Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретически еосновы культурной Русской речи

Содержание разделов дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

Национальная специфика невербального общения

Один и тот же жест имеет различное понимание в разных странах. Так, например, в США и многих других странах жест, образованный большим и указательным пальцем, говорит, что «всё нормально», «отлично» или просто «О' кей», в Японии он обозначает деньги, в Португалии – что-то неприличное.

Когда француз, немец или итальянец считают идею глупой, они выразительно стучат себя по голове.

Когда британец или испанец стучат себя по лбу, означает, что он доволен собой. Когда француз хочет сказать, что это верх изысканности, то шлет воздушный поцелуй, если француз потирает кончик носа, то что-то не так.

Движение пальца из стороны в сторону – в США, Италии, Финляндии – легкое осуждение, угроза или призыв прислушаться к сказанному; в Нидерландах и Франции – отказ.

Жесты – телесное проявление эмоций. Их называют духовными элементами общения. Жесты несут много различной информации.

Итак, сознательное наблюдение за своей мимикой, жестами, мимикой и позами других людей, очень важно в деловом общении для осуществления профессиональной коммуникации, в частности, особенно для тех специалистов, чья работа будет тесно связана с людьми.

Никогда не следует забывать, что очень большой процент информации передаётся невербально и этому каналу общения можно доверять, иногда больше, чем словесно выраженной информации.

(допускается название п.4.1 «Тематический план»)

    Аудиторные занятия
№ п/п Раздел дисциплины Лекции ПЗ (или С) ЛР
1. Теоретические основы русской культурной речи      
2. Нормы литературного языка      
3. Функциональные разновидности языка      
4. Коммуникативный аспект культуры речи      
№ п/п Наименование разделов дисциплины Содержание разделов
1. Теоретические основы русской культурной речи Специфика дисциплины «Русский язык и культура речи». Основные понятия. Язык и его функции. Речь и ее типы. Понятие «культура речи». Специфика курса. Роль культуры речи в социальной, духовной и профессиональной деятельности человека. Культура речи и прин­ципы речевого поведения специалиста в определённой области. Устная и письменная разновидности русского языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Понятие «речевое поведение», «речевое взаимодействие». Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.  
2. Литературный язык. Нормы современного литературного языка. Литературный язык и его особенности. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании ли­тературного языка. Виды и типы норм. Нормы словоупотребления. Основные речевые ошибки в письменном и устном высказывании и пут и их преодоления. Нормы морфологии (употребление форм имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных, некоторых форм глагола) Нормы синтаксиса (нормы управления и согласования, употребление деепричастного оборота, перевод прямой речи в косвенную)
  Функциональные разновидности речи (общая характеристика). Основания классификации и общая характеристика разновидностей речи. Общая характеристика функциональных стилей. Разговорная речь как особая функциональная разновидность литературного языка. Признаки разговорной речи. Нормы разговорной речи. Жанры речевого общения. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Приемы речевой выразительности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Структурные элементы научных письменных текстов и их языковое оформление: аннотация, тезисы, рецен­зия, отзыв, реферат, курсовая Справочно-библиографический аппарат научного произведения. Характеристика официально-делового стиля речи. Основные жанры письменной деловой речи. Языковые особенности деловых бумаг.
  Коммуникативный аспект культуры речи Основы публичного выступления Речевые умения и навыки, необходимые для выступления в сфере деловой коммуникации. Преодоление неуверенности перед выступлением. Этапы и виды подготовленной речи. Компоненты публичного выступления. Приёмы привлечения внимания аудитории. Контакт с аудиторией. Учёт особенностей аудитории, ситуации и целей делового общения. Спор, дискуссия, диспут, полемика. Логико-психологические приёмы и уловки в споре.

Лекции по курсу «Русский язык и культура речи»

Модуль 1. Предусматривает знакомство с основными понятиями курса.

1.1. «Русский язык и культура речи» как языковедческая дисциплина.

 

Культура речи (КР)– понятие многозначное:

1. Во-первых, это идеал речевой культуры, который складывается в обществе на протяжении длительного времени усилиями многих поколений и находит свое выражение в литературном языке, в текстах, созданных непревзойденными мастерами слова. К этому идеалу мы должны стремиться.

2. Во-вторых, КР – это определенный уровень владения нормами литературного языка, степень умения использовать различные средства языка в соответствии с целями и задачами речи. Этот уровень у всех людей различен.

3. И, наконец, КР – это и дисциплина, причем многоаспектная.

Выделяются следующие аспекты КР.

· Нормативный аспект КР. Одна из основных задач КР – охрана литературного языка (ЛЯ), его норм, поскольку это является делом национальной важности: литературный язык объединяет нацию.

КР начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации, и этот выбор далеко не однозначен: генеЕзис или гЕнезис, договорА или договОры? Сейчас уже нет категорического запрещения, например, в постановке ударения дОговор, как это было тридцать лет назад. Это свидетельствует о том, что современный русский язык, хотя и может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, все же не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Если следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои нормы. Поэтому постоянное наблюдение за развитием и изменением норм – одна из основных задач лингвистической науки о КР.

· Коммуникативный аспект КР: Высокая культура речи заключается «… в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное», как заметил С.И. Ожегов. Выполняя разные коммуникативные задачи, язык обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к языку свои требования. То, что теперь называют коммуникативным аспектом КР, было предметом осмысления и изучения уже в античности: объектом риторики были как раз способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.

· Этический аспект связан с речевым этикетом (правилами должного речевого поведения, основанных на нормах морали, национально-культурных традициях). Это аспект исторически изменчив.

Этический компонент, с одной стороны, регулирует в разных ситуациях общения выбор между, например, такими ритуальными способами выражения прощания, как «До свидания», «Всего хорошего», «Ну, привет» и т.п., и, с другой стороны, запрещает (а запрет выбора - это, конечно, тоже выбор) бранные слова для выражения, например, эмоций.

В конечном итоге, КР представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяет обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Из вышесказанного следует: «Русский язык и культура речи» - дисциплина, предметом которой является литературный язык и его использование для эффективного общения.

Развитие КР как самостоятельной лингвистической дисциплины связано с развитием русского языкознания в советскую эпоху. Идея сознательного регулирования языковых процессов, идущая от И. А. Бодуэна де Куртенэ, получила разработку в трудах его учеников: Л. В. Щербы, Л. П. Якубинского, Е. Д. Поливанова, а также Г. О. Винокура, В. В. Виноградова и др.; сформировалось понятие "языковой политики" - организованного руководства процессом языкового развития. В 1952 в институте языкознания АН СССР (с 1958 - институт русского языка АН СССР) образован сектор КР. Пропаганде КР. служат словари, специальные передачи по радио, телевидению, журналы и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды невербальных средств | Язык и речь. Формы и типы речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.