КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Резонанс пружинного маятника
ЛЕКЦИОННЫЕ ДЕМОНСТРАЦИИ КОЛЕБАНИЙ И ВОЛН На вопрос: «Что такое резонанс?» студенты часто отвечают: «Это совпадение собственной частоты колебаний маятника с частотой вынуждающей силы». Такой ответ симптоматичен, так как указывает на преобладание теоретического мышления (констатация равенства двух величин) над эмпирическим (описание эффекта). Чтобы закрепить у студентов представление о том, что резонанс – это все-таки эффект, связанный с увеличением (не обязательно резким) амплитуды вынужденных колебаний, необходимо на лекции показать и проанализировать этот эффект[1]. Установка для демонстрации колебаний пружинного маятника показана на рис. 7.1. На верхнем конце металлической стойки закреплен электромотор (рис. 7.2) с механизмом, преобразующим вращательное движение вала в возвратно-поступательное движение крепления пружины. С помощью лабораторного автотрансформатора (ЛАТР) можно изменять частоту вращения электромотора, сохраняя амплитуду возвратно-поступательного движения постоянной. Пружина из медной проволоки может колебаться в вертикальном направлении вдоль проволоки – направляющей. К свободному (нижнему) концу пружины можно добавлять грузы. Перед началом демонстрации нужно измерить удлинение пружины под действием груза. Это дает возможность заранее оценить резонансную частоту (период T) пружины:
Рис. 7.1. Пружинный маятник.
Рис. 7.2. Электромотор для раскачивания маятника.
Например, при = 14 см имеем T = 0,81 с ~ 1 с. После этого можно приступать к эксперименту. Медленно увеличивая напряжение на электромоторе, увеличиваем частоту вращения вала. При этом амплитуда колебания нижнего конца пружины увеличивается. На частоте ~ 1 Гц (T ~ 1 с) амплитуда достигает максимума (~ 30 см), после чего начинает уменьшаться, несмотря на то, что частота вращения вала, по-прежнему, увеличивается. При уменьшении напряжения и соответствующем уменьшении частоты вращения вала снова проходим через резонанс. И так несколько раз! Зная амплитуду вынуждающей силы (~ 5 см), можно оценить добротность пружины: Q = 30: 5 = 6. При проведении этого эксперимента нужно обратить внимание на фазы колебаний нижнего и верхнего концов пружины. На малых частотах оба конца колеблются почти в фазе (оба одновременно идут вверх, потом вниз). На очень высоких частотах оба конца колеблются в противофазе: когда один идет вверх, второй – вниз и наоборот). Наконец, при резонансе разность фаз колебаний верхнего и нижнего конца составляет 900. Очень важное наблюдение! Наконец, следует сказать студентам, что в рассматриваемом эксперименте мы сталкивается с необычным возбуждением осциллятора: вынуждающая сила воздействует не на груз, а на точку подвеса. На очень высоких частотах груз маятника почти не колеблется, хотя точка подвеса продолжает колебаться с той же амплитудой, что и раньше. На этом принципе работают сейсмографы, регистрирующие колебания земной коры.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |