Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

УМК «Школа России»

Лекция № 3

Тема. Общая характеристика современных учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку для начальной школы.

 

План

1. УМК «Школа России»

2. УМК «Гармония»

3. УМК «Школа – 2100»

4. УМК «Перспективная начальная школа».

5. Образовательная система Л.В. Занкова

6. Образовательная система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

 

В последнее десятилетия в педагогической науке и практике появилось новое понятие – учебно-методический комплект (УМК). Учебно-методический комплект для начальной школы (УМК) представляет собой систему дидактических средств обучения предмету, созданную в целях наиболее полной реализации образовательных задач, сформулированных стандартом и программой, содействующих формированию знаниевых компетенций обучающихся.

В УМК входит исходная концепция комплекта, программы учебных предметов, учебники, тетради на печатной основе, методические пособия для учителя, наборы таблиц и другие наглядные пособия, справочная литература и др.

Каждый УМК разрабатывается большим авторским коллективом ученых, методистов, педагогов-практиков.

В настоящее время Министерством образования РФ для начальной школы рекомендованы несколько УМК. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Авторский коллектив:

В.Г. Горецкий и др. «Русская азбука».

Л.М. Зеленина и др. «Русский язык».

Л.Ф. Климанова и др. «Родная речь».

Главная концептуальная идея комплекта, сформулированная авторами: «Школа России должна стать школой духовно-нравственного и образовательного развития». В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все лучшее, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы. Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование.

Цели обучения русскому языку: духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи. Основные особенности построения программы: изучение языка в единстве всех его сторон (фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса), постепенное нарастание трудностей в предъявлении учебного материала, постоянный возврат к уже изученному, но на новой основе (принцип концентризма), проблемно-поисковый подход в организации обучения, развитие творческих способностей ребенка, ежедневная работа над обогащением его речевой практики.

«Гармония»

Авторский коллектив:

М.С. Соловейчик и др. Букварь (в 2-х частях)

М.С. Соловейчик и др. Русский язык. К тайнам нашего языка.

О.В. Кубасова. Литературное чтение. Мои любимые страницы.

Особенности комплекта: преодоление объективно сложившегося в конце 20- начале 21 в. противоречия между традиционной и развивающей системами в начальном образовании на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению педагогических и методических проблем; воплощение основных направлений модернизации школьного образования; обеспечение условий для формирования у младших школьников основ учебной деятельности.

Общая характеристика программы по русскому языку: цель обучения – осознание ребенком себя как языковой личности и формирование у него на этой основе уважения к языку и себе как его носителю. Осуществление коммуникативного подхода в изучении языка; обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития орфографической зоркости и орфографического самоконтроля; расширение круга сведений о способах выполнения языковых и речевых действий; введение в программу сведений по культуре речи; развитие речи детей путем знакомства их с конкретными стилями и жанрами (записки, письма, поздравления, загадка, дневниковых записей, воспоминаний, словесных зарисовок и др.); тщательный отбор и проработка дидактического материала в учебниках.

 

«Школа – 2100»

Авторский коллектив:

Е.В. Бунеева и др. Моя любимая азбука.

Р.Н. Бунеев и др. Учебники по чтению из серии «Свободный ум».

Е.В. Бунеева и др. Русский язык.

Педагогические принципы, положенные в основу комплекта: личностно-ориентированные (адаптивности, развития, комфортности); культурно-ориентированые (картины мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, опоры на культуру как мировоззрения и как культурный стереотип); деятельностно-ориентированные принципы (обучения деятельности, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика (зона ближайшего развития), опора на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип, или принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества).

Особенности программы по русскому языку: формирование орфографической зоркости детей на основе целенаправленной работы над составом слова, его лексическим значением в сочетании со звуко-буквенным анализом; введено понятие «орфограмма», названы опознавательные признаки орфограмм; состав слова и лексика – «сквозные» темы курса; увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации; сведения о частях речи вводятся раньше – в период обучения грамоте; изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного обучения; выдержан единый подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.

УМК «Перспективная начальная школа»

Авторский коллектив:

Агаркова Н.Г. и др. Азбука

Чуракова Н.А.и др. Русский язык.

Чуракова Н.А. Литературное чтение.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной работы с работой в малых группах, коллективной работой позволяют создать педагогические условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого учебника.

Основное содержание системы «Перспективная начальная школа»: формирование в сознании школьников целостной научной картины мира на доступном материале из таких областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществоведение, экономика, искусство, физическая культура. Преподавание каждого предмета базируется на интерактивной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2 | Лекция 1
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 7254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.