действий и при необходимости обеспечивающие изменение обще­го направления активности.
Градация эмоциональных состо­яний: по С.Л. Рубинштейну 1. ОРГАНИЧЕСКАЯ (АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ) ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ: К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по мнению Рубинштейна, элементарные удовольствия и неудоволь­ствия, связанные преимущественно с удовлетворением органиче­ских потребностей.
2. ПРЕДМЕТНЫЕ ЧУВСТВА: Предметные чувства связаны с обладанием определенными пред­метами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чув­ства соответственно их предметам подразделяются на: материаль­ные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в увле­чении одними предметами, людьми или видами деятельности и в отвращении к другим.
3. ОБОБЩЕННЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЧУВСТВА: Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категори­ям и ценностям.
           

 



ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ.
ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ заключается в том, что эмоциональные процессы (в первую очередь, стенические эмоции) обеспечивают определенный уровень возбуждения/активации, необходимый для запуска поведения по удовлетворению соответствующей потребно­сти. Это проявляется и на физиологическом уровне: выброс адреналина в кровь при эмоциях страха и гнева повышает способность к бегству или оборонительному поведению, а понижение порогов чувствительности, наблюдающееся в состоянии тревоги, помогает индивиду лучше распознавать угрожающие стимулы, например, еле слышное приближение хищника.
ОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ способствует организации некоторой деятельности, привлекая к ней силы и вни­мание, что, одновременно, может препятствовать параллельно осу­ществляемой деятельности, для которой та же эмоция окажется дезорганизующим фактором. Вместе с тем утверждать, что эмоции реализуют и функцию дезорганизации, на том основании, что их интенсивное переживание нарушает эффективное протекание дея­тельности, приводя к рассогласованию, хаотическим действиям или ступору, неправомерно. По мнению отечественного психолога В.К. Вилюнаса, «в положении о дезорганизующей функции эмо­ций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки движе­ния автотранспорта».
ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ иниции­рует определенную деятельность, к осуществлению которой чело­век стремится ради особых эмоциональных переживаний, возни­кающих в ее процессе или результате.  
РЕГУЛЯТОРНАЯ ФУНКЦИЯ РЕГУЛЯТОРНАЯ ФУНКЦИЯ Важнейшая функция эмоций состоит в том, что они служат одним из основных механизмов внутренней регуляции психиче­ской деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Регуляторная функция, обсуждаемая в психологической литературе под различными названиями: - функ­ция закрепления — торможения (П.К. Анохин), - следообразования (А.Н. Леонтьев), - подкрепления (П.В. Симонов), — связана со спо­собностью эмоций оставлять в индивидуальном опыте определен­ные «следы», закрепляя в его памяти те воздействия среды и, - удав­шиеся или неудавшиеся действия самого субъекта, которые их возбудили.
АНТИЦИПИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ АНТИЦИПИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ. Логическим продолжением регуляторной функции является пред­восхищающая функция эмоций (O.K. Тихомиров, 1969), поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий, и воз­никающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благо­приятном или неблагоприятном исходе. Эмоциональный след сам по себе не имел бы смысла, если бы не было возможности исполь­зовать его для прогнозирования будущего.
ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в виде непосредственного переживания значимость для индивида конкретных явлений и си­туаций, состояний организма и внешних воздействий. Оценочная функция рассматривается в качестве центральной в когнитивной психологии, в которой сложилось понимание эмоций как особого механизма интерпретации происходящих событий.
КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ. Некоторые авторы связывают с эмоциями функцию компенса­ции информационного дефицита. Она реализуется в тех ситуациях, когда субъекту не хватает информации для принятия рациональ­ного решения. В данном контексте эмоции рассматриваются как особый, «запасной» ресурс для решения сложных задач. Это в пер­вую очередь относится к тем переживаниям, которые служат как бы эмоциональным «аккомпаниментом» инсайта, интуитивного озарения, предвосхищая и сопровождая его.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Познавательная функция эмоций выражается в том, что они пре­доставляют человеку информацию о его актуальных потребностях, а также о возможности их удовлетворения в тех или иных ситуа­циях. Путем анализа эмоциональных состояний и процессов субъект приходит к осознанию собственной иерархии мотивов, приоритетов и ценностей, осмыслению и пониманию глубинных отношений к различным явлениям окружающей действительности, к другим и к самому себе, к миру в целом. Признание познавательной функции эмоций привело психологов к отказу от их традиционного, многовекового противопоставления разуму (вспомним, например, фило­софию стоицизма) и позволило О.Г. Мауреру (I960) утверждать: «ЭМОЦИИ... ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСШИЙ ПОРЯДОК ИНТЕЛЛЕКТА». Говоря о познавательной функции эмоций, следует также вы­делить такую сложную их форму, как эмпатия — постижение эмо­ционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования. Сам термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченером, обобщившим более ранние теории вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Эмоциональная эмпатия в своих эле­ментарных формах ОСНОВАНА НА МЕХАНИЗМАХ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ПРО­ЕКЦИИ И ПОДРАЖАНИЯ АФФЕКТИВНЫМ И МОТОРНЫМ РЕАКЦИЯМ ДРУГОГО. Выделяются две основные формы эмпатии: 1. Сопереживание — переживание тех же эмоций, которые испытывает другой человек посредством отождествления с ним; 2. Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний и реакций в связи с чув­ствами другого. Эмпатия играет значительную роль в процессах взаимопознания и взаимопонимания между людьми, является важ­ным фактором и средством межличностной коммуникации.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. Наконец, эмоции выполняют и коммуникативную функцию, что, главным образом, относится к экспрессивному компоненту эмоци­ональных процессов. Выражение эмоций позволяет сообщить парт­неру по общению важную информацию о внутреннем состоянии субъекта, его отношении к происходящему, предпочтениях и при­оритетах и является важнейшей составляющей индивидуального самовыражения.  
СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ
Амбивалентность чувств АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от лат. ambo — оба и valentis — имеющий силу) — это двойственность (противополож­ность по знаку) неоднородных эмоциональных состояний, образу­ющих единый комплекс и связанных с отношением к человеку или явлению, при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в переживаниях ревности происходит парадоксаль­ное объединение чувств любви и ненависти. Понятие «амбивалентность чувств» первоначально было предло­жено Э. Блейлером для характеристики эмоционального поведения пациентов, страдающих шизофренией, — поведения, в котором про­тиворечащие друг другу отношения и реакции сменяют друг друга немотивированно быстро или даже уживаются друг с другом.  
Интенсивностью (силой переживания)
Экстен­сивностью (степенью распространенности чувства в сознании или «широтой охвата» сознательных структур и процессов)  
Глубина глубина: чувства могут затрагивать глубинные пласты лич­ности, простирающиеся за пределами сознания и связанные с наи­более значимыми событиями жизни.  
Полярность  
Субъективность  
Непосредственность  
Связь с потребностями и мотивами  
Обобщенность???  
Пространственно-временные характеристики эмоций (радость; горе)  
Связь эмоций с цветом  
   
     

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА являются продуктом его культурно-исторического развития и определяются общественной формой человеческого бытия | Выделим важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать при создании имиджа политического лидера

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.