Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем вывести зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. В проводимых им исследованиях выяснилось, что для достижения наивысшего результата НЕБЛАГОПРИЯТНО как слишком слабое, так и чрезмерное по силе эмоциональное возбуждение.
ЭМОЦИЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, НИ КАК ОТДЕЛЬНЫЙ КЛАСС ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ, ОНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ОТДЕЛЕНА ОТ ДРУГИХ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ — ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МОТИВАЦИИ И Т.П.
МОТИВАЦИЯ ОТКРЫВАЕТСЯ СУБЪЕКТУ В ВИДЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ СИГНАЛИЗИРУЮТ ЕМУ О ПОТРЕБНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ОБЪЕКТОВ И ПОБУЖДАЮТ НАПРАВИТЬ НА НИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности выделяются следующие виды эмоциональных состояний:
1.ЧУВСТВЕННЫЙ ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН ОЩУЩЕНИЙ
ЧУВСТВЕННЫЙ ИЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН ОЩУЩЕНИЙ — это генетически первичная и простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия среды (например, температурные, вкусовые) и побуждающее субъекта либо к их устранению, либо, наоборот, сохранению.
2. АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть)
АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который наблюдается в критических/экстремальных условиях (при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций) и сопряжен с выраженными двигательными и органическими проявлениями.
К основным психологическим характеристикам аффекта относятся:
- бурное внешнее проявление эмоционального процесса;
- кратковременность,
- безотчетность,
- низкий уровень осознания собственных действий и поступков;
- выраженный диффузный характер аффективного переживания.
Аффект захватывает человека тотально, видоизменяя и подчиняя себе практически все его психические проявления.
Основное в аффекте — это резко, неожиданно наступающее изменение состояния сознания, его «сужение», сопровождающееся снижением критичности и нарушением волевого контроля совершаемыми действиями.
В аффекте резко изменяются параметры внимания: снижается его переключаемость, нарушаются концентрация, память дезорганизуется вплоть до частичной или полной амнезии.
СТРЕСС
СТРЕСС — термин, используемый для обозначения обширного круга функциональных состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры.
Понятие «стресс» было предложено Г. Селье (1907—1982), первоначально использовалось в физиологии и обозначало «общий адаптационный синдром» — неспецифическую реакцию организма на неблагоприятное или вредное воздействие.
СТРЕСС ЕСТЬ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОТВЕТ ОРГАНИЗМА НА ЛЮБОЕ ПРЕДЪЯВЛЕННОЕ ЕМУ ТРЕБОВАНИЕ, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ПРИСПОСОБИТЬСЯ К ВОЗНИКШЕМУ ЗАТРУДНЕНИЮ, СПРАВИТЬСЯ С НИМ И АДАПТИРОВАТЬСЯ К ИЗМЕНИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ.(по Селье).
В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда.
Стресс включает СЛОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ (Г. Селье в 1936 г.):
- УЧАЩЕНИЕ ПУЛЬСА,
- ПОВЫШЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ,
- УВЕЛИЧЕНИЕ В КРОВИ КОЛИЧЕСТВА КОРТИКОСТЕРОИДОВ — ГОРМОНОВ КОРЫ НАДПОЧЕЧНИКОВ.-ИЗЪЯЗВЛЕНИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА,
- ТРОФИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА,
- ВОЗРАСТАНИЕ АКТИВНОСТИ КОРКОВОГО СЛОЯ НАДПОЧЕЧНИКОВ,
- ИНВОЛЮЦИЯ ЗОБНОЙ ЖЕЛЕЗЫ И ЛИМФАТИЧЕСКОГО АППАРАТА,
- ПОВЫШЕНИЕ СВЕРТЫВАЕМОСТИ КРОВИ,
- ТО ЕСТЬ ПРОИСХОДИТ ПЕРЕСТРОЙКА ЗАЩИТНЫХ И ИММУННЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА.«СИНДРОМ БИОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА» развивается в три последовательные фазы:
1. ФАЗА АКТИВАЦИИ, характеризующаяся интенсивной работой симпатической нервной системы и возникновением реакции тревоги;
2. ФАЗА СОПРОТИВЛЕНИЯ/РЕЗИСТЕНТНОСТИ или «СТАДИЯ БОРЬБЫ», предполагающая мобилизацию адаптационных ресурсов организма для преодоления ситуации, вызывающей стресс (надпочечники начинают выделять в кровь специальный «мобилизирующий» гормон кортизол);
3. ФАЗА ИСТОЩЕНИЯ, наступающая в том случае, если после продолжительной борьбы со стрессором или приспособления к нему индивид не достиг позитивного результата.
ВИДЫ СТРЕССА:
1. Физиологический стресс.
Если в случае физиологического стресса, как правило, имеет место воздействие вредоносного, разрушительного агента среды, то психологический стресс в не меньшей степени определяется сигнальным значением стрессора. Его источником может стать, например, субъективная оценка ситуации как неблагоприятной и угрожающей.
2. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный.2.1. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.
2.2. Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях угрозы, опасности, фрустрации и пр. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к резким изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.
3. НАСТРОЕНИЕ
НАСТРОЕНИЕ — сравнительно продолжительное и устойчивое эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности.
-Настроение имеет субъектную направленность.
Настроение имеет следующие отличительные особенности:1. Низкая интенсивност;2. Значительная продолжительность,3. Неясность и безотчетность;4. Диффузный характер.
ФРУСТРАЦИЯ
Этот термин произведен от латинского слова, означающего «ОБМАН, ТЩЕТНОЕ ОЖИДАНИЕ».ФРУСТРАЦИЯ — ЭТО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОЗНИКАЮЩЕЕ КАК СЛЕДСТВИЕ СТОЛКНОВЕНИЯ ИНДИВИДА С РЕАЛЬНОЙ ИЛИ ВООБРАЖАЕМОЙ ПОМЕХОЙ, ЗАТРУДНЯЮЩЕЙ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЕ АКТУАЛИЗИРОВАННОЙ ПОТРЕБНОСТИ.
Такой помехой может стать физическая преграда, пространственная удаленность объекта потребности, социальный запрет или нравственный императив.
Фрустрация создает, наряду с исходной, новую, ЗАЩИТНУЮ МОТИВАЦИЮ, направленную на преодоление возникшего препятствия (потребность справиться с затруднением).
Адекватная реакция на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть или обойти его, если это возможно.
В ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА ПРЯМОЕ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАКАЗУЕМО, НЕРЕДКО НАБЛЮДАЕТСЯ ЭФФЕКТ «СМЕЩЕНИЯ АГРЕССИИ». СУТЬ ЭТОГО ЭФФЕКТА В ТОМ, ЧТО ПОРОЖДЕННАЯ ФРУСТРАЦИЕЙ ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИЯ ПЕРЕНАПРАВЛЯЕТСЯ (СМЕЩАЕТСЯ) С СУБЪЕКТА ИЛИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЫЗЫВАЮЩЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ (ФРУСТРАТОРА), НА ДРУГИЕ ОБЪЕКТЫ, ТОЛЬКО НАПОМИНАЮЩИЕ ФРУСТРАЦИОННУЮ СИТУАЦИЮ ИЛИ АССОЦИИРУЮЩИЕСЯ С НЕЙ.
ФРУСТРАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ БЫВАЮТ:
1. Эпизодическими;
2. Типичными для характера конкретного человека;
3. Нетипичными, порождающими новые формы реагирования и стратегии поведения.
Фрустрационные реакции:
1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ (терпимость, выносливость) по отношению к фрустратору:
а). спокойствие, рассудительность;
б). напряженность, связанная с необходимостью затрачивать усилия на сдерживание нежелательной импульсивной реакции.
2. АГРЕССИЯ (гнев, враждебность, проявление грубости, угроза, нападение) и АУТОАГРЕССИЯ (самобичевание, деструктивные действия, направленные на самого себя).
3. ФИКСАЦИЯ (описана М. Майером):
а). стереотипность действий;
б). сужение сознания за счет сосредоточенности на фрустраторе, который поглощает все внимание.
4. ДЕПРЕССИЯ (тоска, уныние, подавленность, сознание собственного бессилия, доходящее до чувства безнадежности, отчаяния).
5. РЕГРЕССИЯ (описана Фрейдом, позднее — Баркером), возврат к более ранним, примитивным, а нередко и к инфантильным формам реагирования, сопровождающийся снижением личной ответственности за фрустрирующую ситуацию, неудачу.
6. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКАЗ от продолжения деятельности.
7. УХОД В ОТВЛЕКАЮЩУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
8. РЕАКЦИИ БЕСПОМОЩНОСТИ И ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПОМОЩЬЮ.
9. ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ САМООПРАВДАНИЯ:
а). рационализация, «логичное и убедительное» объяснение собственной неподготовленности, неудачи;
б). снижение значимости цели (как в знаменитой басне «Лисица и виноград»: виноград на вид хорош, но зелен);
в). компенсация за счет других достижений и заслуг;
г). отрицание неудачи, игнорирование трудности;
д). подчеркивание исключительности, случайности, нехарактерности фрустрирующего происшествия;
е). изоляция фрустратора, отделение фрустрирующего события от основного опыта (описана Фрейдом);
ж). интеллектуализация, позволяющая сформировать к произошедшему безэмоциональное («философское») отношение;
з). «защитное» иронизирование, юмор и др.
4.СТРАСТЬ
СТРАСТЬ — это интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти.
Характерными чертами страсти являются:
- сила чувства,
- направленность всех помыслов личности на один объект,
- устойчивость,
- единство эмоциональных и волевых моментов,
- своеобразное сочетание активности и пассивности.
5.ЭМОЦИИ
ЭМОЦИИ появляются:
- при наличии у индивида мотивации,
- избыточной или неоптимальной по отношению к его приспособительным возможностям.
В зависимости от того, в каком направлении нарушается баланс мотивации и возможностей субъекта, можно выделить две категории причин, предопределяющих возникновение эмоций:
1. Недостаточность приспособительных возможностей,
2. Избыточная мотивация.
КЛАССИФИКАЦИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ
(ДЕСЯТЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ по Кэррол Изард 1980)
1. ИНТЕРЕС — ВОЗБУЖДЕНИЕ.
2. УДОВОЛЬСТВИЕ — РАДОСТЬ.
3. УДИВЛЕНИЕ.
4. ГОРЕ — СТРАДАНИЕ.
5. ГНЕВ — ЯРОСТЬ.
6. ОТВРАЩЕНИЕ — ОМЕРЗЕНИЕ.
7. ПРЕЗРЕНИЕ — ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ.
8. СТРАХ — УЖАС.
9. СТЫД — ЗАСТЕНЧИВОСТЬ.
10. ВИНА — РАСКАЯНИЕ
Из 10 фундаментальных эмоций могут образоваться 45 ДИАД И 120 ТРИАД. Вместе с тем в каждый конкретный момент времени человек может испытывать лишь одну преобладающую эмоцию.
Выделение фундаментальных эмоций осуществляется на основе ТРЕХ ГРУПП ДАННЫХ:
1. НАЛИЧИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ МИМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ;
2. УНИКАЛЬНОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ (ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО);
3. СПЕЦИФИЧЕСКИЙ НЕРВНЫЙ СУБСТРАТ.
6.СТЕНИЧЕСКИЕ И АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ.
СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ (от греч. sthenos — сила) — эмоциональные состояния, связанные с повышением уровня жизнедеятельности и характеризующиеся возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости, общей активации.
Их физиологические признаки таковы:
- дыхание становится более частым, глубоким и легким,
- активизируется работа сердца,
- организм в физиологическом плане подготавливается к большим затратам энергии.
АСТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ — эмоциональные состояния, свидетельствующие об отказе от активного преодоления препятствий в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки (подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх).Астенические эмоциональные состояния сопровождаются заметным снижением мышечного тонуса, замедлением дыхания, общей вялостью, угнетенностью и т. д.
Классификация эмоциональных явлений по
К. Шнайдеру.
(три группы явлений).
I. ЭМОЦИИ СОСТОЯНИЯ: радость, веселье, спокойствие, уверенность, удовлетворение, печаль, тоска, страх и т.д.
II. ЭМОЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СЕБЯ: гордость, чувство собственного достоинства и превосходства, самоуважение, самолюбование.
III. ЭМОЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДРУГИХ: симпатия, доверие, любовь, уважение, благодарность, преклонение и восторг или обида, возмущение, вражда, недоверие, игнорирование и т.д.
В.К. Вилюнас
ВЕДУЩИЕ ЭМОЦИИ – это эмоциональные состояния и переживания, непосредственно связанные с удовлетворением потребности и активизирующие поиск целевого объекта.
ПРОИЗВОДНЫЕ ЭМОЦИИ – осуществляют оценку промежуточных этапов реализации поведения по удовлетворению потребности, предвосхищающие или констатирующие успех/неуспех конкретных действий и при необходимости обеспечивающие изменение общего направления активности.
Градация эмоциональных состояний: по С.Л. Рубинштейну
1. ОРГАНИЧЕСКАЯ (АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ) ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ:
К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по мнению Рубинштейна, элементарные удовольствия и неудовольствия, связанные преимущественно с удовлетворением органических потребностей.
2. ПРЕДМЕТНЫЕ ЧУВСТВА:
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на: материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в увлечении одними предметами, людьми или видами деятельности и в отвращении к другим.
3. ОБОБЩЕННЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ЧУВСТВА:
Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношением человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
ФУНКЦИИ И СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ.
ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ
ФУНКЦИЯ МОБИЛИЗАЦИИ заключается в том, что эмоциональные процессы (в первую очередь, стенические эмоции) обеспечивают определенный уровень возбуждения/активации, необходимый для запуска поведения по удовлетворению соответствующей потребности.
Это проявляется и на физиологическом уровне: выброс адреналина в кровь при эмоциях страха и гнева повышает способность к бегству или оборонительному поведению, а понижение порогов чувствительности, наблюдающееся в состоянии тревоги, помогает индивиду лучше распознавать угрожающие стимулы, например, еле слышное приближение хищника.
ОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
ОРГАНИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ способствует организации некоторой деятельности, привлекая к ней силы и внимание, что, одновременно, может препятствовать параллельно осуществляемой деятельности, для которой та же эмоция окажется дезорганизующим фактором.
Вместе с тем утверждать, что эмоции реализуют и функцию дезорганизации, на том основании, что их интенсивное переживание нарушает эффективное протекание деятельности, приводя к рассогласованию, хаотическим действиям или ступору, неправомерно. По мнению отечественного психолога В.К. Вилюнаса, «в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки движения автотранспорта».
ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ инициирует определенную деятельность, к осуществлению которой человек стремится ради особых эмоциональных переживаний, возникающих в ее процессе или результате.
РЕГУЛЯТОРНАЯ ФУНКЦИЯ
РЕГУЛЯТОРНАЯ ФУНКЦИЯ Важнейшая функция эмоций состоит в том, что они служат одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей.
Регуляторная функция, обсуждаемая в психологической литературе под различными названиями:
- функция закрепления — торможения (П.К. Анохин),
- следообразования (А.Н. Леонтьев),
- подкрепления (П.В. Симонов), — связана со способностью эмоций оставлять в индивидуальном опыте определенные «следы», закрепляя в его памяти те воздействия среды и,
- удавшиеся или неудавшиеся действия самого субъекта, которые их возбудили.
АНТИЦИПИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ
АНТИЦИПИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ. Логическим продолжением регуляторной функции является предвосхищающая функция эмоций (O.K. Тихомиров, 1969), поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе.
Эмоциональный след сам по себе не имел бы смысла, если бы не было возможности использовать его для прогнозирования будущего.
ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ
ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ. Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в виде непосредственного переживания значимость для индивида конкретных явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий.
Оценочная функция рассматривается в качестве центральной в когнитивной психологии, в которой сложилось понимание эмоций как особого механизма интерпретации происходящих событий.
КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ
КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ. Некоторые авторы связывают с эмоциями функцию компенсации информационного дефицита.
Она реализуется в тех ситуациях, когда субъекту не хватает информации для принятия рационального решения.
В данном контексте эмоции рассматриваются как особый, «запасной» ресурс для решения сложных задач.
Это в первую очередь относится к тем переживаниям, которые служат как бы эмоциональным «аккомпаниментом» инсайта, интуитивного озарения, предвосхищая и сопровождая его.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ. Познавательная функция эмоций выражается в том, что они предоставляют человеку информацию о его актуальных потребностях, а также о возможности их удовлетворения в тех или иных ситуациях.
Путем анализа эмоциональных состояний и процессов субъект приходит к осознанию собственной иерархии мотивов, приоритетов и ценностей, осмыслению и пониманию глубинных отношений к различным явлениям окружающей действительности, к другим и к самому себе, к миру в целом.
Признание познавательной функции эмоций привело психологов к отказу от их традиционного, многовекового противопоставления разуму (вспомним, например, философию стоицизма) и позволило О.Г. Мауреру (I960) утверждать: «ЭМОЦИИ... ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСШИЙ ПОРЯДОК ИНТЕЛЛЕКТА».
Говоря о познавательной функции эмоций, следует также выделить такую сложную их форму, как эмпатия — постижение эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования.
Сам термин «эмпатия» был введен в психологию Э. Титченером, обобщившим более ранние теории вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.
Эмоциональная эмпатия в своих элементарных формах ОСНОВАНА НА МЕХАНИЗМАХ ИДЕНТИФИКАЦИИ, ПРОЕКЦИИ И ПОДРАЖАНИЯ АФФЕКТИВНЫМ И МОТОРНЫМ РЕАКЦИЯМ ДРУГОГО.
Выделяются две основные формы эмпатии:
1. Сопереживание — переживание тех же эмоций, которые испытывает другой человек посредством отождествления с ним;
2. Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний и реакций в связи с чувствами другого.
Эмпатия играет значительную роль в процессах взаимопознания и взаимопонимания между людьми, является важным фактором и средством межличностной коммуникации.
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ. Наконец, эмоции выполняют и коммуникативную функцию, что, главным образом, относится к экспрессивному компоненту эмоциональных процессов.
Выражение эмоций позволяет сообщить партнеру по общению важную информацию о внутреннем состоянии субъекта, его отношении к происходящему, предпочтениях и приоритетах и является важнейшей составляющей индивидуального самовыражения.
СВОЙСТВА ЭМОЦИЙ
Амбивалентность чувств
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от лат. ambo — оба и valentis — имеющий силу) — это двойственность (противоположность по знаку) неоднородных эмоциональных состояний, образующих единый комплекс и связанных с отношением к человеку или явлению, при одновременном его принятии и отвержении.
Так, например, в переживаниях ревности происходит парадоксальное объединение чувств любви и ненависти.
Понятие «амбивалентность чувств» первоначально было предложено Э. Блейлером для характеристики эмоционального поведения пациентов, страдающих шизофренией, — поведения, в котором противоречащие друг другу отношения и реакции сменяют друг друга немотивированно быстро или даже уживаются друг с другом.
Интенсивностью
(силой переживания)
Экстенсивностью
(степенью распространенности чувства в сознании или «широтой охвата» сознательных структур и процессов)
Глубина
глубина: чувства могут затрагивать глубинные пласты личности, простирающиеся за пределами сознания и связанные с наиболее значимыми событиями жизни.
Полярность
Субъективность
Непосредственность
Связь с потребностями и мотивами
Обобщенность???
Пространственно-временные характеристики эмоций (радость; горе)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление