КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственное регулирование кризисных ситуаций. Участие государства в процессах финансового оздоровления
Государственное регулирование экономики – это функция управления, которая представляет собой ограниченное законодательством вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Целями такого вмешательства являются обеспечение равновесного состояния экономической системы государства и достижение наибольшей экономической эффективности (отдачи) товаропроизводителей. Под экономической эффективностью следует понимать: •эффективность производства. Означает то, что обеспечен максимальный выпуск продукции при данном объеме затрат; • эффективность структуры продукции. То есть товары производятся в оптимальном их сочетании; • эффективность потребления. Характеризуется тем, что потребители, расходуя свои ресурсы, добиваются максимального удовлетворения своих потребностей. К методам государственного экономического регулирования относятся: • протекционистская политика по отношению к национальным производителям, когда государство создает наиболее благоприятные условия для национальных товаропроизводителей: высокие ввозные таможенные пошлины на товары определенных групп (например, автотранспорт), льготное налогообложение или освобождение от уплаты налогов на определенный период, выдача гарантий государства под кредитование, размещение государственного или муниципального заказов; • политика «социальной справедливости» или активного перераспределения доходов предполагает абсолютный приоритет бюджета над доходами производителей, в этом направлении государство: - увеличивает общий уровень налогообложения; - вводит повышенную плату за пользование природными и земельными ресурсами (природную ренту); - жестко распределяет квоты на добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов (добычу зверя, вылов рыбы); - вводит лицензирование и выдачу специальных разрешений на большое число видов предпринимательской деятельности; - производит перераспределение доходов: 1) через прямое бюджетное инвестирование в определенные отрасли народного хозяйства, 2) через косвенное инвестирование (например, покрытие государством разницы в ставках по банковскому кредиту при вложении организациями средств в приоритетную отрасль); - жестко удерживает высокий уровень ставок банковского кредитования через ставку рефинансирования Центрального Банка РФ; • политика «открытых дверей» означает снижение или отмену ввозных таможенных пошлин на продукцию и товары иностранного происхождения, создание законодательного и организационного режима наибольшего благоприятствования для иностранных производителей и их продукции на территории государства. Антикризисное регулирование – это политика государства, направленная на защиту организаций и предпринимателей от кризисных ситуаций и банкротства. Принципы антикризисного регулирования: • создание правовой основы для цивилизованных предпринимательских отношений в условиях неплатежеспособности; • предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности и создание условий для возрождения отечественного бизнеса; • сохранение перспективных организаций, имеющих временные финансовые трудности, и оказание им помощи; • введение системы мер безопасности для всех участников предпринимательства и экономической деятельности государства при банкротстве организаций; • защита организации от негативного влияния споров и тяжб, приводящих к ускорению разрушения их экономической деятельности. Государственные органы осуществляют регулирование следующих видов: • правовое. Осуществляется путем издания законов, указов, постановлений и других нормативных правовых актов, в том числе на уровне субъектов федерации и муниципальных образований, направленных на улучшение правил деятельности организаций, обеспечение гарантий прав собственности, справедливости налогообложения, равенства прав участников хозяйственного оборота, поощрение добросовестного бизнеса; • финансовое регулирование. Бывает: 1) стимулирующим, когда государство создает лучшие условия для инвестирования в определенные сферы экономики субъектами экономической деятельности; 2) принудительным, когда вводятся запреты на инвестирование в определенные сферы и понуждение к инвестированию в другие. В целом государственное финансовое регулирование производится путем: а) перераспределения государственных финансовых ресурсов между отраслями национальной экономики и регионами через направление средств на реализацию государственных и муниципальных программ; б) реструктуризации задолженности организаций перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; в) покрытия государством части затрат организаций, отдельных отраслей через их льготное кредитование, передачу имущества в лизинг, государственные и муниципальные субсидии и субвенции; г) размещения государственного, муниципального заказов; д) создания зон экономического развития; е) введения квот, специальных разрешений на виды деятельности; ж) изъятие от определенного вида деятельности большей части дохода, чем от других видов деятельности; • информационное и методическое. Государственные органы производят учет и анализ платежеспособности стратегических, крупных, а также экономически и социально значимых организаций; разрабатывают методические рекомендации по проведению анализа финансового состояния неплатежеспособных организаций, мониторинга финансового состояния и деятельности хозяйствующих субъектов; • организационное. Государство создает условия для цивилизованного разрешения споров по поводу неплатежеспособности и несостоятельности должников. В этом направлении государство определяет способы разрешения споров и конфликтов в предпринимательской и иной экономической деятельности; государственные и судебные органы, разрешающие спорные ситуации, возникающие между хозяйствующими субъектами, а также органы, которые выступают экспертами либо участниками названных процедур; организует подготовку профессиональных управляющих и других лиц. В отличие от государственного регулирования под государственным антикризисным управлением понимают непосредственное вмешательство государственных органов в деятельность организации в целях вывода ее из кризиса, в том числе для восстановления платежеспособности. В настоящее время отдельные функции антикризисного управления организациями выполняет ряд государственных органов: Министерство экономического развития и торговли РФ, Федеральная служба по финансовому оздоровлению и банкротству, Министерство юстиции РФ, их территориальные подразделения, отраслевые министерства и ведомства, администрации различных уровней, комитеты по управлению государственным и муниципальным имуществом. Антикризисное управление со стороны государственных органов осуществляется через управление со стороны представителей государства долями, акциями, находящимися в государственной собственности путем представления интересов государства на собраниях акционеров, в советах директоров, участия в избрании генерального директора и коллегиальных органов управления организацией, посредством различных контрольных функций. Кроме того, государство имеет возможность существенно влиять на деятельность организации в том случае, когда организация становится крупным должником перед бюджетной системой. Такое влияние осуществляется в ходе применения к организации-должнику процедур банкротства: при принятии решений о возможности введения процедуры финансового оздоровления или процедуры внешнего управления; при избрании саморегулируемой организации арбитражных управляющих, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих для назначения одной из них в качестве арбитражного управляющего организации-должника; при согласовании определенных сделок с имуществом должника. В целях реализации экономической политики государственные органы проводят анализ платежеспособности и диагностику банкротства организаций. Для анализа платежеспособности применяется утвержденная Правительством РФ Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса. В нее входят показатели, оценивающие ликвидность имущества организации и уровень ее обеспеченности собственными средствами. Показатели ликвидности оценивают финансовые возможности организации только с точки зрения оплаты ею своих долгов. По их значениям невозможно оценить потенциал организации, тенденции к свертыванию деятельности, к самоликвидации и другие важные моменты жизни организации. Однако, они практически всегда точно указывают на надежность организации как партнера или должника. Система критериев основана на принципе применения «равного масштаба к различным субъектам» и не учитывает специфику деятельности конкретной организации, в отношении которой проводится оценка платежеспособности. Поэтому она предполагает не окончательное определение ее судьбы, а лишь первый этап анализа и предварительное решение. На этом этапе определяются хозяйствующие субъекты, которые нуждаются в повышенном внимании со стороны государственных органов, занимающихся экономической стратегией. Выявление неплатежеспособных организаций представляет собой предварительный этап оценки их деятельности. В ходе второго этапа анализа неплатежеспособные и имеющие неудовлетворительную структуру баланса организации относят к определенной группе внутри отрасли. Основными критериями формирования групп выступают: • величина износа основных производственных фондов организации по сравнению со среднеотраслевой; • уровень платежеспособного спроса на основные виды выпускаемой организацией продукции, в зависимости от ее качества и потребительских свойств. Одновременно учитываются такие параметры организаций как: ü положение организации во внутриотраслевой иерархии, ü относимость ее к градообразующим или имеющим специальный статус, ü технологичность, ü удельный вес и структура кредиторской задолженности, ü ряд других показателей. На этом этапе оцениваются внутренние резервы и внешние возможности организации, эффективность и реальность планов финансового оздоровления. Делается вывод о способности организации выйти из кризиса. И только после этого принимается окончательное решение о судьбе организации-должника. В ходе этого этапа неплатежеспособные организации распределяются по четырем группам: Первая группа: организации с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции. Вторая группа: организации с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции. Третья группа: организации с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции. Четвертая группа: организации с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции. В результате проведенного анализа выявляются те хозяйствующие субъекты, которые могут восстановить платежеспособность без предоставления им финансовой поддержки в кратчайшие сроки (до одного года), а также те организации, оздоровление которых невозможно без оказания им финансовой поддержки. Считается, что организации, попавшие при распределении в первую группу рыночно перспективные, испытывают временные трудности. Они нуждаются в изменении схемы управления (финансами, производством и т.д.). Решение этих вопросов может находиться в компетенции или собственников или руководства организации. Первая группа – государство не участвует в их судьбе или участие государства ограничивается организационной или методической помощью. В отношении организаций второй и третьей групп рассматривается вопрос о возможности незатратных способов решения экономических проблем, стоящих перед ними (снижение издержек производства, изменение рыночной стратегии, смена управления и т.д.). По отношению к ним государство применяет незатратные методы поддержки: налоговые льготы (предоставление отсрочки, рассрочки платежей, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита), введение зон экономического развития, выдача ссуд под программы реконструкции и развития, инициирует проведение финансового оздоровления в рамках арбитражного процесса о несостоятельности (мораторий на долги, выплаты долгов в рассрочку, замена руководителя, контроль кредиторов за хозяйственной деятельностью и т.п.). Организации, попавшие при распределении в четвертую группу, как характеризующиеся низким производственным и рыночным потенциалом, подлежат выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, то есть ликвидированы. Государство инициирует ликвидационные процедуры через законодательство о банкротстве. Банкротство диагностируется государственными органами по следующим критериям: ü по суммам задолженности; ü по сроку, в течение которого эта задолженность образовалась; ü по влиянию на деятельность (по результатам) применения к нарушителям платежной дисциплины взыскания, обращаемого на имущество организации-должника. Государственные органы в последнем случае дают заключение о том, способна ли будет организация продолжать свою деятельность в том случае, если у нее будут или уже изъяты определенные виды активов. Вывод о неспособности организации продолжать свою деятельность служит для государственных органов основанием для обращения в суд с заявлением о признании организации-должника банкротом. Такое заявление подается государственными уполномоченными органами при условии, что у организации есть долги перед государством. По своему положению государство определяет общую экономическую политику, направления и приоритеты в развитии отдельных отраслей. В этих целях оно издает законы, указы, постановления и другие регулятивные акты, с помощью которых устанавливает «правила игры» в налоговой сфере, в области хозяйственного оборота, предпринимательства, собственности. Поэтому антикризисное управление конкретными организациями следует рассматривать как функцию несвойственную государству, возобновляемую государством периодически, по мере возникновения системных кризисов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |