КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование конкурентной среды предпринимательства
Экономическая свобода — основной принцип организации рыночного хозяйства; гарантирует не только свободу выбора (возможность заниматься любыми видами деятельности), но и свободу предпринимательства (приобретать ресурсы, организовывать производство и реализовывать произведенную продукцию). В рыночной экономике экономическая свобода предпринимателя — объективный результат взаимодействия экономически обособленных субъектов хозяйственных отношений, а ее границы отражают степень согласования их интересов. В переходной экономике предпринимательская свобода имеет иную природу; формируется на основе перераспределения экономической власти путем наделения ею одних субъектов за счет других. Непосредственное переплетение политической и экономической власти стало общим фоном и характерной чертой формирующегося российского предпринимательства. Правовое регулирование предпринимательской деятельности ведется по таким основным направлениям, как: 1) регулирование внутренних отношений в субъекте предпринимательства (порядок учреждения, управление и организация труда); 2) регулирование отношений субъектов предпринимательства с органами государственной и муниципальной власти; 3) регулирование отношений субъектов предпринимательства с учреждениями финансовой сферы (банками, органами валютного регулирования и контроля, органами таможенной службы и т.д.); 4) регулирование отношений субъектов предпринимательства со своими партнерами-поставщиками, покупателями, страховщиками и др. Правовая база, которую унаследовала переходная экономика России, не соответствовала рыночным отношениям, поэтому возникла необходимость в создании нового законодательства, з котором предусматриваются меры по государственной поддержке предпринимательства. Это: 1) формирование широкого слоя предпринимателей; 2) стимулирование перспективных видов и направлений предпринимательства; 3) содействие накоплению инвестиционных ресурсов и использованию их на приоритетных направлениях; 4) обеспечение устойчивости функционирования отечественного предпринимательства в условиях международной конкуренции. Конкуренция и предпринимательство взаимообусловливают друг друга. Экономика предпринимательского типа — это экономика с высокой степенью конкурентной активности. Чем выше уровень конкуренции, тем больше степень предпринимательской активности, и наоборот. С точки зрения отдельного предпринимателя конкуренция — это процесс сознательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос. В действительности конкурентные отношения фирм выходят далеко за границы отдельных рынков и даже отраслей. Конкуренция служит питательной средой для предпринимательства. Она уравновешивает частнособственнические устремления отдельных предпринимателей, выражающиеся в требовании свободы для себя и стремлении ограничить ее у других. Ограничивая рыночную власть отдельных фирм и противодействуя монопольным направлениям, конкуренция создает благоприятные условия для появления новых предпринимательских структур. Обеспечивая равные принципы состязательности, конкуренция противодействует абсолютному доминированию какого-либо из преимуществ фирм, обусловливая существование самых разных типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощности и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую стабильность предпринимательской гибкостью. В то же время специализированные предприятия выигрывают благодаря своей приспособляемости; фирмы-новаторы пользуются преимуществами первопроходцев. Конкуренция — это условие предпринимательской активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя предпринимателей на поиск лучших способов управления фирмой, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становится вечным двигателем развития самой предпринимательской функции. Взаимодействие конкуренции и предпринимательства носит неоднородный характер. Предпринимательство активно воздействует на конкуренцию. Так, если конкуренция обусловливает многообразие предпринимательских структур, то это в свою очередь способствует поддержанию высокой конкурентной активности и развитию самой конкуренции, ее форм и методов. Конкурентная среда переходной экономики имеет свои особенности. Для нее характерны: 1) слабая видовая дифференциация фирм и доминирование отдельных их видов; 2) ярко выраженное стремление к реализации имеющихся монопольных преимуществ; 3) регионализация предпринимательства как форма реализации рыночной власти; 4) преобладание состязательных рынков над конкурентными; 5) распространение практики различного рода законодательных ограничений как результат лоббистской деятельности. Все это указывает на слабость и неразвитость конкуренции. Без преодоления этих недостатков сформировать эффективно действующую предпринимательскую среду невозможно. Для развития конкуренции необходимы экономические, технологические и социальные предпосылки. Экономические предпосылки: 1) рассредоточение рыночной власти; 2) множественность предпринимательских образований; 3) государственная поддержка предпринимательства. Для переходной экономики необходимо создание условий массового появления новых фирм. Технологические предпосылки (доступность технологий и информационное обеспечение) позволяют создавать параллельные производства, открывать новые рыночные ниши, способствуют укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур. Социальные предпосылки связаны с созданием новой системы мотивации и преодоления управленческой психологии командно-административной системы — узкокорыстных интересов, доминирования текущих приоритетов над долгосрочными, стремления к монополизму. Создание в экономике конкурентной среды — сложный и долгосрочный процесс, подвергающийся воздействиям различного рода ограничений (экономических, технических и социальных), поэтому он может быть осуществлен только поэтапно. На первом этапе необходимы демонополизация и разгосударствление экономики, включая ликвидацию ведомственной подчиненности, коммерциализацию государственных предприятии и развитие частного сектора. На втором этапе внимание должно быть сконцентрировано на создании рыночной инфраструктуры, антизатратных механизмов и поэтапного прекращения субсидирования цен. Третий этап—период формирования конкурентных рынков.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |