Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав затрат, включаемых в затратную цену производителя




Основным по значимости элементом в составе минимальной затратной цены единицы продукции для предприятия является его производственная себестоимость. Она представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, трудовых, а также других затрат на ее производство. Именно в себестоимости отражаются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которые характеризуют качество работы предприятия. В этом показателе находит отражение степень технической оснащенности предприятия, освоение передовой технологии, использование всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых), которые обеспечивают условия для снижения себестоимости продукции, а соответственно и цены. По статистическим данным доля производственной себестоимости в цене достигает от 55 до 70%.

В условиях рыночной экономики уровень производственной себестоимости является основой для формирования цен и рентабельности продукции. Чем ниже себестоимость производства продукции (работ, услуг) при установлении свободных (договорных) цен, тем выше прибыль предприятия. Таким образом, снижение производственной себестоимости при неизменных объемах производства является важным фактором увеличения собственного капитала.

В методологии калькулирования и учета себестоимости продукции (работ, услуг) произошли изменения, повлекшие за собой снижение показателя производственной себестоимости по сравнению с себестоимостью, определяемой согласно ранее действующему порядку. Это вызвано тем, что до введения в действие П(С)БУ 16 «Расходы» при определении рентабельности производства продукции в состав ее себестоимости включались расходы, связанные с производством, управлением и сбытом (реализацией) продукции. С момента введения в действие П(С)БУ 16 административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные расходы (п. 18, 19 и 20 П(С)БУ 16 соответственно) в производственную себестоимость не включаются. Причина этого в том, что принцип осмотрительности не позволяет завышать активы, включая в них те затраты, которые не связаны непосредственно с выпуском продукции. Эти затраты признаются расходами того периода, в котором они произведены, что не позволяет завысить прибыль. По этой же причине в производственную себестоимость не включаются сверхнормативные потери и так называемая нераспределенная часть постоянных накладных расходов, которые через счет 90 «Себестоимость реализации» относятся на уменьшение прибыли (увеличение убытков). Само бухгалтерское понятие «себестоимость реализации» достаточно условно, так как не является себестоимостью реализованной продукции. «Себестоимость реализации» больше фактической производственной себестоимости на величину сверхнормативных затрат и нераспределенной части постоянных накладных расходов. Без учета таких расходов в стоимости продукции (работ, услуг) невозможно определить ее отпускную цену, обеспечивающую не только возмещение затрат, но и получение прибыли от реализации. Новая методология списания расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) требует новой методологии определения цены и нового подхода к определению рентабельности продукции.

Таким образом, с введением национальных стандартов понятие «полная себестоимость продукции» отсутствует. Остается определение только производственной себестоимости. Отсюда, изменения в методике калькулирования и учета себестоимости продукции, произошедшие с принятием Положения (стандарта) 16 «Расходы» в значительной степени влияют (без соответствующей корректировки) на величину затрат на производство и реализацию продукции и повышение рентабельности.

Составляющие производственной себестоимости продукции (работ, услуг) приведены в Положении (стандарте) бухгалтерского учета 16 «Расходы» (утвержден приказом МФУ от 31.12.1999г. № 318, зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 19.01.2000 г. под № 27/4248).

В соответствии с определением, приведенным в п. 4 П(С)БУ 16 «Расходы» нормальная мощность - это ожидаемый средний объем деятельности, который может быть достигнут при условиях обычной деятельности предприятия на протяжении нескольких лет или определенных циклов с учетом запланированного обслуживания производства.

Нормальная мощность - это не максимально возможный объем производства продукции (работ, услуг), а именно средний объем деятельности, т.е. при его установлении необходимо исходить не только (и не столько) из производственной мощности предприятия, но и из реальных условий его работы на рынке. Так, предприятие, производившее в отчетном периоде 100 тыс. единиц продукции (при производственной мощности 120 тыс. единиц), может установить нормальную мощность на уровне, например, 60 тыс. шт. в связи с тем, что в настоящее время емкость и конъюнктура рынка существенно изменились.

Нормальная мощность измеряется в том показателе, пропорционально которому на предприятии осуществляется распределение между объектами затрат (видами продукции или видами деятельности).

Обычно в качестве такого показателя на предприятиях используют:

- отработанные человеко-часы;

- прямые расходы на заработную плату основных работников;

- объем выпуска продукции (работ, услуг);

- прямые материальные затраты;

- отработанные машино-часы.

Нераспределенная часть постоянных накладных расходов должна возмещаться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, что обеспечит снижение затратной цены единицы продукции (работ, услуг) до уровня минимальной. Нераспределенная часть фактических постоянных расходов не должна погашаться за счет потребителей (покупателей) продукции, что станет определенным стимулом для их сокращения на предприятии.

Методика определения нераспределенной части постоянных накладных затрат имеет исключительно важное значение в связи с разным отражением распределенных и нераспределенных накладных затрат и разной их учетной оценкой (т.е. отнесением к соответствующему отчетному периоду).

При расчете отпускной (оптовой) цены на производимую предприятием продукцию предварительно следует рассчитывать затратную цену, которая должна складываться из производственной себестоимости и распределяемой части постоянных накладных расходов.

Нераспределенная часть постоянных накладных расходов отчетного периода определяется как разность между фактическими постоянными накладными расходами отчетного периода и распределяемой ее частью.

ПНР нерасп. = ФПНР – ПНР распр.

Распределяемая часть постоянных накладных расходов определяется как произведение фактической мощности отчетного периода и норматива постоянных расходов на единицу нормальной мощности.

ПНР распр. = Ф мощн. × N.

Норматив постоянных расходов на единицу нормальной мощности определяется как величина постоянных накладных расходов соответствующих нормальной мощности, деленная на нормальную мощность, которая устанавливается предприятием на каждый отчетный период.

.

Обе переменные, входящие в формулу для расчета норматива постоянных затрат на единицу нормальной мощности устанавливаются предприятием самостоятельно и являются элементами учетной политики, то есть должны быть утверждены приказом по предприятию.

Пример определения минимальной затратной цены единицы изделия с учетом распределяемой части постоянных накладных расходов и порядок ее включения приведен в табл. 3.1.

После определения распределяемой части постоянных накладных расходов рассчитывают коэффициент их распределения на каждую ассортиментную группу. Затем определяют расходы всей ассортиментной группы. Для этого количество произведенных единиц продукции умножают на их переменные расходы и прибавляют сумму распределенных на эту ассортиментную группу постоянных накладных расходов. Разделив сумму всех расходов на количество каждой ассортиментной группы, получим минимальную затратную цену единицы изделия.

Таким образом, минимальная затратная цена представляет собой расходы, связанные с производством и реализацией продукции, ниже которой она не может быть реализована. Она используется как отправной пункт для расчета эффективной цены.

Эффективная цена - это минимальная затратная цена, по которой может быть реализована продукция плюс фиксированная величина прибыли.


Таблица 3.1

Определение минимальной затратной цены единицы изделия
с учетом распределяемой части постоянных накладных расходов

№ п/п Показатель Условное обозна­чение Расчет данного показателя Сумма
Всего в том числе по изделиям
Костюм женский, модель 112 Костюм женский, модель 124
  Нормальная мощность, чел/час Nутв ПНРнорм Нмощн      
  Постоянные накладные расходы, соответствующие нормальной мощности, грн ПНРнорм. мощн. Фмощн. × N      
  Фактическая мощность отчетного периода, чел/час Ф мощн        
  Фактические постоянные накладные расходы отчетного периода, грн ФПНР        
  Переменные расходы отчетного периода, каждой ассортиментной группы, грн Пер Р     130 × 600 = = 78000 162 × 600 = = 97200
  Норматив постоянных расходов на единицу нормальной мощности, грн/чел.час. (2:1) N рас. ПНРнорм. мощн N утв.      
  Распределяемая часть постоянных накладных расходов (3 × 6) ПНРрасп. Фмощн. × × N рас.      
  Нераспределенная часть постоянных накладных расходов ПНР нерасп. ФПНР - - ПНРрасп.      
  Коэффициент распределения постоянных накладных расходов К расп.  
  Постоянные накладные расходы на каждую ассортиментную группу ПНР ПНРраспр. × × Краспр.   61000 × × 0,445 = = 27145 61000 × × 0,555 = = 33855
  Сумма постоянных и переменных расходов на ассортиментную группу, грн ПерР на 1ед × × кол-во изготовленных изделий      
  Минимальная затратная цена изделия в каждой ассортиментной группе ЗЦ  

 


Определение уровня прибыли
в оптово-отпускной цене предприятия

Одновременно с затратами не менее значительным элементом цены является прибыль, которая представляет собой чистый доход, получаемый предприятием от реализации продукции после расчетов с бюджетом и возмещения собственных затрат.

Балансовая (учетная) прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, внереализационную прибыль.

В зависимости от вида цен прибыль в них определяется двумя методами: остаточным и нормативным.

Остаточный метод определения прибыли используется при формировании свободных цен (цена, которая устанавливается в зависимости от спроса и предложения по договоренности). В них уровень рентабельности не определяется, поэтому прибыль может быть определена остаточным методом, то есть как разность между установленной ценой и величиной затрат (издержек). Этот метод эффективен, если предприятие желает определить целесообразность продажи продукции по действующей рыночной цене, рассчитав собственные затраты на ее производство.

Основу второго метода определяет норматив рентабельности продукции (прибыль, выраженная в процентах). Такие нормативы могут быть расчетными или предельными.

Расчетные нормативы рентабельности определяются предприятием самостоятельно на основе величины прибыли, которую оно планирует получить в отчетном периоде.

Предельные нормативы рентабельности применяются при формировании регулируемых цен путем ограничения уровня прибыли в цене. Они устанавливаются, как правило, местными органами власти на отдельные виды продукции.

Для того, чтобы иметь информацию о том, какая продукция (работы, услуги) является рентабельной, а значит, выгодной, а какая - убыточной, следует определять рентабельность конкретного вида изделия (работ, услуг). Показатель рентабельности единицы изделия можно определить как отношение прибыли от реализации этого изделия к затратам на его изготовление.

Валовую прибыль, приходящуюся на одно изделие и определяемую как разность между ценой товара и переменными расходами на его производство, в зарубежной экономической литературе называют маргинальной (маржинальной).

Маржинальная прибыль на единицу продукции равна сумме прибыли на единицу продукции и части постоянных расходов, включаемых в затраты по реализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.