Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык и речь. Формы и типы речи

Наряду с рождением наименований новых явлений, отмечается возрождение наименований тех явлений, которые возвращаются из прошлого, запрещенных или отвергнутых в эпоху тоталитаризма.

Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды формул речевого этикета (в частности, новые виды обращений к незнакомым).

Резко возрастает психологическое неприятие бюрократического языка прошлого.

Меняются ситуации и жанры общения и в области публичной, и в области личной коммуникации. Жесткие рамки официального публичного общения ослабляются. Рождается много жанров устной публичной речи в счере массовой коммуникации. Сухой диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.

Меняются важные параметры протекания устных форм массовой коммуникации: создается возможность непосредственного обращения говорящего к слушающим и обратной связи слушающих с говорящими.

Расширяется сфера спонтанного общения не только личного, но и устного публичного. Люди уже не произносят и не читают заранее написанные речи. Они говорят!

Возрастает личностное начало в речи. Безликая и безадресная речь сменяется речью личной, приобретает конкретного адресата. Возрастает диалогичность общения, как устного, так и письменного.

Современная речевая ситуация.

Среди факторов и условий развития современного русского языка (внутренних и внешних) можно, на наш взгляд, выделить следующие[1]:

1. Тенденция общеязыкового развития — в сторону демократизации. Резко расширился состав участников массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщаются роли ораторов, к роли пишущих в газеты и журналы. С конца 80-х годов возможность выступать публично получили тысячи людей с разным уровнем речевой культуры.

2. В средствах массовой информации резко ослабляется цензура и автоцензура, ранее в значительной степени определявшие характер речевого поведения.

В современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Однако известное раскрепощение литературных норм не должно приводить к их расшатыванию или стилистическому снижению. В качестве нормального и неизбежного процесса такое раскрепощение создает условия для богатства и разнообразия всех выразительных средств и, следовательно, для совершенствования речевой культуры. Вместе с тем, нам хорошо известно, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности (включая стандарты новейшего модернизма и андерграунда) Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия не всегда оправданных иноязычных заимствований в области терминологии Публицистика подчас грешит многословием, невнятностью и невыразительностью Законную тревогу общественности вызывают хлынувшие в нашу печать арготические элементы, однообразно употребляемые для “оживления” текстов. Например: качать права, в законе (часто в заголовках статей), вешать лапшу на уши, пудрить мозги, на халяву, тусоваться и мн. др. Такое нарочитое огрубление речи, конечно, не имеет прямого отношения к нормальным процессам демократизации литературного языка и является, скорее, отражением и показателем недостаточно высокого уровня речевой и общей культуры говорящих и пишущих, отсутствия языкового вкуса.

Состояние современного литературного языка волнует писателей, журналистов, ученых, широкие круги образованных людей, всех, кому небезразличны судьбы русской речи, кто всерьез озабочен состоянием ее культуры.

 

Термин «язык» имеет два значения: 1) определенная система знаков 2) конкретный этнический язык, существующий и функционирующий в определенном социуме (в определенное время и на определенном пространстве).

Различают языки естественные и искусственные (эсперанто[2], волапюк[3], языки программирования, математики и др. наук).

Учёные насчитывают в мире от 2500 до 5000 языков, такое расхождение связано с тем, что многие языки не имеют письменности, а также развитые диалектные особенности. Наиболее распространенные языки: китайский, английский, индийский, испанский, французский, русский. Языки могут исчезать из употребления, в этом случае их называют мёртвые, например Майя. Сейчас используются следующие язык: латинский (медицина, биология, католическая церковь), старославянский – это официальный язык русской православной церкви, арабский (Ислам – богослужение). В истории человечества есть единичный пример оживления языка, ставший в последствии государственным языком - ИВРИТ. Кроме того человечество всегда стремилось создать искусственный язык. Главная цель – создание универсального единого языка. Существуют искусственные языки. Волапюк -; Эсперанто – в конце 19 века создан польским врачом на основе германских (английский, французский) и славянских (польского, чешского) языков. И увеличил свой словарный состав с 1000 слов при создании до 16000 в настоящее время.

Любая система – это объединение элементов, которые взаимозависимы друг от друга и образуют целостность, единство. Языковая система представляет собой иерархию следующих единиц:

- звук (фонема);

- морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

- слово;

- словосочетание (свободное или устойчивое);

- предложение (простое, сложное);

- текст.

Язык по своей природе полифункционален.

Основная функция языка – коммуникативная: язык служит средством общения, средством обмена информацией.

Вторая важнейшая функция языка – когнитивная, или познавательная: с помощью языка человек формирует представления об окружающей действительности и самом себе. Язык выступает важнейшим орудием формирования мышления человека и мышления общества (в настоящее время говорят о языке как важнейшем средстве манипуляции сознания индивида и общества в сфере СМИ).

Помогая создавать, сохранять и передавать информацию, язык, выполняет таким образом аккумулятивную функцию.

Не менее значима для человеческого взаимодействия эмоциональная (человек, прибегая к помощи языка, пытается выразить свои чувства и эмоции, выразить свой внутренний мир), фатическая (контактоустанавливающая) и воздействующая функции.

В художественной литературе проявляется поэтическая (эстетическая) функция языка.

Данные функции язык выполняет только тогда, когда используется в процессе речи для создания высказывания. Таким образом, речь – это язык в действии (не случайно говорят о «потоке речи»), реализация конкретного языка.

Являясь разными понятиями, язык и речь, тем не менее теснейшим образом связаны: речь практически не обходится без словесного языка, а язык функционирует только в речи.

1. Если язык как система, при всей ее динамике, все же в своей основе стабильна. (изменения затрагивают в основном пласт лексики), то речь подвижна, динамична, вариативна.

2. Речь неповторима, актуальна, развертывается во времени (устная) и в пространстве (письменная). Речь, черпая средства из языка, все же не ограничена только вербальными знаками: разговорная речь обусловлена ситуацией, экстралингвистическими и паралингвистическими факторами.

3. Речь отражает опыт говорящего, его состояние.

При непосредственном общении обычно используется не только язык в его речевых формах, но и дополнительные средства невербального (несловесного, телесного) свойства: жестикуляция и мимика.

Жестикуляция — значимые телодвижения (головы, рук в первую очередь). Такие, например, как указательный жест руки, недоуменное пожатие плечами, согласие, выраженное кивком головы, и т. п. Выделяют следующие виды жестов: указательные, изобразительные, символические, эмоциональные, ритмические, механические.

Мимика — значимые движения мышц лица, выражающие внутренние душевные состояния или отношение к речи собеседника. Улыбка может означать расположение, поднятые брови – удивление, нахмуренные – недовольство, раздражение и т. п.

Мимика и жестикуляция в подавляющем большинстве случаев только сопровождают звуковую речь, придавая ей добавочные эмоции либо смысловые оттенки. Но этих оттенков так много, что невербальные средства обычно перекрывают по количеству вербальную информацию (55 % невербальных – 45 % вербальных или 65–35 %). Зафиксировано около миллиона невербальных сигналов (с помощью рук – до семисот тысяч).

Язык, жесты, мимика – все эти знаковые системы сложились на основе природных возможностей человека. И складывались они стихийно, в процессе очень долгого опыта общения и «шлифовки» оттенков значений. Поэтому их принято называть естественными (т. е. возникшими подобно природным явлениям).

Речь имеет письменную и устную формы.

Устная речь (УР) – это звучащая речь, функционирующая в сфере непосредственного общения, т.е. любая звучащая речь. Устная форма речи первична – она возникла раньше, чем письменная. Материальная форма УР – звуковые волны. Основная единица УР – устное высказывание.

Устную речь сопровождают:

1. характер взгляда

2. пространственное расположение говорящего

3. мимика и жесты

Характерная особенность УР – необратимость, поступательный и линейный характер

Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и пр.) и неподготовленной (разговор, беседа).

1. Подготовленная УР отличается: 1) продуманностью; 2) чёткой структурной организацией;

2. Неподготовленную УР характеризуют: 1) спонтанность; 2) постепенное формирование; 3) большое количество пауз. Неподготовленной УР свойственны: 1) меньшая лексическая точность; 2) наличие речевых ошибок; 3) небольшая длина предложений; 4) ограничение сложности словосочетаний и предложений; 5) отсутствие причастных и деепричастных оборотов; 6) деление единого предложения на несколько самостоятельных.

В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

В устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, просторечные элементы.

Письменная речь (ПР)

Письмо – это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи, Основная функция ПР – сохранение и передача информации.

Письменная речь вторична по отношению к устной. Буквы являются материальной формой письменной речи.

Основная единица ПР – предложение.

Письменная речь развёртывается не во временном, а в статическом пространстве – мы можем вернуться к уже написанному.

Письменная речь:

1. ориентирована на восприятие органами зрения;

2. обладает чёткой структурной и формальной организацией (нумерация страниц, деление на разделы, параграфы, система ссылок, шрифтовые выделения и пр.);

3. предполагает выбор языковых средств для создания того или иного текста.

По количеству участников акта общения различают монолог, диалог и полилог

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц, на характер которого оказывает влияние кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и паритетность (равенство).

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представляет собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу. В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретически еосновы культурной Русской речи | Правильность речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.