Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость интернализации внешних эффектов. Подход к проблеме интернализации А. Пигу




Понятие, причины и классификация внешних эффектов

ТЕОРИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ В ЭКОНОМИКЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

В оп р осы л екц ии

 

Понятие, причины и классификация внешних эффектов Необходимость интернализации внешних эффектов. Подход к проблеме интернализации А. Пигу.

Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности.

Теорема Коуза

 

 

Причиной большого количества экологических проблем является несостоятельность рынка – его неспособность улавливать все издержки и выигрыши и доносить информацию о них потребителям и производителям. В результате экономические субъекты принимают неверные решения, которые негативно влияют на окружающую среду.

 

Известно, что если рыночная цена несет адекватную информацию о спросе и предложении на рынке, рыночная экономика способна обеспечить эффективное распределение ресурсов. Однако в реальной жизни встречаются ситуации, когда ресурсы распределяются неэффективно. Обычно к ним относят несовершенную конкуренцию, неполную и асимметричную информированность участников рынка, отсутствие рынков и рыночных цен, адекватно отражающих информацию о редкости блага и о его альтернативных издержках.

 

Обычно рыночная сделка заключается добровольно, и ее последствия касаются только продавца и покупателя, которые в ней участвовали. Но иногда частная сделка влияет на экономическое положение посторонних лиц (third-party). В одних случаях они несут непредвиденные издержки, а в других — получают бесплатные выгоды, но это не учитывается в рыночной цене. В результате рыночная цена не дает полной информации о действительных издержках или выгодах, и экономические субъекты принимают неверные решения о производстве или покупке того или иного товара. Как следствие, такие товары производятся либо в недостаточном, либо в слишком большом количестве по сравнению с оптимальным уровнем выпуска, а значит, ресурсы общества распределяются неэффективно. Ситуация, когда последствия частной сделки влияют на экономическое положение посторонних субъектов, называется внешним эффектом или экстерналией (externality).

 

По способу проявления внешние эффекты бывают технологическими и пекуниарными. Технологические внешние эффекты — это последствия


экономической деятельности, которые не охватываются ры ночными процессами и предполагают наличие технологической цепочки (передаточного механизма) воздействия на третьи лица. Именно они изучаются теорией внешних эффектов и требуют соответствующей корректировки. Примером являются потери лесозаготовителей, вызванные ухудшением качества древесины или гибелью леса вследствие кислотных дождей, причиной которых являются выбросы двуокиси серы или азота сталелитейной промышленностью. Пекуниарные внешние эффекты рано или поздно отражаются в рыночной цене, и не ведут к нарушению эффективности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию неудовлетворенного спроса на экологически чистые продукты питания, когда интересы части потребителей страдают из-за того, что нужные им товары уже распроданы. Но в данном случае рынок с пособен адаптироваться: поскольку спрос превышает предложение, цена товара будет расти, делая его производство более привлекательным для предпринимателей, и постепенно рынок будет насыщаться.

 

С точки зрения последствий внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные.

Положительный внешний эффект существует, когда посторонние субъекты извлекают выгоду бесплатно, и поэтому общественная полезность превышает частную. Поскольку полезность товара или услуги не полностью отражается в рыночной цене, она не доносит до продавцов нужной информации, и товары, порождающие положительные внешние эффекты, выпускаются в недостаточном количестве.

Отрицат ельный внешний эффект означает непредвиденные издержки посторонних субъектов и обусловлен разрывом между общественными и частными издержками. Товары, порождающие отрицательные внешние эффекты, выпускаются в объеме, превышающем оптимальный уровень, из-за того, что рыночная цена не несет полной информации об издержках.

 

В зависимости от участников внешние эффекты подразделяются на:

Пот ребит ельские, которые возникают, когда экономическая деятельность потребителя в лице домашнего хозяйства влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств, но не оказывает влияния на производственную сферу экономики.

Производст венные, при которых экономическая деятельность фирмы влияет на производственные результаты одной или более фирм, но не оказывает влияния на уровни полезности домашних хозяйств.

 

Производст венно-потребит ельские, при которых экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на производственные результаты одной или более фирм, или экономическая деятельность фирмы влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств.

 

 


Механизм внешнего эффекта принято анализировать с помощью традиционных микроэкономических моделей. Рассмотрим пример отрицательного внешнего эффекта (рис.4.1).

 


 

P* E2

 

P0


SMC=PMC+MD S=PMC

 

E1

 

 

D


 

 

Q* Q0 Q

 

Рис. 4.1. Отрицательный внешний эффект

 

Предположим, имеется рынок товара, производство которого сопровождается загрязнением окружающей среды (пример – рынок стали, выпуск которой сопровождается выбросом диоксида серы, вызывающего кислотный дождь, негативно влияющий на урожайность картофеля), где P – цена товара, Q – объем его выпуска. Предложение этого товара характеризует кривая S, которая одновременно является кривой частных предельных издержек фирмы-производителя PMC (private marginal cost). Спрос на продукцию фирмы показан с помощью кривой D. Выпуск продукции сопровождается эколого-экономическим ущербом MD (marginal damage), который для упрощения модели представляет собой постоянную величину. С учетом этого общественные предельные издержки SMC (social marginal cost) превышают частные и представляют собой величину SMC РМС MD. Оптимальным является выпуск Q* при цене Р*, который соответствует точке пересечения кривой общественных предельных издержек и кривой спроса на данный товар D. Реальный выпуск Q 0 определяется пересечением кривой спроса с кривой частных предельных издержек. Очевидно, что Q 0 Q*, т.е. реальный выпуск превышает эффективный, в то время как реальная цена ниже оптимального уровня. Иначе говоря, товар, вызывающий отрицательный внешний эффект, выпускается в избытке и по слишком низкой цене по сравнению с оптимальным уровнем.

 

Теперь рассмотрим модель положительного внешнего эффекта (рис.

4.2).

 


S

E
2

 

P*

E1

P0

 

SMB=PMB+MEB

 

 

PMB

 

 

Q0 Q* Q

 

Рис. 4.2. Положительный внешний эффект

 

Предположим, имеется рынок товара, потребление которого способствует улучшению состояния окружающей среды (пример – биотопливо), по оси абсцисс показан объем выпуска этого товара Q, по оси ординат – его цена P. Предложение товара показано при помощи кривой S, спрос – при помощи кривой D, которая одновременно является кривой частного предельного выигрыша потребителя данного товара PMB (private marginal benefit). Однако в силу того, что посторонние лица извлекают выгоду, потребляя этот товар бесплатно, существует предельный внешний выигрыш MEB (marginal external benefit), который является постоянной величиной. Тогда реальный спрос будет представлен кривой общественного предельного выигрыша SMB (social marginal benefit), равного сумме частного предельного выигрыша и предельного внешнего выигрыша, то есть SMB=PMC+MEB. Без учета выигрыша посторонних лиц рынок достигает равновесия при цене P 0 и объеме выпуска Q 0. Объем выпуска, соответствующий критерию эффективности, равен Q*, а равновесная цена – P*. На графике видно, что и оптимальный выпуск, и оптимальная цена превышают реальные величины, то есть товар выпускается в недостаточном количестве по слишком низкой цене.

 

 

Преодоление разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами обеспечивается путем интернализации внешнего эффекта, то есть трансформации издержек или выигрышей посторонних субъектов в издержки или выигрыши субъектов, деятельность которых вызвала

 

 


внешний эффект. При этом считается, что условия оптимальности по

Парето требуют полного отсутствия внешних эффектов.

 

В теории внешних эффектов известны два альтернативных подхода к проблеме интернализации. Первый из них предложил английский экономист А. Пигу, а второй – американский экономист, нобелевский лауреат Р. Коуз.

 

 
А. Пигу (1877 – 1959) первым исследовал проблему экстерналий, указав на то, что причиной неэффективного распределения ресурсов служит разрыв между частными и общественными издержками или выигрышами. Пигу предложил корректировать отрицательные внешние эффекты при помощи налога, а положительные при помощи субсидии. При этом налог должен в точности равняться предельному ущербу посторонних субъектов, а субсидия – их предельному выигрышу. Такое решение проблемы интернализации внешних эффектов требует участия государства, которое обладает законными полномочиями в области налогообложения и субсидирования.

 

Налог Пигу (Pigovean tax) стал одним из популярных инструментов экологической политики, где он выступает в форме налога на эмиссии загрязняющих веществ. Экологический налог взимается с каждой единицы продукции эмитента в размере, равном предельному ущербу реципиента.

 

Интернализацию отрицательного внешнего эффекта в соответствии с подходом Пигу можно рассмотреть на примере кислотных дождей, которые вызваны производственной деятельностью сталелитейной фирмы, выбрасывающей в атмосферу SO2 и NOх. Эти дожди негативно влияют на производственные результаты бригады рыбаков, поскольку из -за загрязнения поверхности водоема вредными веществами снижается количество и качество добытой рыбы (рис. 4.3).

 

Как и на рис. 4.1, на горизонтальной оси представлен объем выпуска фирмы, а на вертикальной – цена стали. Предложение стали описывается кривой S, совпадающей с кривой частных предельных издержек PMC. Спрос на продукцию сталелитейной фирмы характеризует кривая D, имеющая отрицательный наклон. Предельный ущерб рыбаков является постоянной величиной. Общественные предельные издержки SMC представляет собой сумму частных предельных издержек и предельного ущерба (SMC = PMC + MD). Иначе говоря, предельный ущерб равен вертикальному расстоянию между кривыми SMC и PMC для любого объема выпуска.

 

Без учета ущерба, наносимого рыбакам, фирма выпускает сталь в количестве, равном Q 0, в то время как оптимальный выпуск равен Q*. Очевидно, что Q 0 Q*. Для того, чтобы вынудить фирму сократить свой выпуск до оптимального уровня, необходимо с каждой единицы продукции взимать налог t, равный предельному ущербу рыбаков (t = MD). Интернализация внешнего эффекта заключается в том, что пр оизводителю

 


адресуются издержки посторонних субъектов, потерпевших ущерб по его вине. Одновременно государство получает налоговые поступления в объеме tQ*, а общество получает выигрыш в размере, равном площади заштрихованного треугольника.

 


 

P* E2

 

P0 t


SMC=PMC+MD S=PMC

 

 

E1

 

D


 

 

Q* Q0 Q

 

Рис. 4.3. Интернализация отрицательного внешнего эффекта с помощью налога Пигу

 

Однако практическое применение налога Пигу сталкивается с рядом трудностей. Прежде всего, необходимо выяснить точный размер предельного ущерба, а это сделать или трудно, или невозможно. Кроме того, если в точности соблюдать требования теории Пигу, то каждому источнику загрязнения следует назначать отдельный налог в зависимости от размера ущерба, который он наносит. Это невозможно по техническим причинам и потребовало бы очень больших затрат. Тем не менее, несмотря на все указанные недостатки, налогообложение в соответствии с подходом А. Пигу остается распространенным инструментом экологической политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.