Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений




Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений

Налоговое правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие, которое нарушает права и законные интересы участников налоговых отношений и за которое уста­новлена юридическая ответственность.

К налоговым относятся правонарушения, касающиеся нало­говой системы непосредственно.

Можно выделить несколько групп налоговых правонаруше­ний:

1) правонарушения против системы налогов;

2) правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков;

3) правонарушения против использования доходной части

бюджетов;

4) правонарушения против системы гарантий выполнения обя­занностей налогоплательщиков;

5) правонарушения против контрольных функций налоговых

органов;

6) правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и налоговой отчетно­сти;

7) правонарушения против обязанностей по уплате налогов. Налоговые правонарушения в последнее время выходят на

одно из первых мест среди различных видов экономических правонарушений.

 

Причины, вызвавшие резкий рост налоговой преступности

1) налоговые нарушения трудно обнаруживаются;

2) за совершение налогового правонарушения виновного

трудно привлечь к ответственности.

Теневой бизнес, если его отделить от незаконной по своему характеру деятельности, подразумевает умысел на сокрытие от уплаты налоговых, таможенных и других платежей.

Существуют различные способы уклонения от уплаты на­логов и таможенных платежей:

1) сокращение субъектов налогообложения (ведение финан­сово-хозяйственной деятельности без необходимой регист­рации, постановки но. учет в Государственной налоговой инспекции или лицензирования, в т.ч. с использованием подложных документов и документов фиктивных фирм, не отражение финансово-хозяйственных сделок в бухучете, уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки, ведение финансово-хозяйственной деятельности че­рез счета других организаций или структурных подразделе­ний без проводки по своим бухгалтерским счетам и др.);

2) занижение объектов налогообложения (внесение в бухгал­терские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излишков продукции путем необоснованного списания и др.);

3) сокращение средств от уплаты налогов при наличии недо­имки или с целю) неуплаты текущих налогов (создание де­биторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в т.ч. на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия и др.);

4) неуправляемое использование льгот (ведение основного вида деятельности под видом льготного, включение в штат неработающих пенсионеров, инвалидов и др.);

5) занижение налога на прибыль (неравномерное отнесение расходов на финансовые результаты предприятия, искусст­венное увеличение фонда заработной платы за счет завы-шенной численности работников, завышение внереализационных расходов и др.);

6) уклонение от уплаты акцизов (внесение в технологию произ­водства подакцизной продукции незначительного измене­ния с целью вывода ее из-под налогообложения, но факти­ческого использования в том же порядке);

7) уклонение от уплаты или занижение НДС (не начисление НДС по взаиморасчетам и бартеру, завышение в налоговых декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюд­жета, и др.);

8) уклонение от уплаты подоходного налога (получение круп­ной материальной помощи, персонального вознаграждения или безвозвратной ссуды, непредставление или искажение данных в декларации о совокупном годовом доходе и др.). Сокрытие операций от контроля со стороны налоговых ор­ганов может происходить путем маскировки этих операций под видом другой деятельности, для которой представлены льготы или которая регулируется иным законодательством. В таком случае учитывается совсем не та операция, которая имела место на самом деле.

Юридический состав налогового правонарушения включа­ет в себя следующие элементы: объективную сторону правона­рушения, объект, субъективную сторону правонарушения, субъект. Юридическим составом охватывается еще один ком­понент — юридическая ответственность в виде санкций (не­благоприятных последствий) за совершение правонарушений. Объективную сторону правонарушения образует противо­правное деяние, которое может выражаться в виде действия (например, ведение учета объекта налогообложения с наруше­нием установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие доходов за проверяемый период) или в виде бездействия (на­пример, непредставление в налоговый орган документов, необ­ходимых для исчисления, а также для уплаты налогов).

Объектом налогового правонарушения являются налоговые правоотношения, на которые посягает правонарушитель, т.е. «общественные отношения, возникающие в процессе установ­ления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязатель­ных платежей, объединенных в единую налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права...». При

налоговом правонарушении не исполняются или не надлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права участни­ков налоговых отношений, которые (обязанности и права) и сос­тавляют основное содержание налогового правоотношения.

Субъективная сторона налогового правонарушения выража­ется в виновности. Применительно к конкретному правонарушению предусматривается умысел либо неосторожная форма вины

Субъектами налоговых правонарушений могут быть налого­плательщики, третьи лица, налоговые органы.

Согласно ст. 106 Налогового кодекса (НК) РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное налого­плательщиком противоправное деяние, за которое установле­на ответственность.

Законодатель выделяет следующие признаки налоговых правонарушений:

1) виновность (умысел и неосторожность);

2) противоправность (нарушение законодательства о нало­гах и сборах) деяния (действия и бездействия);

3) его наказуемость (НК РФ установлена ответственность).

Только наличие всех перечисленных признаков позволяет квалифицировать деяние как правонарушение, что является ос­нованием для привлечения его субъекта к установленной Ко­дексом ответственности.

По мнению законодателя, уголовно наказуемым следует признать не любое уклонение от уплаты налогов, а только такое, которое при­чиняет существенный ущерб бюджетной системе государства.

Налоговые правонарушения могут/совершаться умышленно и по неосторожности. Деяния же, входящие в число налоговых преступлений, являются только умышленными. Именно поэто­му, руководствуясь соображениями социально-экономического характера, законодатель установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций.

Налоговым преступлением является виновное, общественно опасное, противоправное деяние, посягающее на установлен­ный порядок налогообложения и выражающееся в действии или бездействии, направленном на оставление в собственности ви­новных или третьих лиц неуплаченных денежных средств, в результате чего бюджетной системе Российской Федерации при­чиняется существенный ущерб.

Уклонение от уплаты налогов с организаций может быть совершено включением в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о расходах или доходах, а также иным способом. Первый из названных способов—это действие, заключающиееся во внесении в бухгалтерские документы сведений, которые не соответствуют действительности, сознательно уменьшают размер доходов или увеличивают размер расходов.

Соответствующие данные искажаются составлением фик­тивных документов (квитанций, чеков и т.д.) при их реальном отсутствии, искажением фактических показателей, связанных

с доходами.

Решая вопрос о наличии заведомых искажений в бухгалтер­ских документах, следует установить факты не только не под­тверждения первичной документацией изложенных в них све­дений, но и соответствия этой информации реальным расходам и доходам. По действующему законодательству внесение лож­ных сведений в документы, не являющиеся бухгалтерскими, состава преступлений не образует.

Иные способы уклонения от уплаты налогов:

1) не постановка на налоговый учет;

2) занижение числа работников;

3) незаконное использование предоставленных законодатель­ными актами льгот;

4) фальсификация данных о работающих инвалидах и т.д.

Не следует рассматривать в качестве доказательства намерения уклониться от уплаты налогов наличие в представленных налого­вым органам бухгалтерских документах неточностей, описок, ис­правлений, арифметических ошибок, допущенных вследствие не­внимательности, небрежности, легкомыслия, которые привлекли необоснованное уменьшение налоговых платежей и иных сборов. В этом случае имеют место налоговые ошибки, и они должны пре­следоваться в административном или дисциплинарном порядке.

Наиболее криминализованными на настоящий момент яв­ляются налоги на прибыль, на добавленную стоимость и акци­зы. Данное обстоятельство объясняется довольно просто: по своей совокупности эти налоги приносят в бюджет около 60°/ денежных средств от общей суммы налоговых поступлений

Наиболее распространенные способы уклонения от уплаты НДС:

1) не отражение по счету реализации сумм выручки от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг по основной дея­тельности, включая суммы арендной платы и прочие оборо­ты по реализации;

2) занижение объема (стоимости) реализованной продукции;

3) отпуск собственной продукции, материальных ресурсов, ос­новных фондов с применением натуральной формы расчетов по договоренности, по бартерным скидкам, в порядке оплаты труда, безвозмездной передачи;

4) искажение отчетных данных при определении расходов на оплату труда;

5) фиктивный экспорт;

6) заключение фиктивных договоров о совместной деятельно­сти и т.д. В целях уклонения от уплаты акцизов используются:

1) вывоз товаров на временное хранение и переработку сырья за границу с последующей реализацией;

2) ложные экспортные операции;

3) занижение контрактных цен по сравнению с фактическими на импортные товары и услуги;

4) провоз товаров с использованием похищенных акцизных марок на виноводочные изделия;

5) организация подпольных цехов по производству спиртных

напитков и т.д..

Наиболее распространенные способы сокрытия прибыли
и доходов:

• невнесение в бухгалтерский учет предприятия данных о по- лученных суммах дохода;

• занижение показателей от реализации продукции;

• завышение себестоимости реализованной продукции (ра­бот, услуг) за счет неполноты и неправильности отраже­ния в учете фактических затрат на ее производство и реа­лизацию;

4) неправильное или несвоевременное отнесение на себестои­мость расходов будущих периодов;

5) уклонение от уплаты налогов на прибыль с помощью компаний и т.д.

Перечень способов уклонений от налогообложения, конеч­но же, неполный. Их, по мнению одних специалистов, насчи­тывается около 60, по оценкам других — более 100.

Чтобы предотвратить отрицательные последствия колебаний об­менного курса валют, государство регулирует валютный курс.

Для этого проводятся такие меры:

валютные интервенции на внутреннем и внешних валютных рынках (воздействие на курс национальной валюты на валютном рынке с помощью кредитов, внешних займов и др.);

изменение ссудного процента;

воздействие на темпы инфляции и др

В современных условиях в России для повышения эффективности внешнеэкономической политики намечены и осуществляются страте­гические меры. К ним в первую очередь относятся развитие на базе топливно-сырьевых отраслей нового высоко­эффективного комплекса, включающего наукоемкие отрасли, выпускающие готовые продукты обрабатывающей промышлен­ности;

перестройка на современной технологической основе всех экс­портных отраслей;

. повышение качества экспортной продукции до международного уровня конкурентоспособности;

посредством значительного понижения уровня инфляции осу­ществить превращения рубля в конвертируемую валюту;

восстановление утраченного рыночного пространства и эффек­тивное освоение новых рынков.

Все эти и другие меры могут повысить роль России в процессе гло­бализации мировой экономики.

Глобализация мирового хозяйства

Глобализация мировой экономики отличается от рассмотренной ра­нее интернационализации прежде всего по неодинаковым масштабам хозяйственного объединения стран. Как известно, интернационализация охватывает общими целями несколько стран

Глобализация означает образование и развитие единой сети экономических отношений, охватывающей все мировое хозяйст­венное пространство. Она выражает интересы всего человеческого сообщества.

 

Товары (они становятся менее доступными). С другой стороны, улучшается положение с экспортом (он становится более выгодным)

Предположим, что обменный курс национальной валюты повышается (иностранная валюта дешевеет). В таком случае цены на импортные товары снижаются. Напротив, экспорт дорожает (это ведет к его уменьшению).

В XXI столетии все более ясно видны тенденции становления каче­ственно новой но сравнению с макроэкономикой системы экономиче­ских отношений, охватывающей отношения собственности, коопера­цию и разделение труда, формы организации хозяйства и управления. К числу таких тенденций относятся следующие направления.

1. Становление общемировых отношений собственности.

На рубеже XX-XXI вв. проявились некоторые черты нового типа присвоения, которое развивается, так сказать, «без границ» между госу­дарствами. Это касается известных нам транснациональных корпора­ций, а также международных объединений ТНК1.

Опыт Европейского союза показывает, что региональная интеграция создает наднациональные органы, которые в определенной мере регу­лируют отношения собственности государств — членов ЕС (выделяют денежные пособия для модернизации заводов, воздействуют на бюд­жетные расходы государств и др.).

Показателен также пример совместных материальных затрат Рос­сии, США, других стран на создание и функционирование международ­ной космической станции.

2. Переход к более высокому уровню кооперации и разделения
труда по сравнению с национальными хозяйствами.

Высокоразвитые страны сплетены в грандиозную есть хозяйственных взаимоотношений, характерных для современной сложной кооперации труда (вопрос 20). При создании самых сложных технических средств широко используются поставки множества комплектующих деталей из разных стран (так, скажем, создастся американский самолет «Боинг-777»). Аналогично комплектуется снаряжение многих туристов2.

 

1 Вот два примера таких объединений. В начале 1990-х гг. для разработ­ки новой микросхемы стоимостью 1 млрд долл. объединились специалисты корпораций «ИБМ» (США), «Тошиба» (Япония) и «Сименс» (Германия). Не­мецкая фирма «Даймлер-Бенц» стала сотрудничать с японской автомобиль­ной компанией «Ниссан мотор» для совместного производства легковых автомобилей. Эта деятельность позволила компании «Даймлер-Бенц» уве­личить свою долю на азиатском рынке на 20%.

2 К. Макконнелл и С. Брю пишут об американских путешественниках: «Боль­шая часть их туристического снаряжения имеет импортное происхождение: ножи из Швейцарии, дождевики из Южной Кореи, видеокамеры — из Японии, алюминиевые котелки сделаны в Англии, портативные горелки — в Швеции, спальные мешки — в Китае, а компасы — в Финляндии. Некоторые туристы носят походные ботинки, произведенные в Италии, солнцезащитные очки — во Франции, а часы — в Японии или Швейцарии» (Макконнелл К.Ф., Брю СЛ. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М., 2002. С. 105).

 

3. Проявление и развитие новых широкомасштабных форм ор-
ганизации хозяйства.

Качественно новая организация экономических связей в мире воз­никла вследствие освоения достижений информационной революции. Можно ожидать, что для XXI столетия будут характерны следующие процессы:

разовьются глобальные информационные системы (типа Интер­нета), предполагающие полную персональную компьютериза­цию населения всего мира;

новые спутниковые системы позволят перейти от сотовой теле­фонной связи к спутниковой глобальной связи;

человечество будет продвигаться к открытому информационно­му обществу;

широко разовьются коммерческие связи через Интернет.

4. Все большее развитие получит регулирующая роль междуна-
родных экономических организаций.

Усиление взаимосвязи субъектов мирового хозяйства сопровожда­ется участием все большего числа государств мира в решении глобаль­ных проблем. Усложнение этих проблем делает необходимым их свое­временное и быстрое решение с помощью постоянно действующих международных экономических организаций.

Особо важную регулирующую роль играют межгосударственные универсальные организации, деятельность которых интересует все страны. Это прежде всего система Организации Объединенных Наций, а также специализированные учреждения ООН, которые являются са­мостоятельными международными экономическими организациями:

Международный валютный фонд (МВФ), который содействует развитию международной торговли и валютно-финансовому со­трудничеству;

Всемирная торговая организация (содействует развитию и ли­берализации международных торговых отношений, развитию справедливой конкуренции, повышению реальных доходов на­селения, росту эффективности хозяйственной деятельности);

Международная организация труда, которая занимается вопро­сами улучшения условий труда и социального обеспечения насе­ления разных стран, и др.

Благодаря регулирующему воздействию международных экономи­ческих организаций в большом количестве стран широко применяются единые для них стандарты (нормативно-технические документы) на технологию, на загрязнение окружающей среды, деятельность финансовых

институтов, бухгалтерскую отчетность, национальную статистику и др. Через международные организации внедряются одинаковые критерии (мерило) макроэкономической политики, происходит унификация (ус­танавливается единообразие) требований к налоговой политике, поли­тике в области занятости трудоспособного населения и в других облас­тях экономической деятельности. Все это сближает и повышает эффек­тивность национальных экономических систем.

Отмеченные здесь прогрессивные сдвиги в революционном обнов­лении производства и рыночном обращении положительно сказались на ускорении роста экономического богатства в планетарном масштабе. Примечательно, что в XX столетии совокупный выпуск товаров и услуг был значительно больше их нараставшего производства за весь предше­ствовавший период известной истории человечества. За 1900-2000 гг. мировой валовой внутренний продукт в постоянных ценах вырос в 19 раз, что соответствует среднегодовому темпу прироста 3%. Если же учесть появление новых изделий и повышение качества продукции, то среднегодовой темп прироста ВВП составит 3,7%, что означает 38-кратнос увеличение объема ВВП за столетие.

Решающую роль в ускорении экономического роста сыграла науч­но-техническая революция. Скачкообразный переход к совершенно новой технике и технологии вызвал цепную реакцию, которая стала особенно заметной во второй половине XX в. Благодаря глобальной информатизации усилилась тенденция к выравниванию технологиче­ского развития разных стран. Технический переворот в средствах ин­формации, связи и транспорта позволяет быстро осваивать достижения НТР во всех регионах земного шара. В результате созданные в одном государстве новейшие техника и технология, преодолевая искусствен­ные преграды, быстро распространяются по всему миру. Сначала уди­вительное «чудо» в ускорении хозяйственного роста показали Япония и Германия, быстро достигшие постиндустриальной стадии производства.

Однако процесс глобализации мирового хозяйства обнажает ряд острых противоречий, которые характеризуют большую неравномер­ность вхождения множества стран в единое планетарное экономическое пространство. Что это за основные социально-экономические противо­речия?

Выделились новые индустриальные страны «второго поколения» -Индонезия, Филиппины, Малайзия и Таиланд, Они стали конкурировать с развитыми странами не только в производстве традиционного тексти­ля, других относительно простых потребительских продуктов, но и на рынке сложных изделий, включая средства производства.

В итоге наиболее развитые страны Запада в 1990-х гг. экономически росли медленнее по сравнению со странами, которые ранее отставали от них. Однако государства, являющиеся лидерами информационной революции, значительно опережают другие страны по качеству эконо­мического развития — по степени применения самых эффективных информационных технологий.

Второе противоречие выражает неравномерность в росте числен­ности людей на планете.

Дело в том, что во второй половине XX столетия начался демогра­фический взрыв — стремительный рост населения Земли. При этом возникла необычайная несоразмерность в его динамике: 80% прироста населения приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. В эпи­центре демографического взрыва с помощью современных средств медицины удалось значительно снизить детскую смертность, ликвиди­ровать некоторые эпидемии. При помощи новой техники увеличилось производство продуктов питания. Эти и другие изменения привели к увеличению средней продолжительности жизни. В то же время сохра­няется чрезмерно высокая рождаемость. По всей видимости, такой тип воспроизводства людей будет наблюдаться по крайней мере до середи­ны XXI в. К этому времени 95% населения будет приходиться на Азию, Африку и Латинскую Америку.

Третье противоречие характеризует большое расхождение в уровне богатства, приходящегося в расчете на человека между высокоразвиты­ми и слаборазвитыми странами.

Если за XX столетие богатейшая четверть населения Земли имела почти шестикратный рост среднедушевого (в расчете в среднем на од­ного жителя) ВВП, то беднейшая четверть — лишь примерно трехкрат­ное увеличение такого показателя.

К концу столетия уровни среднедушевых ВВП во многих бедных странах были вес еще ниже, чем в ведущих странах в 1900 г.1

1 Так, в 2000 г. средний африканский показатель душевого ВВП — 1290 долл. (в ценах 1995 г.) был значительно ниже средних для 1900 г. пока­зателей Западной Европы и стран, населенных выходцами из Европы (Авст­ралия, Канада, Новая Зеландия, США) — 3090 и 4200 долл. соответственно. Средняя для Африки величина душевого ВВП — 500 долл. (в 1990 г.) была примерно в 9 раз ниже, чем у самой богатой в то время страны мира — Англии.

Выживание человечества во многом зависит от его способности ослабить напряженность. Мировое сообщество должно тара развивающимся странам равноправное участие в международной торговле, справедливое возмещение затрат труда и природных поступающих из них в распоряжение развитых участников хозяйства.

Четвертое противоречие касается преодоления угрозы человеческой катастрофы.

Со второй половине XX в. ущерб, наносимый окружающей среде, возрос настолько, что природа утратила способность к самовосстановлению. По подсчетам ученых, за последние годы на Земле исчезло около 900 тыс. видов растений и животных.

Чтобы предотвратить неблагоприятное воздействие производства на природную среду, требуются крупные капиталовложения в сооружения и всевозможные средства экологической защиты, больше финансовых ресурсов необходимо выделять для в уже нанесенного ущерба природе.

Итак, очевидно, что у населения планеты нет иного выбора того, чтобы совместными усилиями создать новый тип хозяйства, ликвидировать угрозу гибели миллионов людей уничтожения природной среды.

Не менее очевидно и другое. Неблагоприятные для людей не должны развиваться самотеком. Решение жизненно важных проблем должно быть поставлено под действие международных организаций.

Однако в 2000 г. Африка по этому показателю уже в 20 раз уступила США.

Основную ответственность за загрязнение природной среды несут развитые страны. Например, в 1998 г. количество промышленных и бытовых отходов на душу населения составило: в США — 138 кг, / Германии — 63, Италии — 61, Швеции — 52, Франции — 42.

 

Краткие выводы

1. Переход к рынку сопровождается либерализацией эко­номики — отказом государства от монополии на те или иные хозяйственной деятельности. Одновременно происходит переход от преимущественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно-кредитную и денежно-налоговую системы).

2, Переход от административно-командной к рыночной экономике создает необходимость финансовой стабильности. Ее главная цель — подавление высокой инфляции.

3 Структурная политика в переходный период направлена а создание условий для устойчивого экономического роста перестройку отраслевой структуры народного хозяйства целью защиты отраслей, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.

4. Институциональные преобразования включают разра­ботку рыночного законодательства и контроль за его приме­нением, изменение отношений собственности, формирование хозяйствующих субъектов рыночного типа, создание новой системы управления народным хозяйством.

5. Приватизация в странах с переходной экономикой харак­теризуется сочетанием общих тенденций и национальных осо­бенностей.

6. В российской приватизации выделяются два этапа, что главным образом обусловлено протеканием процессов боль­шой и малой приватизации.

7. Итоги приватизации в России оказались противоречивы­ми, скорее негативными, чем позитивным

8.Предпринимательство — это инициативная, самостоя­тельная хозяйственная деятельность людей, направленная на получение прибыли посредством организации и использова­ния ресурсов в целях получения товара и его реализации.

9. Основные признаки предпринимательства — новаторс­кий подход, самостоятельность, ответственность в принятии решений, высокая степень риска, возможность проявления инициативы и творческого подхода.

10. Предпринимательство возможно при наличии определен­ных условий, в т.ч. при соответствующих имущественных пра­вах на средства и результаты производства, при определенной экономической, правовой и политической среде и полной эко­номической ответственности предпринимателя за результаты деятельности.

11 Успешное предпринимательство достигается при соблюде­нии участниками этого процесса морально-этических норм: обязательности, честного соперничества, общей высокой культу­ры и образованности, контактности, умения общаться с людьми.

12. Промышленное предпринимательство связано с создани­ем материального продукта, служащего удовлетворению базо­вых потребностей людей или являющегося капиталом для всех сфер предпринимательства. Торговое предпринимательство занимается доведением продукта от производителя к потреби­телю. Основные функции кредитного предпринимательства — аккумуляция временно свободных денежных средств и после­дующее их использование для предоставления кредита.

13. Теневая экономика — незаконная, нелегальная, неформаль­ная, криминальная экономическая деятельность, основанная на государственной, муниципальной, частой собственности с целью наживы отдельных лиц или группы лиц.

14. В современной экономике удельный вес теневой экономики в общемировом масштабе составляет 5-10% ВВП. По экспертным оценкам в России доля теневой экономики достигает 40-50%, а в отдельных отраслях хозяйства свыше 60% (торговля — 63%).

15. Теневое предпринимательство — инициативная, самостоя­тельная деятельность не контролируемых обществом экономи­ческих структур с целью получения личного или коллективного сверхдохода (сверхприбыли).

16. Налоговые нарушения в последнее время выходят на одно из первых мест среди различных видов экономических наруше­ний.

17. Основные причины налоговых преступлений:

а) трудность обнаружения;

б) трудности при привлечении к ответственности виновного за совершенное преступление.

 

Контрольные вопросы

1. Какие экономические функции государство вынуждено брать на себя в связи с переходным характером экономики?

2. Почему в начале переходного периода необходима макро­экономическая стабилизация?

3. Какие проблемы в транзитарный период решает государство?

4. Что такое государственный сектор экономики, каковы его рамки в переходной экономике?

5. Чем различаются малая и большая приватизация?

6. Что в российской приватизации способствует кримина-лизации экономики?

7.Что такое предпринимательство? Каковы его признаки?

8. Каковы особенности предпринимательской деятельности в России?

9. Какие пути и средства обогащения предпринимателя яв­ляются нелегальными (по новому УК РФ)?

10. Каковы среда и функции предпринимательства в пере­ходной экономике?

11. Вы хотели бы стать предпринимателем? Каким видом дея­тельности вы бы занялись? Объясните свой ответ.

12. Какой организационной форме предпринимательства вы отдаете предпочтение и почему?

13. Какие основные этапы создания конкурентной среды 3 переходной экономике вы знаете и какова их сущность?

14.Какова сущность теневой экономики и какие ее виды вы знаете?

15. Что значит черная экономика? В какие отрасли народно­го хозяйства она проникает?

16. Какие источники теневой экономики вам известны?

17. Что означает теневое предпринимательство? Какое воз­действие оно оказывает на| экономику страны в целом?

18. Какова сфера деятельности организованной преступно­сти?

19. Что означает налоговое правонарушение и какова его сущность?

20 Каковы способы уклонения от налогов?

21.Что означает глобализация?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 868; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.