КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды невербальных средств
Значение невербальных средств Лекция № 8. Невербальные средства общения Норма в разговорной речи Нормой в разговорной речи признается то, что постоянно употребляется в речи носителей литературного языка и не воспринимается как ошибка, т.е. «не режет слуха». Часто встречаются такие произношения в особой форме обращения, как усечённый именительный падеж личных имен, иногда с повтором (Кать, Володь, Мань – а Мань). В разговорной речи существительные в именительном падеже употребляются там, где в литературном языке возможен только косвенный падеж. Нормы в разговорной речи имеют одну особенность: они не являются строго обязательными в том плане, что на месте разговорной речи может быть употреблена литературная норма. Это не нарушает разговорный статус текста. Существует однако большое количество слов, форм, оборотов, которые в разговорной речи неуместны, нетерпимы.
1. Значение невербальных средств общения. 2. Виды невербальных средств общения: а) паралингвистика; б) кинесика; в) дистанции в общении. 3. Национальная специфика невербального общения. Эффективность общения понимается не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценивать поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, т.е. понять язык невербального поведения. От лат. «verbalis» - устный, словесный. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Психологами установлено, что в процессе общения людей 60-80 % коммуникации осуществляются за счет невербальных средств общения, и только 20-40 % информации передаётся с помощью вербальных средств. Эти данные заставляют задуматься о значении невербалики для психологии общения и взаимопонимания. Это важно и при деловом общении, при проведении деловых бесед, переговоров, встреч и т.д., когда необходимо обращать внимание на значение жестов и мимику человека, овладеть искусством толкования этого особого языка, языка телодвижений, на котором разговаривают, не осознавая этого. Особенностью этого языка является то, что он определяется импульсами нашего подсознания. Отсутствие возможности подделать эти импульсы, позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному (обычному) каналу общения. а) Паралингвистика Слово «паралингвистика» происходит от греческого слова «para» – возле, при. Это интонация, это паузы, темп, тональность, сила звука, которые обогащают речь и привлекают внимание публики. Кинесика – это совокупность мимики, движений, жестов, поз. К этой классификации добавляют в качестве спецификации средств общения зрительный контакт и предметно организационное пространство. Тембр, ритм, интонация, паузы нередко говорят общающимся больше, чем содержание фраз. Вокальное сопровождение слов может много рассказать внимательному слушателю о состоянии говорящего, так как оно отвечает за 30-40 % смысловой информации. Часто чрезмерно высокий или пронзительный голос расценивается как признак беспокойства. Неожиданные спазматические изменения ритма скорости речи, утрата пауз, разрыв слов, форсирование звуков, неуместный смех, учащенное дыхание часто рассматривается как симптом напряженности. Очень много для понимания может дать смысловое ударение. Обычно изменение громкости голоса связано с интенсивностью переживаемых эмоций. Возбужденные люди всегда говорят громко. Если повышенная громкость порождена чем-то, что вызывает восторг, радость, то не следует ограничивать выражение чувств. Если же громко говорит от испуга или гнева, беспокойства, разочарования, а вы не в состоянии продолжать беседу в этом тоне, то постарайтесь успокоить собеседника, снять эмоциональный накал. б) Кинесика Кинесика – это совокупность мимики, движений, жестов, поз. Главным показателем чувств говорящего является выражение лица, то есть мимика. Для каждого человека с одной стороны необходимо уметь расшифровывать, понимать мимику собеседника, с другой – знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна. Самое привлекающее внимание в облике другого человека – это его лицо. Психологи считают, что существует более 20000 мимических движений. Из этих выделяют 6 основных, которые выражают основные эмоции: 1) радость; 2) гнев; 3) удивление; 4) отвращение; 5) страх; 6) грусть. Установлено, что основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта, губы. Все люди, независимо от национальности и культуры с достаточной точностью могут объяснить мимику как выражение соответствующих эмоций. Обсуждая информацию, которую можно прочитать с лица человека, нужно сказать о направленности взгляда. Это - важный инструмент общения. Очень неприятно общаться с человеком, когда во время разговора он отводит взгляд или пристально смотрит на вас. Учеными показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова – на собеседника. Если же речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрит тот, кто говорит больше, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. Взгляд – важный инструмент общения, но не только он несет значительную часть информации, но и лицевая экспрессия. В среднем на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции всего один раз, итальянец – 80 раз, француз – 120 раз, мексиканец – 180 раз. Причем жесты могут пониматься не только как движения рук, которые используются для передачи информации, но и как выражение своего отношения к сказанному, как манеры поведения, которые отражают отношение кого-то к кому-то. Невербальные формы поведения, жесты исторически предшествовали появлению речи, потому они менее контролируемы интеллектом. Вместе с позой жесты составляют элементарные единицы пространственного поведения человека. Выражение агрессивности, уверенности, разочарования наглядно можно продемонстрировать следующими жестами: 1) - это тесно сплетенные пальцы рук, особенно если кисти лежат на коленях; - тесно сжатый кулак. 2) - руки, соединенные кончиками пальцев, когда ладони не соприкасаются; - подбородок высоко поднят. 3) - почесывание затылка; - расстегивание воротничка рубашки; - постукивание ногой по полу. Важно отметить, что лучшим считается тот жест, который органически сливается со словом и усиливает воздействие его на слушателя. в) Дистанции в общении Объятия, рукопожатия, прикосновения и поглаживания в большей степени, нежели другие элементы невербального поведения выполняют функцию показателя степени близости общающихся. Неадекватное понимание невербального поведения может привести к конфликтам. Для европейской культуры существуют определенные нормы приближения людей в зависимости от характера их отношения: 1) интимное (15-45 см); 2) персональное общение для знакомых людей (46-120 см); 3) социальное общение при официальном общении (120-400 см); 4) публичное общение при выступлении перед аудиторией (400-750 см). Выбор дистанции общения всегда осуществляется неосознанно.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |