Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основания возникновения прав на землю


Публичный сервитут

Введен указом Президента от 22.07.94. Затем подробнее в Градостроительном кодексе 1998. Публичный сервитут устанавливался НПА органов МС, когда сие определяется гос или общественными интересами.

Сегодня в ст 23 ЗК записано, что публ сервитут устанавливается законами и иными НПА РФ, субъектов и МС, если это необходимо для интересов государства, МС или населения по результатам общественных слушаний. В большинстве регионов принятие НПА об установлении публ сервитутов относится к компетенции органов исп власти.

Частный сервитут – ограниченно вещное право, а вот публ сервитут устанавливается в пользу неопределенного круга лиц и только через НПА! По своей природе это не ограниченное вещное право, а ограничение прав собственников-владельцев земельных участков.

Цели, для которых может быть установлен публ сервитут в ст 23 ЗК. Если установление частного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, то собственник вправе в суд порядке требовать прекращения частного сервитута. С публичным сложнее. Тут землевладелец вправе требовать изъятия земельного участка через выкуп с возмещением органом, установившим публ сервитут, убытков, или предоставления нового земельного участка.

Публ сервитут, по общему правилу, является бесплатным. Но если установление публ сервитута приводит к существенным ограничениям, то собственник вправе требовать платы => органы исп власти не заинтересованы в установлении публ сервитута.

Правом требовать установления публ сервитута обладает любое заинтересованное лицо, но у таких заявителей изначально отсутствует право требовать этого установления, ибо устанавливать его могут только органы власти, наделенные правом зак инициативы. Поэтому если орган исп власти отказывает в установлении публ сервитута, то обжаловать его отказ в суд невозможно, ибо публ сервитут не устанавливается в пользу частных лиц.

Кто может снять данное обременение. Проще всего – след НПА, кот признает утратившим силу акт об установлении сервитута. Инф Письмо ВАС № 80: рассмотрение заявлений о признании недействительными НПА об установлении публ сервитутов, принятых органами МС, относится к компетенции арбитражных судов; а органов гос власти – суды общей юрисдикции.

Что лежит в основании возникновения прав?! Уж всяко гос регистрация не включается в основания возникновения прав на землю при сложном юр составе: она несет только подтверждающее значение.

На ЗК в решении таких вопросов ссылаться нельзя, но п 1 ст 25 ЗК: Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". П 1 ст 2 ФЗ О гос регистрации, эта самая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права => арбитражные суды занимают единую позицию по правоподтверждающему, а не правоустанавливающему характеру гос регистрации.



В связи с этим возникает вопрос, как может быть оспорено зарегистрированное право. Традиционно было принято следующие способы защиты:

1. иск о признании недействительной свидетельства о регистрации права

2. иск о признании недействительной записи о регистрации права

3. иск о признании недействительной гос регистрации

4. иск о признании недействительным зарегистрированного права.

С 2006 года Президиум ВАС стал настаивать, что единственно правильной формулировкой в соотв с 1 ст 2 ФЗ О гос регистрации является иск о признании недействительным зарегистрированного права. В 2009 году Президиум ВАС разъяснил, что ст 12 ГК и иные законы не предусматривают подобный способ защиты (признание недействительным права). Альтернативой ненадлежащему способу защиты является иск о признании права недействительным зарегистрированного права, поданный совместно с виндикационным иском,что позволяет избежать действия срока исковой давности. К Росреестру иск не предъявлялся, оно участвует в качестве 3 лица, а ответчик – владелец земли.

С октября 2009 внесены изменения в ст 59 АПК. Частное лицо может подавать иск в защиту интересов других лиц.

 

Основания возникновения права указаны в ст 8 ГК. Для земельного участка важны:

· Договор и другая сделка. Большинство земель в публ собственности => одного договора мало, он и только между частными лицами.

· Акт органа гос власти или органа МС. Только акт существует только при ПБП или БСП.

· Суд реш

· Приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом.

 

В большинстве случаев выступает основанием возникновения прав сложный фактический состав, т.е. принятие решения о предоставлении земельного участка и заключение договора купли-продажи (аренды).

Правомочный применять решение орган. Ст 29 ЗК говорит, что полномочиями по принятию решение на предоставление обладают органы, управомоченные распоряжаться участками: террит подразделение Роисмущества (фед земли), соотв органы субъектов (КУГИ), КУМИ (комитет по управлению муниципальным имуществом) для муниципальной земли и неразграниченной.

Ст 213, 214 ГК: могут быть определены отд виды имущества, кот не может принадлежать гражданам и ЮЛ. Ст 27 ЗК реализует эти положения, определяя земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте.

К изъятым относятся земли, кот не могут находится в частной собственности или быть объектом иных сделок.

§ государственными природными заповедниками и национальными парками

§ зданиями, строениями и сооружениями ВС

§ объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

§ ЗАТО;

§ захоронениями;

§ ФСБ, ФСИН, госграница и пр.

 

Ограниченно оборотоспособные – не могут быть в частной собственности, кр случаев, предусмотренных ФЗ. Вообще объектом сделок могут быть. Ограничения в обороте нельзя путать с ограничениями в использовании: ограничение в обороте – ограничение сделок, а ограничение в использовании не означает ограничения в обороте (водоохранная зона, например).

§ в пределах особо охраняемых природных территорий

§ лесного фонда;

§ в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

§ обороны и безопасности

§ нужд связи;

§ космической инфраструктуры;

§ для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

§ загрязненные опасными отходами,

§ в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

§ в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

§ Ограничение обороноспособности земель с\х назначения регулируются соотв с\х законодательством.

 

Возникновение прав на земельные участки можно разделить на 2 группы:

1. предоставление незастроенных (пустых) земельных участков. Они могут предоставляться для целей строительства и не связанных со строительством.

2. предоставление застроенных земельных участков.

А) переход прав на землю при переходе прав на объект недвижимости

Б) приобретение прав на земельные участки под зданиями и сооружениями.

 

До окт 2008 для принятия решения о предоставлении земельного участка органом исп власти постановки земельного участка на кадастровый учет не требовалось, достаточно было проекта границ земельного участка, кот исполнялся органами градостроительства и архитектуры (КГА в СПб). После этого с проектом границ шли в КУГИ или иной орган, правомочный распоряжаться земельными участками. Орган принимал решение, после чего участок ставился на учет и заключался договор аренды или купли-продажи.

С октября 2008 ситуация изменилась. Решение о предоставлении земельного участка может быть принято только при наличии кадастрового паспорта земельного участка, т.е. поставленного на учет:

1. Для этого надо сначала обратиться в орган МС (КЗР в СПб) и заказать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

2. После того, как схема будет выполнена, надо поставить участок на учет (КЗР или Роснедвижимость), получить кадастровый паспорт

3. к заявлению о предоставлении земельного участка приложить кадастровый паспорт. Потом решение о предоставлении, потом договор. При этом наличие кадастрового паспорта не гарантирует заключение договора.

Переход прав на землю при переходе права собственности на объект недвижимости (ст 35)

552 ст ГК и 35 ст ЗК.

Самого механизма в этих нормах нет => вопросы решаются на уровне практики, а практика постоянно меняется.

Формулировки п 1 ст 35 и 552 не совпадают: в ГК и ФЗ О гос регистрации + ФЗ О кадастре речь только о зданиях и сооружениях, а в ЗК и Град К указано еще некоторое строение, но на него не существует кадастрового паспорта, а значит и земля с ним не связана.

Ст 35 ЗК устанавливает 3 правила:

А) если продается земельный участок, то его можно продать только вместе со зданием

Б) п 4: при продаже доли в праве собственности на объект недвижимости необходимо отчуждение доли в праве собственности на землю пропорционально

В) допускается отчуждение части здания, которое не может быть выделено в натуре, без прав на земельный участок. Это что?! ЗК принимался в 2001, когда ВАС говорил о помещении как части здания, причем могло одновременно существовать и здание, и помещение. Тут законодатель, возможно, и имел в виду помещение?! Аналогичное положение в ст 28 Закона О Приватизации. Данную норму, по мнению Жарковой, следует трактовать в свете письма ВАС от 5.11.09 № 134, п. 8 которого указывает, что объектом договора купли-продажи может быть только зарегистрированный объект недвижимости, договор купли-продажи здания или части помещения не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект => под «частью здания» как предмета договора купли-продажи мы можем понимать только помещение как вторичный объект недвижимости => если у продавца помещения права на землю были оформлены, то отчуждение помещения допускается только с одновременной передачей прав на землю.

А) объём прав. Ст 35 ЗК указывает, что к приобретателю здания переходит часть земельного участка продавца здания и права на земельный участок в том же объеме, которые были у продавца. Это значит, что покупателю здания не гарантировано получение земельного участка того размера, который был у продавца, он может быть уменьшен в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Термин «объем» применим не к размеру участка, а только к объему прав (собственность на собственность, аренда на аренду). Часть земельного участка оборотоспособной не становится!

Тем самым сначала нужно определить размер участка, а потом объём прав приобретателя.

 

Б) размер участка. В соотв со ст 35 ЗК размер земельного участка определяется по правилам п 3 ст 33 ЗК, т.е. по СНиП. До июня 2007 формировка 273 ГК позволяла сторонам самим договориться о размере земельного участка, кот перейдет к покупателю. ВАС: нужно руководствоваться нормами ЗК, а потом 273 поменяли.

Сегодня при определении размера земельного участка можно точно руководствоваться СНиП, императивно при землях публ собственности. При этом за счет приобретателя старый земельный участок снимается с кадастрового учета и новый ставится.

Если сделка между частными лицами, то СНиП не применим, собственник может делать все, что хочет, но если участок делиться, но новые участки должны соответствовать СНиП.

Какое право переходит к покупателю здания:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Частный сервитут | Право аренды

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. Антропогенне ландшафтознавство, його місце в системі наук про Землю
  2. Аудит в зарубежных странах. Предпосылки его возникновения в СССР и РФ (24.09.2011).
  3. Билет 33 Электрический ток, его виды. Условия возникновения электрического тока.
  4. Блокировка максимальной направленной защиты при замыканиях на землю
  5. В. Основания действительности брака
  6. Вещные права на землю.
  7. Виды, факторывозникновения, способы воздействия и защитыот угроз информационным объектам
  8. Відповідальність органів виконавчої влади та органів місцевого самоврядування за порушення права власності на землю та за видання актів які порушують права власників цих ділянок.
  9. Внутреннее строение основания черепа.
  10. Возникновения осложнений.
  11. Возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.
  12. Вопрос 1.Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.