Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1

Образовательная система обучения Л.В. Занкова

Авторы учебников:

Н.В. Нечаева и др. «Азбука»

В.Ю. Свиридова и др. «Литературное чтение»

Н.В. Нечаева и др. «Русский язык».

Концептуальные особенности системы – см. в учебном пособии Арямовой О.С., Мали Л.Д., Климовой С.А., Наумовой Н.И. «Новые программы и учебники по русскому языку для начальной школы: Учебное пособие для студентов, - Пенза, 2088 г., с.30-35.

Дополнительная литература:

1. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Издательство «Новая школа». – 1990-1996.

2. Занков Л.В. Беседы с учителями. – М., 1991 г.

3. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова – Самара, 2006.

4. Обучение и развитие /Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1975.

 

«Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»

Авторы учебников:

В.В. Репкин «Букварь»

Н.Г. Агаркова. Письмо. Тетрадь для 1 класса.

В.В. Репкин. Русский язык.

Концептуальные особенности системы - см. в учебном пособии Арямовой О.С., Мали Л.Д., Климовой С.А., Наумовой Н.И. Новые программы и учебники по русскому языку для начальной школы: Учебное пособие для студентов. – Пенза, 2008 г.

Дополнительная литература:

1. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. - М., 1993 г.

2. Некрасова Т.В. Развивающее обучение русскому языку, 1, 2, 3 классы: Методические рекомендации. – Томск, 1994.


 

Раздел 1. Методика обучения грамоте

 

Тема. Научные основы обучения грамоте: механизмы чтения и письма.

План:

1. Психологические основы современной методики обучения грамоте.

2. Лингвистические основы современной методики обучения грамоте.

 

«Обучение грамоте» - это раздел методики преподавания русского языка, в котором рассматривается процесс формирования у младших школьников навыков первоначальных навыков чтения и письма.

Основные школьные учебники, специально предназначенные для этого периода обучения: «Букварь», «Азбука», «Прописи».

С точки зрения психологической, в основе Методики обучения грамоте лежат закономерности и механизмы процесса чтения.

Как осуществляется процесс чтения? Согласно исследованиям Егорова Т.Г., (Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953), чтение – это вид речевой деятельности, для которой характерны две ступени: «Одна находит свое выражение в движении глаз по строке и речезвукодвигательных процессах», вторая – «в движении мыслей и чувств, вызванных содержанием читаемого». Первые два действия – это техническая сторона чтения (характеризуется такими качествами, как правильность и беглость), третье «действие» - это эмоционально-логическая сторона чтения (характеризуется такими качествами, как сознательность и выразительность).

По вполне понятным причинам в период обучения грамоте особые затруднения у учащихся вызывает техническая сторона чтения. Рассмотрим ее подробнее. Вся информация, которой пользуется человек, закодирована, зашифрована с помощью специальных значков (букв). Прочитать – значит перекодировать буквенные знаки в звуковые и смысловые единицы. Процесс перекодирования проходит три ступени: экскурсия (зрительное восприятие буквенных знаков, перевод их в звуковой код и подготовка органов речи к произнесению звукового комплекса); выдержка (само произношение); рекурсия (возврат органов речи в исходное состояние).

Специальные исследования показывают, что процесс перекодировки протекает по-разному в зависимости от того, какую именно единицу (слог определенной структуры, слово) мы читаем.

Покажем это с помощью графиков:

 

1. Чтение слога = одному главному звуку

А

 

 

2. Чтение прямого открытого слога типа «слияние»:

Ма

 

3. Чтение закрытого слога типа «слияние + согласный звук».

 

Задание: Прокомментируйте эти графики. Попробуйте самостоятельно составить графики перекодировки при чтении слогов: АМ, ТРИ, БОКС и др.

Методический вывод (1): в период обучения грамоте учитель должен предусмотреть использование таких методов и приемов обучения чтению, которые помогли бы учащимся преодолеть трудности перекодировки при чтении слогов разных структур.

Процесс чтения начинающего читателя по многим параметрам существенно отличается от процесса чтения опытного чтеца (Егоров Т.Г.)

Задание. Познакомьтесь с таблицей, попробуйте ее прокомментировать, выделив характерологические особенности процесса чтения ребенка, который только учится читать в сравнении с опытным читателем

  Психологические особенности процесса чтения начинающего читателя. Психологические особенности процесса чтения опытного чтеца.
  Затрудняется с переводом букв в звуки, не умеет их соотносить. Владеет навыком перевода букв, знаков в звуковые единицы
  «Поле чтения» - одна буква или слог. «Поле чтения» - 2-3 слова.
  Читает, возвращаясь к предыдущему слогу, букве. Читает, возвращаясь по строке, чтобы осмыслить прочитанное.
  Читает «по догадке», которая часто приводит к ошибкам. В чтении присутствует «догадка», угадывает слово по его внешнему виду.
  Осмысление прочитанного происходит после чтения. Осмысление осуществляется, в большинстве случае, одновременно с прочтением.
  Не владеет техникой «чтения про себя». Развито чтение «про себя», которое способствует беглости и осознанности процесса чтения.

 

Методические выводы (2): в процессе формирования у младших школьников навыков первоначального чтения необходимо:

а) развивать «поле чтения», равное слогу, слову;

б) развивать фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез;

в) учить детей осмысливать читаемое, используя специальные приёмы;

г) тренировать в чтении «про себя».

С точки зрения лингвистической, в основе методики обучения грамоте лежат особенности русской графической системы. Графика – это раздел языкознания, который изучает вопросы соотношения букв и звуков в языке, а также, способы буквенного обозначения звуков.

Какие же особенности русской графики необходимо учитывать в методике обучения грамоте?

1. Главной особенности русской графики является то, что она имеет звуковой характер. Русское письмо – звуковое, фонемное. Это означает, что каждому графическому знаку (букве) соответствует звук, или фонема.

Есть ли исключение из этого закона?

Все ли языки так устроены? Каковы, по-Вашему, особенности китайской, японской, английской графических систем?

Методический вывод (3): если русская графика имеет звуковой характер, то и метод обучения чтению в русской школе должен быть звуковым. То есть в период обучения грамоте основным объектом анализа и синтеза должна стать звучащая речь, звуки, фонемы.

2. Фонем в русском языке много: 6 гласных и 37(35) согласных. Они делятся на группы (классифицируются) по целому ряду признаков: артикуляции, акустике, участию в образовании слога и др.

Методический вывод (4): в период обучения грамоте необходимо предусмотреть знакомство учащихся со всем разнообразием фонем, их классификацией, учить детей различать фонемы по основным признакам, развивать фонематический слух.

3. Фонемы могут находиться в сильной и слабой позициях. Основное значение фонемы проявляется в сильной позиции (вода), в слабой – слышим ее вариант. Сильная позиция для гласных – позиция под ударением, для согласных – перед гласным непереднего ряда, а также в абсолютном конце слова.

Методические выводы (5-6):

· При обучении чтению и письму необходимо учить детей практически учитывать позицию фонемы в процессе перекодировки (учить так называемому позиционному чтению);

· Для выделения нового звука предпочтение отдавать словам, в которых он (новый звук) находится в сильной позиции.

4. Основным принципом русской графической системы является слоговой принцип. Сущность его заключается в том, что звуковое значение буквы проявляется только в слоге. Поясним это на примерах.

Буква «д» может иметь разное звуковое значение, которое мы определяем только в том случае, если буква находится в окружении других букв, то есть в слоге:

«д»: дон день код

↓ ↓ ↓

[д] [д’] [т]

В слове [пал’анъ] звуковые значения всех букв проявляются только в слоге. Прокомментируйте это утверждение. Приведите свои примеры, раскрывающие сущность слогового принципа русской графики.

Методические выводы (6-7):

· Основной единицей чтения и письма является слог.

· Научить детей читать по буквам невозможно. Дети, читающие «по буквам» допускают много ошибок. Их необходимо «переучить» - показать им приемы графического анализа слова и научить сливать звуки в слоги, то есть читать по слогам.

5. Слоги могут быть разных структур. Наиболее распространенные слоговые структуры в русском языке следующие (г – гласный звук, к – согласный):

г - аист ссг - трава
гс – ум сссг - страна
сг - молоко гсс - аист
сгс - сон сгсс - куст

 

Специальные исследования показывают (Горецкий В.Г., Шанько А.Ф.), что звуки (фонемы) внутри слога характеризуются разной степенью связанности (слитности). В частности, звуки внутри прямого открытого слога (сг) отличаются высокой степенью слитности: каждый из звуков несет в себе призвук соседнего звука. Такой слог называют «слиянием».

Прочитать такой слог – значит слитно произнести два звука. Это очень трудно. Поэтому К.Д. Ушинский называл слияние «ключом к овладению грамотой».

Как Вы понимаете это утверждение К.Д. Ушинского?

Звуки, находящиеся за пределами «слияния», отличаются относительной самостоятельностью. Они произносятся «по очереди»:

А – ист

Методические выводы: (8-9)

· В период обучения грамоте необходимо учить детей сознательно ориентироваться в структуре слога. Это поможет им преодолеть трудности перекодировки букв в звуки.

В русской графике для обозначения твердых и мягких согласных звуков используются одни и те же буквы согласных:

Тик – так

↓ ↓

[т’] [т]

Существуют способы обозначения мягкости – твердости согласных:

· С помощью ъ и ь;

· С помощью букв гласных.

Методический вывод (10):

В период обучения грамоте необходимо практически познакомить детей со всеми способами обозначения мягкости – твердости согласных звуков.

6. В русской графике существуют разные способы обозначения звука [й] на письме:

Буквой «й» - на конце слов (май, чай);

в середине слов перед согласным звуком (чайник)

Буквами е, ё, ю, я – перед гласным звуком (яма, ёлка, красивые).

Методический вывод (11)

· В период обучения грамоте необходимо познакомить детей со всеми способами обозначения звука [й].

 

Литература к разделу.

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1986.

2. Бугрименко Е.П., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М,, 1993.

3. Занимательное азбуковедение /Сост. В.Волина. – М., 1991.

4. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953.

5. От «Азбуки» И.Федорова до современного букваря. – м., 1974.

6. Соловейчик М.С. и др. Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям: Пособие для учителя. – Смоленск, 2007.

7. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М, 1976.

8. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. /Сост. Агаркова А.Г., Бугрименк Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. – М., 1993.


 

Лекция 2.

 

Тема. Процесс обучения грамоте. Содержание и структура уроков чтения в подготовительный период обучения грамоте.

План

1. Общее понятие о процессе обучения грамоте.

2. Задачи, содержание и структура уроков чтения в подготовительный период обучения грамоте.

3. Методика изучения основных фонетических понятий в подготовительный период обучения грамоте.

 

Весь процесс обучения грамоте традиционно принято делить на два больших периода: подготовительный и основной.

Подготовительный период имеет своей целью создание базы (психологической, педагогический, лингвистической) для подготовки ребенка к овладению чтением и письмом. Этот период в некоторых методических пособиях называют добуквенным, подчеркивая тем самым, что он не предусматривает изучения букв. Продолжительность подготовительного периода может быть разной: от 7 до 25-28 учебных часов. Согласно новым программам и учебникам, а также Федеральным образовательным стандартам (второго поколения) сроки подготовительного периода обучения грамоте составляют 24-26 учебных часов.

Основной период обучения грамоте предназначен для знакомства учащихся со всеми буквами русского алфавита и формирования у них первоначальных навыков чтения и письма. Он продолжается до конца третьей учебной четверти.

Задачи подготовительного периода обучения грамоте состоят в том, чтобы:

1) Организовать класс на работу, познакомить детей с требованиями школьного распорядка, правилами поведения в школе, гигиеническими требованиями и др.

2) Познакомить детей с понятием «речь», внешней и внутренней, деловой и картинной, устной и письменной речью, учить составлять связный рассказ по картинке или серии рисунков, а также на тему, по вопросу и др.

3) Сформировать понятие о предложении, познакомить с правилами его оформления в устной и письменной речи, учить составлять предложения (по опорному слову, вопросу, на тему, по картинке и т.д.)

4) Познакомить с понятием «слово», учить отличать настоящие слова от «ненастоящих» слов, учить объяснять значения слов, группировать слова по их лексическому значению и т.д.

5) Познакомить детей с понятием «звук речи», учить производить полный звуковой анализ слов с составлением звуковой схемы-модели. Развивать фонематических слух детей.

6) Познакомить с понятием «ударение», учить практически отличать ударные гласные звуки от безударных, правильно выделять в словах ударный слог.

7) Развивать и воспитывать детей.

8) Познакомить с понятием «слог», учить делить слова на слоги, составлять соответствующую схему слова.

Содержание уроков чтения в подготовительный период обучения грамоте обусловлено характером поставленных задач и связано с формированием системы фонетических понятий: слог, ударение, звуки речи и др.

Выделяют уроки двух типов: с изучением нового материала и уроки закрепления изученного.

Урок с изучением нового материала имеет следующую структуру:

I. Актуализация прежних знаний.

II. Постановка познавательной задачи урока.

III. Открытие нового знания.

IV. Применение нового знания на практике.

V. Рефлексия: выявление уровня усвоения материала.

Структура урока второго типа – урока закрепления изученного – может быть следующей:

I. Актуализация прежних знаний.

II. Упражнения на закрепление изученного.

III. Рефлексия.

Остановимся подробнее на характеристике содержания урока 1 типа.

На I этапе (актуализация прежних знаний) проводится повторение изученных речевых и фонетических понятий, их систематизация. С этой целью используются разнообразные аналитические и синтетические упражнения: рассматривание сюжетной картинки и составление по ней рассказа, озаглавливание его, выделение из рассказа отдельных предложений, их анализ (с составлением линейной схемы), лексические упражнения на объяснение и уточнение значений слов, деление слов на слоги, составление звуковой схемы-модели слов, а также и игровые упражнения: «Живые слова», «Живые слоги», соедини картинки и схемы слов, распредели картинки на две группы, найди лишнюю (картинку или схему-модель), упражнения на переконструирование и распространение предложений (игра «Волшебная коробка») и др.

Познавательная задача урока вытекает из анализа фонетического материала и выявления нового, не известного еще детям понятия.

На этапе изучения нового материала путем эмпирического общения учащиеся анализируют звучащую речь, выявляют существенные признаки нового понятия, знакомятся с его названием (термином), делают выводы и обобщения. (Подробнее об этом смотри в 3 вопросе настоящей лекции).

На этапе закрепления изученного используются разнообразные упражнения в анализе звучащей речи (см. выше). Используются карточки, доски, счетные палочки, цветные карандаши и фломастеры и др.

Задание для самостоятельной работы: в букварях и азбуках найдите примеры разнообразных упражнений, используемых для закрепления фонетических понятий. Раскройте их назначение, кратко опишите содержание и порядок проведения.

 

Остановимся подробнее на особенностях изучения основных речеведческих и фонетических понятий в подготовительный период обучения грамоте.

 

«Речь»

В лингвистической литературе понятие «речь» определяется как деятельность, направленная на общение людей друг с другом. Речь - это само общение людей между собой. Основным средство общения выступает язык. В речи (речевой деятельности) участвуют говорящий (тот, кто обращается с речью) и адресат (слушающий, воспринимающий речь).

 

Задание для самостоятельной работы: на страницах букваря М.С. Соловейчик найдите схематическое изображение речевой деятельности. Прокомментируйте его.

 

На страницах букваря дети знакомятся с основными видами речи: «вежливая речь», «хорошая речь», «картинная речь», «деловая речь», «устная и письменная речь».

Задание для самостоятельной работы: В букваре М.С. Соловейчик найдите страницы, связанные с изучением разных видов речи. Прокомментируйте каждый пример.

 

«Слово»

Слово – основная лексическая единица языка. Слово имеет значение. Основная функция слова – номинативная. Слово следует отличать от предмета, признака, действия. Предметы, например, существуют в действительности, окружают нас (парты, столы, стулья, тетради, карандаши и т.д.), с ними можно производить разные действия (операции): двигать, вытирать, садиться на них, точить (карандаши) и др. Слова же называют все, что окружает нас. Слово можно услышать, произнести, записать и др. Главная функция слов – номинативная. Например, слово «оса» – обозначает насекомое, слово «дерево» – называет растение, автобус – транспортное средство и т.д. А вот И.Токмакова придумала слово «плим». Можно ли его назвать настоящим словом? Почему?

Задание для самостоятельной работы: Найдите страницу в букваре М.С. Соловейчик, на которой происходит знакомство детей с понятием «слово». Как объяснить детям разницу между понятиями «предмет» и «слово»? Как показать разницу между настоящими и ненастоящими словами?

 

«Предложение»

Предложением принято называть высказывание о ком-то или о чем-то. Предложение выражает законченную мысль. Оно может состоять из одного и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Слова в предложении расположены в определенном порядке.

Предложение обладает целым рядом средств оформления в устной и письменной речи. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузой. Предложение обладает интонацией законченности (чаще всего к концу предложение голос понижается).

В письменной речи существуют следующие специальные правила оформления предложения:

· Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы;

· В конце предложения ставится знак препинания:.?!

· Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга (через пробел).

В период обучения грамоте учащиеся знакомятся с предложением как частью текста (рассказа, составленного по картинке). Учитель предлагает детям сосчитать, сколько отдельных «кусков» в составленном детьми рассказе. Каждый отдельный «кусочек» текста - это – предложение. Каждое предложение выражает законченную мысль. Может быть предложено задание сказать предложение о том-то или о том-то. Учитель знакомит детей с правилами оформления предложения сначала в устной, а затем в письменной речи. Усвоению правил оформления предложений в письменной речи помогает такой прием, как составление линейной схемы предложения (см. в букварях и азбуках). Желательно сразу же познакомить детей со способами обозначения правил предложения (подчеркнуть заглавную букву в первом слове, пробелы и знаки препинания в конце предложения).

Задание для самостоятельной работы: В букваре М.С. Соловейчик найдите примеры упражнений аналитического и синтетического характера, направленных на усвоение понятия «предложение».

 

«Слог»

Проблема слогоделения и определения понятия «слог» в русском языке не имеет единого решения. Существует несколько теорий слога. Наиболее распространенные из них две. Одна – теория сонорности (звучности). Согласно этой теории, слог – это сочетание звуков, имеющих разную степень звучности. Слог строится по закону восходящей звучности (то есть границы слога совпадают со звуками высокой звучности- гласными). В этом случае деление слова на слоги будет выглядеть так: у – че – бни – ки.

Вторая теория – теория максимального напряжения, согласно которой в каждом слоге максимальное напряжение нарастает, а затем падает (не противоречит теории звучности). Деление слов на слоги выглядит так: ру-чка.

При делении слов на слоги с первоклассниками необходимо исходить из понимания слога как естественной произносительной единицы речи, то есть звука или группы звуков, произносимых на одном толчке воздуха, на выдохе. Важно приучить детей доверять своему произношению: стоит проговорить слово так, как кричат на стадионе «хо-ро-шо», то есть проскандировать его, и оно само распадется на «куски», на слоги: ку-кла, ку-сты и т.д.

Помогут детям поделить слово на слоги следующие приёмы:

· скандированное произнесение слова (как на стадионе);

· прохлпывание и простукивание.

А – «Ладошка под подбородок»? Можно ли пользоваться этим приемом?

Фонетическое деление слов на слоги не всегда совпадает с членением слова для переноса. Фонетические слоги – почти всегда открытые (Л.В. Бондаренко, Г.М. Богомазов). Исключение составляют слоги с сонорными или последние слоги в слове.

Следует отметить, что современные нормы переноса слов допускают перенос, соответствующий фонетическому слогоразделу: ме-дведь, де-ре-вья и др.

Из этого правила есть исключения. Какие?

Обозначать слоги в слове, как показывает практика, удобнее всего, подчеркивая каждый слог дужкой: молодец.

 

«Ударение»

Слоги в слове произносятся по-разному: одни – длиннее, другие – короче.

Ударным называется более длительный и сильный слог в слове. Безударные слоги произносятся кратко, гласные в них редуцированные, находятся в слабой позиции. Ударные слоги можно тянуть в слове и произносить с большей силой голоса: сравните слоги в словах «экскаватор», «машина», и «сорока».

Основные приемы выделения в слове ударного слога – акустические – связанные с наблюдением за произнесением слога. В школьной практике наиболее популярными оказались следующие:

· «Спроси слово» (с удивлением): Ча-а-айка? Это ча-а-айка?

· «Позови слово»: Ча-а-айка! Маши-и-ина!

Выделение ударного слога может сопровождаться некоторым движениями: взмахом руки, кивком головы и др.

Полезно использовать также прием перестановки ударения на другие слоги слова, чтобы убедиться, что ударение поставлено правильно.

Ударный слог обозначается специальным значком – черточкой над буквой гласного. Безударный слог (слоги) в слове также желательно обозначать. Это необходимо для дальнейшего обучения орфографии. Под буквой гласного в безударном слоге желательно ставить точку (.), показывая тем самым опасное место в слове.

 

«Звуки речи»

Звуки – мельчайшие «кирпичики» звучащей (устной) речи. Звуки мы слышим и произносим.

При знакомстве с этим понятием важно научить детей слышать и произносить изолированно каждый звук слова, составлять звуковую схему – модель слова, развивать фонематический слух детей.

Важно с первого же урока по этой теме познакомить детей с порядком звукового анализа слова. В последнее время в практике работы учителей используется порядок звукового разбора слова, предложенный П.С. Жедек. Он включает в себя следующие действия:

1. Скажи слово и послушай его. Подумай над его значением.

2. Произноси слово, акцентируя в нем первый звук. (Приемы акцентирования звука: протяжное произнесение (а-а-аист) или многократное произнесение (к-к-кот).

3. Произнесение звука и его характеристика. Обозначение звука соответствующей карточкой.

4. То же с остальными звуками слова.

5. Проверка по схеме-модели, правильно ли она составлена (все ли звуки обозначены).

 

«Звуки гласные и согласные»

Гласные и согласные звуки отличаются по целому ряду признаков:

Артикуляционному (при образовании гласных воздух проходит свободно, не встречая преград; при образовании согласных воздух проходит несвободно, встречает преграды);

Акустическому (в образовании согласных участвует шум и голос, или только шум; в образовании гласных – только голос);

Участию в образовании слога (гласные звуки образуют слог, согласные слога не образуют).

При этом главным квалификационным признаком гласного или согласного звука является артикуляция. Именно анализ особенностей артикуляции звука позволяет четко определить его вид. Покажите это на примерах.

-
о
При знакомстве с гласными и согласными звуками необходимо научить детей наблюдать артикуляцию звука, давать простейшие артикуляционные комментарии звуку.

Гласные звуки – «ртооткрыватели»,, согласные – ртосмыкатели»

Приемы работы над звуком: сравнительные артикуляционные комментарии ([а] - [м]); фонетический эксперимент («Попробуйте произнести звук [а], закрыв рот), дополнение схем-моделей (в букваре и азбуке), моделирование (составление звуковых схем-моделей), фонетическое конструирование (- Составьте слово, в котором есть три звука: один гласный и два согласных) и т.д.

Задание для самостоятельной работы: приведите примеры подобных упражнений на страницах букваря и азбуки.

 

«Согласные твердые и мягкие»

=
Твердые согласные отличаются от мягких по артикуляции: при образовании мягких согласных звуков (палатализованных) средняя спинка языка приподнимается к небу. Образуется как бы двойная преграда. Сравните произнесение звуков [з] - [з’], [к]- [к’]. На схеме-модели мягкие звуки показываются двумя чертами внутри квадратика

_
При образовании твердых согласных палатализации нет. Это непалатализованные звуки. На схеме обозначаются одной чертой внутри квадратика -..

 

Для учащихся начальных классов мягкие согласные от твердых отличаются по произношению: мягкие произносятся мягко (нежно, ласково), твердые – твердо (жестко).

Интересный способ, помогающий первоклассникам научиться четче отличать твердые и мягкие согласные, придумал Д.Б.Эльконин (см. Д.Б. Эльконин. Букварь) Он предлагает детям сравнить двух сказочных персонажей: Тома и Тима. Том – деревянный человечек, а Тим сделан из соломы, мягкий. Сравнивая звуки, учитель обращается к детям с вопросом: - Какие звуки, по-вашему, будут дружить с Томом, а какие – с Тимом. Почему?

Задание для самостоятельной работы: Составьте несколько упражнений на сравнение твердых и мягких согласных. Привлекайте Тома и Тима.

При изучении этой темы дети впервые встречаются с понятиями «парные» и «непарные» согласные звуки. Первые звуки совпадают по всем признакам, кроме твердости – мягкости: [т] - [т’]. В Звукограде (город на форзаце букварей и азбук) первые согласные живут рядом, в одном и том же домике. Непарные согласные могут быть или только твердыми [ж, ш, ц] или только мягкими [ч, щ, й]. Непарные согласные живут в отдельных домиках.

 

«Согласные звонкие и глухие»

По способу образования все согласные звуки в русском языке делятся на две большие группы в зависимости от участия в их образования шума и голоса: сонорные и шумные.

Шумные согласные, в свою очередь, подразделяются на шумные звонкие, в образовании которых участвуют шум и голос ([б],[в],[г],[д],[ж]), и шумные глухие, в образовании которых участвуют только шум ([п], [ф], [к], [с], [ш]). Звонкие и глухие шумные согласные образуют пары: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [3] - [с], [ж] - [ш]. Есть несколько непарных шумных глухих согласных: [х], [ц], [ш’], [ч].

Сонорные согласные образуются с помощью голоса и незначительного шума. Не случайно, поэтому, их называют полугласными: [р], [л], [м], [н], [й]. В школьной практике их нередко называют непарными звонкими согласными.

Знакомство с понятиями «звонкие – глухие» согласные осуществляется на основе сравнения первых звуков в словах, например, бочка – почка. Делается вывод о том, что звук [б] произносится звонко, «со звоночком», а звук [п] – глухо, «без звоночка». Первый звук – глухой, второй – звонкий. Детям показываются образцы обозначения этих звуков на схеме-модели. На уроке следует проанализировать как можно большее количество звуков, с тем, чтобы учащиеся осознали в полном объеме изучаемое понятие. Необходимо также обратить внимание на парные и непарные согласные звуки.

Задание для самостоятельной работы: в букварях и азбуках найдите разнообразные упражнения на закрепление понятия «звонкие-глухие согласные», прокомментируйте их.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
УМК «Школа России» | Лекция 3
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.