Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость




Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля. Закон возвышения потребностей

Экономические блага и их классификация

Экономические потребности, блага и ресурсы. Экономический выбор. Собственность в экономической системе. Экономические агенты. Теория общественного производства.

2.1 Экономические блага и их классификация

2.2 Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля Закон возвышения потребностей

2.3 Экономические ресурсы и их виды. Проблема ограниченности ресурсов и их занятость

2.4 Экономический выбор. Границы производственных возможностей и закон возрастания вмененных издержек (упущенных возможностей)

2.5 Понятие собственности и ее значение в экономической системе

2.6 Экономические и правовые аспекты собственности. Юридическое содержание собственности

2.7 Формы и виды собственности. Гражданский кодекс РФ о собственности в России

2.8 Экономические агенты и экономические интересы хозяйствующих субъектов

2.9 Общественное производство, его сущность и цели. Экономический кругооборот. Стадии общественного производства

2.10 Основные факторы общественного производства

2.11 и закономерности их развития»

2.12 Простое и расширенное воспроизводство, его содержание, структура и виды. -Типы экономического роста "производства

2.13 Экономическая эффективность общественного производства

Каждое общество независимо от социально-экономической системы сталкивается с двумя основными экономическими проблемами:

1) материальные (экономические) потребности людей практически безграничны;

2) экономические ресурсы редки или ограниченны. Рассмотрим эти две проблемы. Любое общество должно удовлетворять потребности людей в различных экономических благах. В свою очередь эти блага производятся на базе экономических ресурсов, которые имеются в распоряжении общества и его членов.

Блага - это все то, что способно удовлетворять повседневные (жизненные) потребности людей, приносить людям пользу, Доставлять удовольствие (произведенные товары и услуги, а также дары природы).

Многообразные человеческие потребности можно объединить в группы, пользуясь теми или иными классификационными признаками. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы благ:

1) экономические блага - результат экономической (хозяйственной) деятельности людей, обладают ценой (товар). К экономическим благам относятся блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями и которые могут удовлетворять потребности людей. Для получения экономических благ необходимы соответствующие экономические ресурсы;

2) неэкономические блага — результат дарения, представлены природой. Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе свободно, в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.);

3) материальные блага имеют материально-вещественную форму (товар: уголь, цемент, обувь, одежда, пища и т.д.); включают естественные дары природы (земля, лес, вода), продукты производства (здания, сооружения, машины и т.д.);

4) нематериальные блага не имеют материально-вещественной формы (услуги, научные открытия, образование и т.д.), воздействуют на развитие способностей человека, создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство и т.д.

Различают две группы нематериальных благ:

1) внутренние блага, данные человеку природой. Он развивает их в себе по собственной воле (голос — пение; музыкальный слух, занятия музыкой; способность к науке и т.д.);

2) внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

По степени удаленности от конечного потребления блага

делятся на потребительские (пища, одежда, обувь) и ресурсы (факторы производства, используемые для производства потребительских благ).

По длительности использования блага делятся на долговременные, используемые многократно (здания, книги, компьютеры), и кратковременные, используемые в процессе разового потребления (хлеб, молоко, спички и т.д.).

Итак, средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называются благами.

Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток (нужда) в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности (индивида), социальной группы, фирмы, общества. В экономике потребности выступают внутренними побудителями активной хозяйственной деятельности.

Потребности выражают взаимосвязь субъекта и его деятель­ности и проявляются во влечениях, интересах, целях и, наконец, в поведении.

Человек, как правило, осознает свои потребности, понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т.д. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его души, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потребности наружу. Если какие-то потребности не удовлетворены, то этот недостаток (неудовлетворенность желаний) становится побудительным мотивом активности, направленной на изыскание возможностей достичь поставленной цели.

Человеческие потребности безграничны, многообразны, непостоянны; их можно классифицировать по следующим признакам.

1.По субъектам (носителям потребностей):

а) удовлетворяемые индивидуально (лично)

б) удовлетворяемые коллективно (группой, коллективом, обществом)

Первые - индивидуальные потребности человек в состоянии удовлетворить сам, к ним можно отнести потребность в пище, одежде, обуви, жилище, сне и другие, тогда как вторые - коллективные потребности в водоснабжении, газе, свете и т.д. удовлетворяются коллективно.„

2. По объектам (предметам, на которые они направлены):

а) материальные потребности;

б) духовные потребности;

в) этические потребности (относящиеся к нравственности);

г) эстетические потребности (касающиеся искусства).

3.По степени удовлетворения потребностей:

а) конечные потребности;

б) промежуточные потребности.

Конечные потребности — это потребности самого человека, т.е. это личные потребности. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название «предметы потребле­ния». К ним относятся пища, одежда, обувь и т.д.

Промежуточные потребности опосредованно связаны с человеком. Это потребности хозяйственных субъектов. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому эти потребности считаются производственными, а блага, их удовлетворяющие, — это средства производства (станки, оборудование, машины, здания и т.д.).

4.По происхождению:

а) первичные потребности;

б) вторичные потребности.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими, как правило, врожденными; это жизненно необходимые потребности, удовлетворение которых нужно для сохранения жизни человека (потребности в пище, одежде, обуви, жилище, воде, воздухе и т.д.).

Вторичные потребности по своей природе психологические (потребности в успехе, власти, уважении, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.).

Экономические потребности — та часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Экономические потребности активно влияют на производство, они являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

По мнению ученых-экономистов России, экономические потребности можно условно разделить на 3 группы.

1. Материальные (физиологические):

а) потребности первой необходимости (в пище, одежде, жилье, здоровье);

б) предметы роскоши (французские духи, яхта, самолет и т.д.).

2. Духовные, интеллектуальные (образование, искусство).

3. Социальные (потребности в труде, участии в управлении и др.). Американский ученый-экономист А. Маслоу разработал

иерархию потребностей, где все потребности разделил на пять групп (рис. 2.1).

1 Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания, включают потребности в пище, одежде, жилье, воде, отдыхе и др.

2. Потребности в безопасности и защищенности включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенности в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности — это потребности, связанные с чувством принадлежности к чему или кому-либо, привязанности и поддержки.

 

4. Потребности в уважении включают в себя потребности в компетентности, признании.

Рис. 2.1 Иерархия потребностей по А. Маслоу

5. Потребности в самовыражении — потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

В своей совокупности экономические потребности по жизни безграничны, а это означает, что материальные (физиологические), духовные и социальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. Со временем потребности изменяются и умножаются в результате появления новых изделий и под воздействием широкой рекламы, и это вполне закономерно.

В XIX в. немецкий статистик и экономист Эрнест Энгель установил, что существует зависимость потребления продуктов питания от уровня доходов семьи. Согласно его утверждению с увеличением абсолютного размера дохода доля, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, уменьшается, а доля расходов на менее необходимые продукты, продукты длительного пользования, увеличивается.

Закон Энгеля: по мере роста доходов семьи доля ее доходов на продовольствие, почти не меняется удельный вес затрат на жилище, электричество, одежду, зато растет доля расходов на прочие нужды.

Выведенная Энгелем эмпирическая зависимость подтверждается длительным опытом экономического развития. С ростом и достижением высоких жизненных стандартов, присущих разным социальным слоям и группам современного общества, в развитых индустриальных странах падает доля затрат на продукты питания в общей сумме расходов домашних хозяйств.

Глубокая внутренняя взаимная связь производства и потребностей выражается в законе возвышения потребностей.

Социально-экономические процессы общества проявляются в возвышении потребностей людей, которое протекает по двум направлениям:

1) по горизонтали, что означает количественное распространение общественно нормальных потребностей (все большее число людей пользуется новыми благами: телевизорами, мобильными телефонами, автомобилями, музыкальными центрами и т.д.);

2) по вертикали, что означает качественное возрастание уровня запросов людей (в пище, одежде, жилье, защите от внешних врагов и преступников, защите от нищеты и др.). Все это находит выражение в законе возвышения потребностей.

Закон возвышения потребностей гласит: динамика разнообразных потребностей постоянно растет в количественном соотношении, но в еще большей степени меняется в качественном отношении.

Круг потребностей современного человека крайне разнообразен, тем более что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, трудового коллектива, населения, государства.

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее, круг их непрерывно расширяется.

Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде в природе не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Рассмотрим вторую проблему. Экономические ресурсы редки или ограничены. Редкость экономических ресурсов означает, что запасы некоторого ресурса меньше, чем его требуется. Для производства экономического блага.

Что понимается под экономическими ресурсами?

Экономические ресурсы — потенциальные возможности, которыми располагает общество в данный момент своего раз вития, т.е. это все виды источников, средств обеспечения производства, которые используются в процессе создания новых материальных благ и услуг. Экономические ресурсы подраз­деляются на следующие виды: природные (сырьевые, географические), трудовые, материальные, финансовые и информационные.

Природные ресурсы — это земля, ее недра, леса, вода, воздух, месторождения полезных ископаемых, климатические и рекреационные ресурсы и др. Земля — пространственно-географический фактор, где живут люди, — является также производственным фактором, на котором выращивают сельскохо­зяйственную продукцию.

Трудовые ресурсы — это все трудоспособное население в возрасте от 16 до 60 лет, которое делится на две группы: 1)' экономически активное население — занятое в обществен­ном производстве независимо от организационно-правовой формы хозяйствования;

2) экономически пассивное население — часть трудоспособ­ного населения, которое не занято в общественном производстве из-за занятости в домашнем хозяйстве, в армии, по состоянию здоровья, в декретном отпуске и т.д. Материальные ресурсы (инвестиционные ресурсы, реальный капитал) — средства производства (машины, станки, оборудование, здания, сырье, материалы и т.д.), которые исполь­зуются в производстве товаров и услуг. Если природные ресурсы имеют естественное происхождение, то материальные создаются человеком и сами являются продуктом производства. Реальный капитал включает в себя основные и оборотные средства. Основные средства используются в нескольких производственных циклах, оборотные — в одном производственном цикле.

Финансовые ресурсы являются производными по отношению к базовым ресурсам (природным, трудовым, материальным). Это совокупность имеющихся денежных ресурсов, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи и которые общество в состоянии выделить для организации производства экономических благ и услуг.

Информационные ресурсы — самый молодой вид экономических ресурсов, рожденный НТР, они обеспечивают предприятие (организацию, учреждение, человека) ценной информацией, которая используется при функционировании производства с помощью компьютерных технологий (ЭВМ).

Информационные ресурсы можно разделить на три основные группы:

1) информация делового характера — управленческая, социальная, статистическая, финансовая, коммерческая информация; данные о продукции и т.д.;

2) информация для специалистов — экономическая, научно-техническая, производственная, технологическая, маркетинговая и т.д.;

3) информация массового характера — правовая, общественно-экономическая, учебная, справочная, словарно-энциклопедическая; сведения о культуре, досуге, здравоохранении, спорте и пр.

Основная экономическая проблема, с которой сталкивается любое общество; заключается в конфликте между неограниченными потребностями в товарах и услугах и ограниченными экономическими ресурсами, которые могут быть использованы для производства экономических благ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.