Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система экологического планирования и прогнозирования




 

В управлении природопользованием и охраной окружающей среды серьезное место принадлежит эколого-экономическому прогнозированию и планированию.

 

Экологическое планирование – это расчет потенциально возможной эксплуатации природных ресурсов и объектов окружающей среды без заметного ухудшения существующих экологических параметров и без нанесения ущерба одной отраслью экономики другим отраслям. В основе экологического планирования лежит определение вариантов возможного использования природных ресурсов и экологических благ путем сопоставления возможностей и ограничений развития того или иного вида экономической деятельности.

 

В настоящее время экологическое планирование является обязательным компонентом долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, разрабатываемых на государственном, региональном и отраслевом уровне.

 

Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза в сфере природопользования состоит в том, что объектом планирования

 


являются не только социально-экономические, но и природные процессы и явления. Известно, что изменения в природе происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. Поэтому, принимая хозяйственные решения, важно заранее предвидеть возможные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду. Этому способствует составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия экономического развития. Такой прогноз предполагает, прежде всего, определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды как важнейшего условия жизни людей и устойчивого развития.

 

На первый взгляд, эколого-экономическое планирование противоречит парадигмам и принципам современной экологической политики, однако большинство экономистов сходится во мнении, что и в рыночной экономике природоохранная деятельность нуждается в определенном согласовании, в постановке и достижении текущих и долгосрочных целей. Так, в 1995 г. на третьей конференции для министров «Окружающая среда для Европы» была одобрена «Экологическая программа для Европы» (Environmental Programme for Europe), подготовленная Комитетом по экологической политике Европейской экономической комиссии ООН, которая представляет собой не что иное, как долгосрочный общеевропейский план по окружающей среде и устойчивому развитию.

 

Однако необходимо учитывать, что, в отличие от системы централизованного планирования, характерного для плановой экономики, где планы носили директивный характер и были обязательны для исполнения, современное экологическое планирование является индикативным, то есть рекомендательным, координирующим действия и интересы государства и других экономических субъектов.

 

В настоящее время ведущим инструментом планирования и координации природоохранных мероприятий становится целевая экологическая программа – комплекс производственных, социально- экономических, научно-исследовательских и иных мероприятий, согласованных по ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение задач в области рационального природопользования и охраны окружающей среды. Каждая из таких программ направлена на решение конкретной, приоритетной для данного региона, отрасли или экономики в целом проблемы.

 

Экологическое планирование на региональном уровне осуществляется с учетом следующих основных принципов:

 

Ø Плановое использование отдельных ресурсов не должно превышать возможностей восстановления ресурсов региона в том же количестве и того же качества (например, годичного прироста древесины в случае лесных ресурсов).

 


Ø Эксплуатация одного ресурса не должна приводить к значительному уменьшению количества и ухудшению качества других, взаимосвязанных с ним ресурсов (например, вырубка леса может привести к изменению рекреационных характеристик местности).

 

Ø Общая антропогенная нагрузка на окружающую среду не должна превышать порога устойчивости.

 

Ø Приоритет краткосрочных целей по сравнению с долгосрочными должен быть обоснован путем сопоставления текущих выигрышей с потенциальными потерями (например, увеличение доли пахотных земель в структуре сельскохозяйственных угодий может дать принести краткосрочную выгоду, но в отдаленной перспективе привести к экологическому ущербу вследствие усиления эрозии почвы).

 

Ø Формы природопользования должны выбираться с учетом как социально-экономических потребностей общества в целом, так и особенностей природной среды конкретного региона.

 

В Республике Беларусь порядок планирования мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию закреплен в Законе «Об охране окружающей среды». Экологическое планирование осуществляется на основе прогнозных показателей, государственных программ социально - экономического развития страны, государственных и отраслевых программ об охране окружающей среде и рациональному природопользованию и других документов, которые разрабатываются и реализуются в соответствии с Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998 г.). Согласно этому закону, система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

 

ü на долгосрочную перспективу – национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на

15 лет и основные направления социально-экономического развития

Республики Беларусь на 10 лет;

 

ü на среднесрочную перспективу – программу социально-

экономического развития Республики Беларусь на пять лет;

 

ü на краткосрочный период – годовой прогноз социально-

экономического развития Республики Беларусь.

 

Основные стратегические цели и задачи, принципы, приоритеты экологической политики изложены в национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь. Кроме того, все перечисленные выше документы имеют разделы, отражающие пути решения экологических проблем и рационального природопользования с разной степенью детализации. Наиболее детальные показатели содержит годовой прогноз – лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ, показатели использования природных ресурсов, расчет объема

 


природоохранных инвестиций, перечень природоохранных мероприятий и затраты на их проведение, доведение заданий до областей и Минского горисполкома, отдельных министерств, ведомств и предприятий.

 

Объектами экологического прогнозирования и планирования могут быть и отдельные природные комплексы и экологические системы. По некоторым природным комплексам Беларуси составлены схемы охраны природы, которые включают оценку современного состояния природной среды, прогноз природных процессов в условиях антропогенного воздействия, а также систему мер, необходимых для стабилизации и улучшения состояния окружающей среды. С их помощью можно определить стратегические направления использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и создания условий для достижения экологического равновесия на территории природного комплекса.

 

Экологическое прогнозирование и планирование осуществляется также на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование призвано обеспечить экологически обоснованное экономическое развитие с учетом экологической емкости территории.

 

Отраслевое экологическое планирование осуществляется министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов. Примером такого планирования является Государственная программа охраны и рационального использования земель.

 

На локальном уровне экологическое планирование представлено программами природоохранной деятельности отдельных предприятий, которые разрабатываются в тесной увязке с их бизнес-планами. Обычно они включают такие аспекты природоохранной деятельности, как: 1) разработка и совершенствование технологических процессов с целью сокращения негативного воздействия на окружающую среду; 2) строительство, реконструкция и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; 3) содержание и эксплуатация очистных сооружений и установок для утилизации отходов; 4) планируемое изменение объема эмиссий загрязняющих веществ по сравнению с предыдущим годом и др. Определяется общая сумма природоохранных затрат, источники финансирования, ожидаемый природоохранный эффект. Вся эта информация находит отражение в экологическом паспорте предприятия – комплексном документе, характеризующем взаимосвязь между данным предприятием и окружающей средой.

 

В настоящее время в Беларуси долгосрочное экологическое планирование осуществляется на базе Основных направлений политики в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 г. В этом документе отражены наиболее важные вопросы охраны

 


окружающей среды, обеспечивающие реализацию экологических интересов личности, общества и государства.

 

Стратегической целью охраны окружающей среды на период до 2025 г. является достижение нового, более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию Республики Беларусь.

 

Достижение поставленной цели предполагается обеспечить путем снижения негативных воздействий на окружающую среду, восстановления природных комплексов, кардинального улучшения в области обращения с отходами; обеспечения устойчивого территориального развития, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, минимизации воздействия на климат и адаптации к его изменениям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.