Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая оценка природных ресурсов и экологических благ на основе методов декларированных и выявленных предпочтений




 

Метод декларированных предпочтений или условно-опросный метод (contingent valuation method) позволяет определить ценность тех экологических благ и природных ресурсов, которые не продаются и не

 


покупаются на рынке. С помощью этого метода можно получить оценку качества водных систем и атмосферного воздуха, рекреационных зон и природных объектов, программ по охране определенных видов природных ресурсов и ландшафтов, ценность ресурсов биологического разнообразия, рисков для здоровья и жизни, связанных с загрязнением окружающей среды, программ водоснабжения, канализации, строительства очистных сооружений и др.

 

Суть условно-опросного метода заключается в том, что экономическая оценка экологических благ и природных ресурсов формируется на основе индивидуальных предпочтений, о которых люди заявляют во время опроса на заданную тему. При этом моделируется ситуация, будто бы они принимают решения в условиях какого-то гипотетического рынка, которого в реальной жизни не существует.

 

Применение условно-опросного метода включает несколько этапов. На первом этапе дается определение и описание объектов и характеристик окружающей среды, которые подлежат экономической оценке. Затем определяется состав респондентов с учетом критериев репрезентативности. На следующем этапе происходит составление опросного листа, выбор формы опроса (интервью, персональные встречи, опросы по почте, телефону, через Интернет и др.). И, наконец, заключительный этап – это анализ результатов и агрегирование индивидуальных предпочтений в итоговые оценки.

 

Однако условно-опросный метод имеет ряд недостатков. Во-первых, с его помощью можно получить лишь приблизительные оценки, поскольку люди находятся в искусственной, а не в реальной рыночной ситуации. Во - вторых, на результаты опроса влияет степень информированности респондентов о загрязнении окружающей среды и его негативных последствиях, в том числе, для их собственного здоровья и благополучия. В-третьих, необходимо учитывать, что готовность индивида платить зависит от интенсивности его экологических потребностей. Например, сельские жители будут проявлять меньшую готовность платить за охрану атмосферного воздуха от загрязнения, чем горожане. В-четвертых, респонденты часто умышленно дают экологическим благам заниженную оценку, опасаясь дополнительных расходов, т.е. занимают позицию

«безбилетника». С другой стороны, возможна и завышенная оценка, когда респондент пытается таким способом привлечь внимание к важной для него экологической проблеме (например, к проблеме шума от движения общественного транспорта).

 

Метод выявленных рыночных предпочтений (его также называют косвенно-рыночным методом или методом замещающих рынков (proxy markets)) применяется в отношении тех товаров и услуг, потребительские свойства которых тесно связаны с качеством окружающей среды. Обычно в рыночной экономике предпочтения потребителей обнаруживаются единственным способом: передачей денег в обмен на товар или услугу.


Намерение купить тот или иной товар, не подкрепленное реальной покупкой, не дает истинного представления о предпочтении. В то же время многие экологические блага сами на рынках не продаются, но предпочтения потребителей в отношении этих благ можно определить косвенно, когда они покупают другие товары.

 

Метод выявленных предпочтений включает в себя три разновидности: а) метод транспортных затрат; б) метод гедонистических цен; в) метод превентивных расходов.

 

Мет од т ранспортных затрат предполагает анализ времени и транспортных затрат, которые потребители расходуют на поездку, свидетельствующую об их экологических предпочтениях, например, при посещении национального парка.

 

Мет од гедонистических цен основан на том факте, что приобретаемые на рынках товары часто имеют скрытые экологические свойства. Например, при покупке недвижимости покупатели могут учитывать такие экологические характеристики, как чистота возд уха, отсутствие шума и ультразвукового излучения, качество водопроводной воды и т.п.

Мет од превентивных расходов (метод упреждающего поведения, averting behavior method) предполагает использование рыночной информации о расходах, в том числе медицинского характера, которые обусловлены желанием людей обезопасить себя от вредных последствий ухудшения качества окружающей среды. Примером является покупка витаминов или пищевых добавок, выводящих из организма радионуклиды.

 

Все эти три метода можно применять только в условиях развитых рынков со сложившейся системой предпочтений. Кроме того, они требуют наличия большого объема рыночной информации, а также квалифицированной обработки данных с помощью статистических и эконометрических моделей. Полученные экономические оценки экологических благ и природных ресурсов используются для разработки инструментов экологической политики, направленных на достижение социально-экономических целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.