Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технологии воспитательного процесса




 

Составные элементы воспитательных технологий

Любая деятельность, в том числе и педагогическая, может быть организована технологически либо основываться па интуиции, педагогическом чувстве меры и такта. Технологию воспитания можно рассматривать в широком и узком смыслах слова. В широком – это система последовательного развертывания педагогической деятельности и общения, направленных на достижение поставленной цели во всей системе. В узком — это проявление индивидуального мастерства педагога в реализации им оптимальных средств, форм и методов воздействия на развитие личности в конкретной ситуации.

Методы, составляющие основу традиционной воспитательной технологии: убеждение, внушение, подражание, упражнение, побуждение - в современной социокультурной ситуации необходимо дополнить гуманистической технологией. Ее ключевыми звеньями выступают следующие составляющие.

Учет актуальных потребностей учащихся разного возраста. Чтобы по-настоящему понять внутренний мир ребенка (учащегося, студента), необходимо знать сложившуюся у него структуру потребностей. Следует изменить точку зрения, сформировавшуюся в прежние времена, о том, что существуют "плохие" и "хорошие" потребности. Это педагогический миф. Потребности ребенка не имеют знака, они лишь обеспечивают выживание и адаптацию. Но существуют социально приемлемые и социально неприемлемые способы удовлетворения потребностей.

Совершенно очевидно, что непосредственным "трансформатором" структуры потребностей являются положительные эмоции, сопровождающие успешное удовлетворение этих потребностей. При этом используются эффективные механизмы реализации потребностей и формирования социально приемлемого поведения: воздействие на эмоционально-познавательную сферу (усвоение правовых знаний, формирование нравственных убеждений, изменение системы ценностей и отношений к действительности) и деятельностную сферу (использование социально организованных форм деятельности, способствующих формированию социально-позитивных потребностей).

Позитивное восприятие ребенка (учащегося, студента) педагогом. Смысл позитивного восприятия заключается в том, чтобы понять и воспринять внутренний мир учащегося, выявить, раскрыть и дать проявиться всему тому, что заложила природа в ребенка, верить в его силы и возможности. Следует смотреть и на недостатки ребенка как на его достоинства, которым еще не найдено применение. При этом щадяще применяется прежде всего психолого-терапевтическое и социально-педагогическое воздействие. Оно предполагает воспитание с преобладанием нравственных средств, укрепляющих психофизическое здоровье. Педагог принимает ребенка (а следовательно, и его родителей) таким, каков он есть. И только затем, благодаря терпению, состраданию и любви, он будет становиться таким, каким его хочет видеть педагог, общество.

В современной социокультурной ситуации необходимы гуманистические деятельностные технологии, обеспечивающие "проживание", т.е. приобщение к знаниям и жизненному опыту ребенка. Суть идеи заключается в том, что все талантливы, что любого ребенка можно всему научить, если верить в него и доверять ему, делать не за него, а вместе с ним, расширяя и обогащая зону ближайшего развития. Оно требует исключительного напряжения познавательных и нравственных сил воспитателя, его системной высококультурной работы. Но только такое напряжение и может дать положительные результаты, развить в педагоге гуманистическое мастерство.

Воспитание без принуждения, психического и физического насилия. Под насилием понимается то, что заставляет совершать действия и поступки, не соответствующие его совести, а следовательно, оно сдерживает развитие сил и потенциала воспитанника, приводит к отставанию в физическом, нравственном, духовном развитии. Этика ненасилия – подлинная основа гуманизма, поэтому она и является системообразующим началом технологии гуманистического воспитания. Воспитание без принуждения и насилия в свою очередь способствует формированию личности, отвергающей принуждение в любых формах, она обеспечивает развитие самосознания и ответственности. Только тот человек способен овладеть гуманными принципами построения отношений с другими людьми, природой, самим собой, кто ответственен за свои действия и поступки, кто принимает иное – других людей, природу, материю как равных себе, как то, что нельзя покорять, а с чем необходимо сотрудничать. Ненасилие в процессе воспитания проявляется в ненасилии над мышлением, в признании прав ребенка как полноценного человека, в предоставлении ему возможности выбирать, высказывать свою точку зрения, занимать свое место в коллективе, иметь право на собственное мнение, свой путь к истине.

Гуманистическая технология требует воспитания в ребенке, молодом человеке таких качеств, как взаиморасположенность, доброжелательность, открытость, целенаправленность, умение общаться и расширять сферу коммуникаций, не быть высокомерным, не властвовать над другим, понимать его, проявлять спокойствие и управлять своими эмоциями, давать себе объективную самооценку, не усугублять конфликтные ситуации, избегать открытых столкновений – находить компромиссы и взаимопонимание. Идея ненасилия включает следующие этические моменты общения: не претендовать на абсолютную истину; быть готовым к уступкам и милосердию; подвергать критике свое поведение для того, чтобы выяснить, почему мои поступки вызывают отрицательную реакцию у окружающих; учиться анализировать ситуацию с позиции оппонента; признавать ценности другого как свои; никогда не отождествлять проблему и личность; не требовать от других полного совершенства и не считать себя таковым. Этика ненасилия немыслима без таких качеств, как терпимость, милосердие, уважение и в значительной степени альтруизм.

Психолого-педагогическая поддержка предполагает педагогическую и психологическую помощь в индивидуальном развитии и саморазвитии взрослеющей личности. Одновременно она является реализацией гуманистических ценностей, основополагающими из которых выступают следующие:

1. Принимать ребенка (учащегося, студента) таким, каков он есть, и относиться к нему как к высшей ценности. Это означает, что в организации воспитания следует идти естественным путем, от личности ребенка, беря за исходную точку не детей вообще, а вполне конкретного индивида. Для этого надо знать его интересы, потребности, мотивы, возможности, потому что не может быть воспитания вообще, есть только воспитание предельно конкретное и в конкретных условиях.

2. Доверять ребенку (учащемуся, студенту). В этом суть подлинно гуманистической позиции. Она связана с созданием в коллективе благоприятного морального климата и атмосферы доверия. Со стороны воспитанников гуманистические отношения проявляются в их откровенности перед воспитателем, в уверенности в его понимании и доброжелательности. Только так воспитанник будет открыт воспитателю и будет готов принимать его советы и следовать им. Воспитатель, в свою очередь, выражает свои гуманистические отношения посредством веры в своих воспитанников, в их стремление к самосовершенствованию.

3. Признавать ребенка (учащегося, студента) как соучастника, соорганизатора воспитательного процесса. Строго соблюдать их социальные и моральные права. Быть снисходительным, учитывать возраст, небогатый жизненный опыт, половые различия, помогать избавиться воспитаннику от комплексов, вести себя естественно и непринужденно.

4. Поддержать в сложных жизненных ситуациях. Ребенок (учащийся, студент) имеет право и должен рассчитывать на педагогическую поддержку воспитателя. У творческих педагогов это проявляется в том, что они не злоупотребляют плохими отметками, не жалуются родителям на воспитанника, предлагают необходимую "опору", дают ему право на свободный выбор и др. Основой поддержки является подлинно духовный контакт педагога и воспитанника. Именно от этого зависит эффект воспитательного взаимодействия.

5. Прощать воспитаннику его ошибки, просчеты, неудачи. Это не значит, что следует полностью исключать наказания. Дело в другом: воспитанник должен признать наказание как результат избавления от своих проступков.

Обращение личности к самой себе. Процесс жизнедеятельности строится так, чтобы он имел характер достижения ребенком (учащимся, студентом) поставленных целей. Общеизвестно, что ребенок выступает как объект воздействия семьи, школы, социальной среды, в меньшей степени - как субъект воспитания. Воспитание, которое не ориентируется на развитие положительных качеств ребенка, не оправдывает своего назначения.

Гуманистические технологии призваны способствовать развитию личности, преображать ее, поднимать на новый, более высокий уровень. Это своеобразное восхождение по ступенькам от уровня осознания первичных потребностей к уровню культуротворчества. Достигается такое восхождение через постепенное, поступательное развитие и совершенствование: мыслительное, эмоциональное, речевое, поведенческое, коммуникативное, физическое, становится возможным благодаря помощи извне (сопутствующие условия, психолого-педагогическая поддержка, наличие идеала и собственные усилия ребенка, его целеустремленность, самоконтроль, желание, способность к рефлексии).

Основой саморазвития являются жизненные потребности в освоении и выполнении социальных ролей, которые непосредственно вызывают саморазвитие личности, слияние и сопряжение личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности.

Свобода и творчество — основа гуманистической технологии воспитания. Весь процесс воспитания носит творческий характер. Творчество - не только путь к ненасилию в педагогике, оно выступает условием гуманизации процесса воспитания и тесно связано со свободой, поскольку творчество возможно только при свободе самовыражения личности, реализации ее убеждений. Именно в творчестве человек выступает как свободный представитель рода человеческого. Поэтому развитие творческой активности ребенка выступает одним из главных условий гуманистической системы воспитания.

Следовательно, в воспитательных учреждениях следует расширять рамки индивидуальной свободы, правильного понимания коллективной свободы, соотношения свободных решений и действий коллектива, предоставлять воспитанникам самостоятельность и инициативу. В работе с учащимися и молодежью должны поддерживаться любые их инициативы, начиная от интересных предложений и кончая планированием воспитательной деятельности. При таких условиях каждый воспитанник будет осознавать себя в качестве свободного субъекта деятельности и общения.

Воспитывающие ситуации — один из эффективных методов воспитания без принуждения и насилия, который материализует творчество и свободу. Воспитывающие ситуации в современной педагогике получили названия, отражающие их суть: авансирование доверия, творческий подход, свободный выбор, эмоциональное настроение, товарищеское доверие и т.д. Технологичность их заключается в том, что они создаются воспитателем целенаправленно для коррекции поведения в коллективе.

Игра, игровая деятельность - важные формы гуманистической технологии. Творческое начало личности наиболее полно реализуется в игре и игровой деятельности. В их процессе ребенок осваивает социальные роли, приобретает сообразительность, сноровку, смекалку, фантазию. Игра может выполнять почти все компоненты воспитательных средств, выступать средством, методом, формой деятельности детей и подростков. Игра выступает тренингом в формировании у воспитанников норм поведения, выполнения правил, условий, ограничений в действиях, их выбора и т.д. Основная функция игры состоит в том, что она дает стимул к новым формам желаний, т.е. соотносит желание с ролью. В игре возможны высшие достижения ребенка, которые в ближайшей перспективе становятся его нормой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.