Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие собственности и ее значение в экономической системе




Тесты

Ключевые термины и понятия

Блага, полезность, потребности, редкость, эффективность, ценность, экономические потребности, экономические блага, неэкономические блага, материальные блага, нематериальные блага, потребление, потребительская корзина, материальные потребности, духовные (интеллектуальные), социальные потребности, экономические ресурсы, ограниченность ресур­сов, производственные возможности, полная занятость, проблема выбора, эффективность производства, кривая производственных возможностей, альтернативные издержки, закон Энгеля, закон возвышения потребностей, закон замещения, закон возрастающих вмененных издержек, закон убывающей отдачи.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое потребности, от чего они зависят? Приведите примеры экономических потребностей.

2. В чем заключается закон возвышения потребностей? Раскройте его сущность и механизм функционирования.

3. Какова связь между потребностями, производством и потреблением? Как вы понимаете безграничность потребностей?

4. Перечислите известные вам экономические ресурсы. Какова их сущность и какие из них являются базовыми?

5. Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов?

6. В чем суть проблемы выбора? Дайте определение и при­ведите пример выбора по предельным характеристикам?

7.Что показывает кривая производственных возможностей? В чем суть проблемы выбора? Какое производство считается эффективным?

8.Какова сущность законов Энгеля, убывающей отдачи и каков механизм их действия?

Задание. Составьте экономический кроссворд, используя следующие термины: блага, потребности, ценность, ограниченность, редкость, эффективность, потребление', ресурсы, занятость, выбор, альтернатива, Энгель, Маслоу, самовыражение, уважение, безопасность, защищенность.

 

Выберите правильный ответ.

1. Какие экономические ресурсы являются базовыми:

а) природные;

б) трудовые;

в) материальные;

г) финансовые;

д) информационные.

2. Какие три экономических ресурса невосполнимы:

а) лес;

б) высококвалифицированная рабочая сила;

в) природный газ;

г) медь;

д) уголь.

3. Когда экономисты говорят об ограниченности, они
подразумевают:

а) невозможность удовлетворения всех потребностей людей;

б) нехватку денег, чтобы купить то, что нужно;

в) недостаточность ресурсов для удовлетворения всех потребностей;

г) все ответы верны.

4. Кривая производственных возможностей показывает:

а) количество товаров, которые хозяйство намерено производить;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию двух товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) минимально возможные объемы производства при полном использовании имеющихся ресурсов.

5. Смещение кривой производственных возможностей вправо:

а) свидетельствует о сужении производственных возможностей;

б) свидетельствует о расширении производственных возможностей;

в) показывает недостижимый объем производства;

г) означает снижение эффективности производства.

Значение отношений собственности в жизни людей трудно переоценить. Г. Гегель называл собственность осью, «вокруг которой вращается все законодательство и с которой так или иначе соотносятся большей частью права граждан». И действительно, именно собственность определяет реальную власть в обществе: кто командует производством и как распределяется произведенный продукт. От нее во многом зависят материальное благо­состояние, свобода и независимость каждого человека.

Собственность — принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам. В определенных исторических условиях отражался конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится к набору прав: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом.

В знаменитом Кодексе Наполеона (Гражданском кодексе Франции) отмечается, что «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом».

Различаются три типа собственности: общая (первобытнообщинная, семейная, государственная, коллективная, общенародная); частная (трудовая: семейная, фермерское хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность; нетрудовая: рабовладельческая, феодальная, буржуазно-индивидуальная) и сме­шанная (акционерная, кооперативная, совместная).

Многие экономические эпохи различаются по типам собственности. Истории известны разнообразные типы и виды собственности на средства и продукты производства.

Первый тип присвоения — частная собственность — означает, что отдельные люди относятся к данному имуществу как к личному источнику богатства. Эти типы присвоения выступают в двух видах: трудовой частной собственности и ее-трудовой.

Первый вид частной собственности имеют единоличные крестьяне, ремесленники и другие люди. В одном лице они представляют собой и собственника, и работника, живут своим трудом.

Второй вид частной собственности имеют лица, владеющие сравнительно большими предприятиями, где применяется труд наемных работников. Неимущие люди попадают в экономическую зависимость от собственников и работают на их пользу.

Второй тип присвоения — общая долевая собственность — качественно отличается от единоличной собственности, а вместе с тем имеет с ней некоторые общие элементы. Поэтому ее иногда называют смешанной собственностью.

Третий тип присвоения — общая совместная собственность — имеет следующие характерные черты: общий доход от общественной собственности распределяется между ее участниками или в равных долях, или в зависимости от трудового вклада каждого.

Каждой форме собственности соответствуют определенные социально-экономические отношения.

Какое же место занимает собственность в системе экономики? Для более полного представления о собственности следует определить то место, которое принадлежит собственности в системе общественных отношений.

Во-первых, собственность — это основа, фундамент любой системы общественно-экономических отношений. От характе­ра утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.

Во-вторых, от собственности зависят положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства.

В-третьих, собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства, причем главная движущая сила этого изменения — развитие производительных сил.

В-четвертых, в пределах каждой социально-экономической системы существует основная специфическая для нее форма собственности, но это не исключает существования и других ее форм (как старых, так и новых).

В-пятых, переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, с постепенным вытеснением всего того, что отмирает. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.