КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Комплексный и компетентностный анализ управленческого персонала
Понятие и классификация управленческого персонала организации Тема 13. Основные положения экономического анализа деятельности управленческого персонала. Блок 5. Анализ деятельности управленческого персонала
13.1 Понятие и классификация управленческого персонала организации. 13.2 Комплексный и компетентностный анализ управленческого персонала. 13.3. Этапы и процедуры экономического анализа управленческого персонала.
Управленческий персонал как объект внутрихозяйственного экономического анализа представляет собой часть сотрудников организации, которым в силу профессиональных компетенций необходимо принимать управленческие решения (в рамках определенного центра ответственности), соответствующие корпоративные цели – максимизация благосостояния собственников. К отличительным признакам управленческого персонала относятся: квалификация, наличие людей в подчинении, опыт работы в управленческой деятельности и необходимость принятия управленческих решений. Организации-работодателю при найме управленческого персонала необходимо учитывать ряд требований к социально-психологическим критериям человека (табл. 13.1).
Таблица 13.1 – Требования, предъявляемые к управленческому персоналу
Перечисленные критерии отбора формируют портфель требований к управленческому работнику – его профессиональные компетенции, которые с течением времени могут меняться в зависимости от организационной структуры компании и возможностей ее роста.[58] Управленческий персонал в процессе хозяйственной деятельности организации вступает в отношения с прочими категориями персонала. Особенность его функционирования – сочетание удовлетворения интересов трудового коллектива и выполнение миссии организации, которая состоит в максимизации чистой прибыли, конкурентоспособности, финансовой устойчивости компании и повышении благосостояния собственников. Оценивать результаты труда управленческого персонала необходимо с учетом способности оказывать непосредственное влияние на деятельность какого-либо структурного подразделения или организации в целом. При этом огромное значение имеет правильное определение количественных и качественных показателей, отражающих результаты трудовой деятельности персонала для достижения стратегических целей организации. Величина и качественный состав управленческого персонала формируются под воздействием ряда факторов, которые можно объединить в несколько групп: внешние и внутренние, количественные и качественные. [59] Внешние не зависят от деятельности организации и ограничить их влияние практически невозможно. Так, к внешним макроэкономическим факторам относят: § правовые – соблюдение трудового и гражданского законодательства; § демографические – общий уровень населения, пол, возраст, семейное положение; § экономические – инфляция, состояние рынка туда, уровень безработицы; § социальные – уровень социальной защиты, гарантированный минимальный уровень оплаты труда. К внутренним факторам можно отнести: § организационно-экономические – надежность компании, организационно-правовая форма, характер деятельности, наличие кадровой службы, текучесть кадров, финансовое состояние компании, организация бизнес-процессов; § индивидуальные – опыт работы, образование, квалификация работника, профессиональные навыки; § социальные – жилищно-бытовые условия, уровень социальной защиты, система материального и морального стимулирования, система оплаты труда; § технико-организационные – характер и содержание труда, нормирование труда, дисциплина, режим труда, объем и сложность выполняемых трудовых функций и видов работ; § социально-психологические – престиж, сплоченность коллектива, социально-психологический климат, удовлетворенность трудом. Помимо анализа внешних и внутренних факторов необходимо структурировать персонал, учитывая компетенции сотрудников в соответствии с целями, намерениями и положением организации, и сформулировать желаемую модель профессионального поведения сотрудника. Наиболее часто встречается группировка по профессиональной, квалификационной, половозрастной структурам, по стажу и образованию. Классификация управленческого персонала по новым признакам представлена в табл. 13.2. Таблица 13.2 – Классификация управленческого персонала организации
Таким образом, в этой главе было рассмотрено понятие управленческого персонала как объекта внутрихозяйственного экономического анализа, раскрыты факторы, оказывающие влияние на величину и формирование качественного состава управленческого персонала и дана характеристика его классификационным группам.
Любая организация сталкивается с необходимостью оценки соответствия уровня развития техники, технологии и интеллектуального потенциала. В этой связи особую актуальность приобретает комплексный анализ эффективности управленческого персонала, поскольку именно от деятельности управленческого персонала напрямую зависят финансовые результаты организации, ее репутация и благосостояние собственников. Анализ управленческого персонала необходим как для внутренних, так и для внешних пользователей экономической информации. В этой связи комплексный анализ управленческого персонала необходимо исследовать в рамках как внутрихозяйственного, так и внешнего (финансового) анализа (рис. 13.1).
Рис.13.1 - Сущность экономического анализа управленческого персонала с учетом интересов различных агентских групп и видов анализа Наибольшее практическое значение имеет правильное определение количественных и качественных показателей оценки деятельности управленческого персонала, которая характеризуется степенью достижения целей заинтересованных групп в процессе управления при наименьших затратах. В этих условиях актуальность приобретает комплексный анализ управленческого персонала. Комплексный анализ управленческого персонала можно представить в виде системы взаимосвязанных блоков, выстроенных исходя из функций, выполняемых управленческим персоналом (рис. 13.2).
Рис 13.2 – Взаимодействие отдельных блоков комплексного анализа управленческого персонала Первые три блока (блок 1,2,3) показателей направлены на оценку потребности в персонале исходя из организационной структуры, особенностей технологии, вида деятельности, отрасли, доли рынка, финансового состояния организации и профессионального уровня кадровой службы. Результат анализа этих блоков – формирование кадрового потенциала, т.е. определение количества и видов вакансий, условий отбора персонала, мотивации и стимулирования, требований к компетенциям. Следующий блок показателей (блок 4) представляет собой анализ квалификационного уровня персонала, оценку соответствия претендентов требуемым организацией компетенциям в форме официально закрепленных полномочий, прав и обязанностей должностных лиц, руководителей структурных подразделений и организации в целом, выполнение которых влияет на эффективность функционирования организации и конкретного сотрудника. Блоки 5,6,7 объединяют в себе количественные и качественные показателя анализа системы вознаграждения персонала, оценку функционирования системы дополнительной подготовки управленческого персона, его мотивации. В анализе существенное влияние следует уделять внедрению принципа действия схемы оплаты по компетенциям: определяется список компетенций или умений, необходимых для успешной работы в компании, оценивается важность каждой из них для выполнения работ, что позволяет выявить взаимосвязи между компетенциями и уровнем вознаграждения персонала. Для количественной оценки компетенций анализируется выраженность их у сотрудника, оценивается степень участия в общем обмене информацией, создании нового знания, повышении эффективности деятельности организации. Вклад управленческого персонала в обмене знаниями определяется путем опроса или анкетирования, которые выявляют источники сбора и обработки информации, звенья, через которые созданное знание передается по сети, а также сотрудников, которые тормозят передачу знаний по цепочке. Те из них, которые оказываются на пересечении потоков, тратят большее время на участие в процессе выработки знаний, соответственно они должны получить большее вознаграждение за свой труд. В ходе анализа проводится сопоставление затрат на подготовку и повышение квалификации управленческого персонала и результативных показателей деятельности управленческого персонала в разрезе сегментов. Использование аналитических процедур способствует формированию интеллектуального потенциала организации. Завершающий этап системы комплексного экономического анализа управленческого персонала – блок 8, комплексная оценка эффективности деятельности управленческого персонала. Он предполагает оценку кадровых перестановок, анализ экономической эффективности компании через анализ экономической эффективности совета директоров, деятельности аппарата управления и эффективности i-го менеджера компании. Высокорезультативная работа хозяйствующего субъекта зависит не только от качественного состава управленческого персонала, но и от возможности управления его аналитическими и коммуникативными возможностями, профессиональным опытом. Экономический анализ управленческого персонала как составная часть процесса управления персоналом организации достигает наибольшей эффективности, если сбор и систематизация сведений об управленческих сотрудниках ведется профессионально и содержит достаточный объем информации для проведения компетентностного анализа. Важнейшими аналитическими направлениями в данной отрасли являются: - мониторинговый анализ, включающий в себя приток регулярных сведений о качественном составе управленческого персонала в соответствии с необходимыми компетенциями в рамках кадровой политики хозяйствующего субъекта; - прогнозный анализ, рассматривающий качественный состав управленческого персонала в соответствии со стратегическими целями развития хозяйствующего субъекта и ее персонала; - диагностический анализ, обусловленный необходимостью выделения новых тенденций развития управленческого персонала и проблем управления им. Последовательность аналитических процедур на этапах формирования портфеля компетенции, которая соответствует направлениям экономического анализа компетенций (ри.13.3).
Рис. 13.3 – Виды аналитических процедур в процессе компетентностного анализа: 1- мониторинговый анализ; 2- диагностический анализ; 3- прогнозный анализ. Портфель компетенций формируется с помощью следующих критериев отбора: § профессиональные компетенции (образование и опыт); § физиологические компетенции (физиологические данные кандидата); § коммуникативные компетенции (способность концентрироваться, надежность, социальное взаимодействие на рабочем месте, конфликтность и т.д.). Основные информационные потоки экономического анализа управленческого персонала в рамках формирования портфеля компетенций хозяйствующего субъекта включают в себя: - данные о количественных и качественных характеристиках персонала; - показатели, характеризующие текущее состояние внешней и внутренней среды бизнеса; - результативные показатели деятельности организации; - систему оценочных критериев, составляющих портфель требуемых компетенций к управленческому сотруднику. Эти информационные потоки – основной источник информации при проведении мониторингового и диагностического анализа управленческого персонала. В рамках мониторингового анализа необходимо проводить исследование обеспеченности организации управленческим персоналом по половозрастному признаку, образовательному уровню, стажу работы в рамках хозяйствующего субъекта. На этом этапе целесообразно анализировать средний уровень доходности управленческого персонала организации, степень обеспеченности жилищно-бытовыми условиями, степень активности в нерабочее время. Существенный результат аналитической работы – формирование оптимальных (эталонных) характеристик управленческого персонала в соответствии с требованиями к портфелю компетенций. Востребованность прогнозного анализа достигается на этапах модернизации хозяйствующего субъекта (реорганизация, сокращение команды, введение новых функций управления). Данное направление анализа базируется на системе кадровой информации об управленческом персонале, способствует выявлению перспективных направлений его функционирования для реализации поставленных перед ним задач. Например, при создании нового структурного подразделения в организации составляется штатное расписание, анализ которого предусматривает наполнение специалистами определенной компетенции (анализ квалификационных требований. Наиболее сложное аналитическое направление – диагностический анализ, который предполагает оценку данных о количественных и качественных характеристиках персонала в соответствии с текущем состоянием внешней и внутренней среды бизнеса. Этот анализ используется для составления прогнозируемого состава портфеля компетенций с учетом ожидаемых изменений условий функционирования и прогнозных финансовых результатов хозяйствующего субъекта. На данном этапе необходимо привлекать сторонних экспертов, способных с низкой долей субъективизма проанализировать сложившуюся кадровую ситуацию. Цель компетентностного анализа – количественное определение влияния всех составляющих портфеля компетенций на эффективность вклада конкретного профессионала в конкретную компанию.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |