Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие состава и динамики прибыли

Тема 12. Анализ распределение прибыли, рентабельности и социального развития коллектива.

 

12.1 Понятие состава и динамики прибыли.

12.2 Понятие рентабельности предприятия.

12.3 Определения резервов роста прибыли и рентабельности.

 

Финансовые результаты деятельности предприятия характери­зуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финан­совое состояние.[44]

Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса.

Большое значение в процессе управления финансовыми результа­тами отводится экономическому анализу.

Основные его задачи:

• систематический контроль за формированием финансовых результатов;

• определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

• выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рен­табельности и прогнозирование их величины;

• оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

• разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

В процессе анализа используются следующие показатели при­были:

маржинальная прибыль (разность между выручкой (нетто) и пря­мыми производственными затратами по реализованной продук­ции);

прибыль от реализации продукции, товаров, услуг (разность меж­ду суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами от­четного периода);

общий финансовый результат до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль) включает финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и ин­вестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы;

чистая прибыль — это та ее часть, которая остается в распоряже­нии предприятия после уплаты процентов, налогов, экономиче­ских санкций и прочих обязательных отчислений;

капитализированная прибыль это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов;

потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на оплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Механизм формирования данных показателей представлен на рис. 1.1.

Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммер­ческой маржи используется маржинальная прибыль, для оценки доходности совокупного капитала — общая сумма прибыли от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рентабельности собственного капитала — чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвестированная) прибыль и т.д.[45]

Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли и для разных категорий заинтересован­ных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финан­совый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения мас­штабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций.[46] Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собствен­нику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сум­ма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же инте­ресует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внутренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финансовых результатах именно в таком разрезе.

Основные источники информации: данные аналитического бух­галтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы.

 

Таблица 12.1 – Отчет о прибылях и убытках предприятия

 

Показатель За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
наименование Код
       
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности      
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога      
на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг   (27448) (24743)
Валовая прибыль                   (77) (354)
Коммерческие расходы                   - -
Управленческие расходы                   - -
Прибыль (убыток) от продаж                 (77)  
Прочие доходы и расходы      
Проценты к получению                   - -
Проценты к уплате                   (-) (-)
Доходы от участия в других организациях             - -
Прочие доходы                
Прочие расходы                       (2005)
Прибыль (убыток) до налогообложения      
Отложенные налоговые активы     - -
Отложенные налоговые обязательства     - -
Текущий налог на прибыль   (31) (-)
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода               -
Справочно:                      
Постоянные налоговые обязательства (активы)   - (714)
Базовая прибыль (убыток) на акцию       - -
Разводненная прибыль (убыток) на акцию             - -
                         

 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определя­ются факторы изменения ее суммы (рис. 12.2).

 

Рис.12.2 Структурно – логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг[47]

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зави­сит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VPП); ее структуры (Удi); себестоимости (Ci) и уровня среднереализационных цен (Цi):

 

Объем реализации продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура реализованной продукции может также оказывать

положительное, и отрицательное влияние на сумму прибыли, увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет. Напротив, увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции обратно пропорциональна прибыли снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.[48]

Изменение уровня среднереализационных цен прямо пропорционально прибыли: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Ценовая политика предприятия и уровень среднереализационных цен - цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структурыпредприятия.[49]

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает
цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевание
лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли,
максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.). При этом ценовая политика должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров.

Большое значение при изучении ценовой политики имеет факторный анализ уровня среднереализованных цен. Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается делением выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж за отчетный период. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которых зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены, и наоборот.[50]

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (∆) можно определить по формуле:

∆ =

где и - соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

VРПн - объем реализации продукции нового качества;

VПРобщ - общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период.

По тем видам продукции, по которым цены устанавливаются в зависимости от сорта или кондиции, категории, влияние качества продукции на изменение средней цены можно рассчитать спосо­бом абсолютных разниц: изменение удельного веса по каждому сорту умножают на базовую цену единицы продукции соответству­ющего сорта и результаты суммируют:

∆ = ∑ (-)*

 

Анализ прочих финансовых доходов и расходов - размер прибыли в значительной степени зависит от финансо­вых результатов деятельности, не связанных с реализацией продук­ции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расхо­ды.

Кинвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, по государственным ценным бумагам, до­ходы от участия в других организациях, доходы от реализации ос­новных средств и иных активов и т.п.

Финансовые расходы включают выплату процентов по облигаци­ям, акциям, за предоставление организации в пользование денеж­ных средств (кредитов, займов).

Прочие внереализационные доходы и расходы — это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые раз­ницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выпла­ченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадеж­ной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки иско­вой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и др.[51]

В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.

Основными видами ценных бумаг являются акции, облигации внутренних государственных и местных займов, облигации хозяй­ствующих субъектов (акционерных обществ, коммерческих бан­ков), депозитные сертификаты, казначейские, банковские и ком­мерческие векселя и др.

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию. В процессе анализа изучается дина­мика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или сниже­ния.

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертифи­катов, векселей) зависит от количества приобретенных облигаций, сберегательных сертификатов, векселей, их стоимости и уровня процентных ставок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение резервов снижения себестоимости | Понятие рентабельности предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.