КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 2
Тема. Русский язык как учебный предмет в начальных классах. Воспитательное и образовательное значение русского языка, его место в системе начального обучения. Задачи и содержание начального обучения русскому языку.
План. 1. Особенности предмета «русский язык» в начальной школе. 2. Значение изучения предмета «русский язык» в начальной школе. 3. Задачи и содержание начального обучения русскому языку.
«Русский язык» - ведущий предмет в учебном плане начальной школы. На его изучение отводится 9-10 часов в неделю. По отношению к начальному обучению, Это предмет синтетический, комплексный. Составляющие этого предмета: Обучение грамоте (уроки обучения первоначальному чтению и письму) – 1 класс Фонетика, грамматика и орфография (уроки грамматики и орфографии) – 1,2,3,4 классы. Литературное чтение (уроки литературного чтения) – 1,2,3,4 классы. Развитие речи(уроки развития речи, или риторики) – 1,2,3,4 классы.
Изучение русского языка имеет огромное значение для формирования личности младшего школьника. Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. «В языке одухотворяется весь народ и его родина», - писал К.Д. Ушинский в своей работе «Родное слово». «Родной язык – величайший учитель, который учил детей и тогда, когда не было еще ни книг, ни школы». (М.Р. Львов). Изучая язык, ребенок впитывает в себя историю, быт, культуру, духовные ценности народа. Он приобщается к историческим корням своих предков, постигает традиции своего народа, его прошлое и настоящее. Изучая язык, родную литературу, дети усваивают нравственную чистоту народа: совестливость, радушие, доброту, милосердие. Русский язык – основа, база всей системы образования. В процессе его изучения формируется три основополагающих, фундаментальных навыка: чтения, письма и говорения. Без этих навыков никакое обучение вообще невозможно. Постоянные занятия языком обогащают и развивают интеллект ребенка. Никакой другой предмет не способен так развить человека, как изучение языка», - писал К.Д. Ушинский. Все это определяет значимость предмета «русский язык» в системе школьного образования. Задание для самостоятельной работы: Приведите свои аргументы, доказывающие огромное значение изучения русского языка для формирования личности ребенка. Задачи и содержание начального обучения русскому языку регулируются Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования. ФГОС – это федеральный нормативный документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускника начального звена общеобразовательной школы. С 2011-2012 уч. года начальная школа начала работать по ФГОСам второго поколения. Она характеризуется целым рядом особенностей. В новых стандартах несколько смещаются акценты в постановке приоритетных целей и задач начального образования. Если в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму и счету, а критерием его успешности – уровень сформированности предметных умений и навыков, то стандарты второго поколения делают акцент на формировании в начальной школе основ учебной деятельности ребенка: системы учебных и познавательных мотивов, умений принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать учебные действия и их результат и так далее. В стандартах особо подчеркивается что «особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способности к самостоятельной учебной деятельности в дальнейшем» (1, с.6). Наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младших школьников – умением читать, писать, считать), в программном содержании представлен деятельностный компонент, что, по мнению авторов стандартов, «позволит соблюсти баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения» (1, с.6) Совершенно новым в стандартах второго поколения стало выделение так называемых «метапредметных», или «надпредметных» знаний, умений и способов деятельности. Эти компетенции формируются средствами каждого учебного предмета, таким образом появляется возможность объединить усилия для решения общих задач обучения и воспитания школьников в рамках разных предметов, преодолеть узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. Значительно изменился сам текст программ по разным учебным предметам. Рассмотрим в качестве примера программу по русскому языку для начальной школы. Она состоит из пояснительной записки, общей характеристики содержания курса и тематического планирования материала в III вариантах. В пояснительной записке к программе определяются цели и задачи курса, отмечаются, что курс русского языка в начальной школе имеет познавательно-коммуникативную и социокультурную направленность. «Курс «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников». (1, 10). Курс «Русский язык» представлен традиционными для начальной школы содержательными линиями: система языка; орфография и пунктуация; развитие речи. В содержании курса выделен раздел «Виды речевой деятельности» (слушание, говорение, чтение и письмо), призванный обеспечить развитие коммуникативных способностей учащихся на разных уровнях. Разделы «Обучение грамоте», «систематический курс русского языка» отличаются уже сложившимися подходами к содержанию и объему изучаемого материала. В программе определяется итоговый уровень учебных достижений учащихся в части их лингвистического образования и речевого развития, который включает: - достаточный объем знаний о системе и структуре русского языка, умения использовать знания в типовых и творческих ситуациях; умения осуществлять поиск в разных источниках (учебник, объяснение учителя, дополнительная литература) необходимой информации, анализировать и обобщать ее; - умения участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения при соблюдении норм речевого этикета, составлять несложные устные монологические высказывания, составлять несложные письменные тексты; - умения писать в соответствии с орфографическими и пунктуационными правилами, анализировать прочитанный учебный текст, пользоваться словарями и справочными источниками; - сформированность общеучебных знаний и универсальных действий, отражающих учебную самостоятельность и познавательные интересы обучающихся (принятие учебной задачи; мотив учебного действия, умение подбирать способ решения учебной задачи, адекватной поставленной цели, контроль и самоконтроль). Как видим, весь этот перечень выстроен на языке умений, действий, способов действий, что еще раз подчеркивает деятельностную направленность всего процесса обучения в начальной школе, на современном этапе Как уже отмечалось, в программе по русскому языку содержится тематическое планирование учебного материала в 3 вариантах (базовый вариант и два варианта с расширенным изучением некоторых разделов курса, рассчитанные на хорошо подготовленных учащихся или учащихся с родным (нерусским) языком обучения). В тематическом планировании определяется основное содержание курса, представлен примерный перечень тем в рамках каждого раздела, а также, что является совершенно новым, дана характеристика деятельности учащихся при изучении каждой темы. В этой последней части названы те общеучебные (метапредметные) действия и способы деятельности, которыми должны овладеть ученики, изучая материал. Покажем это на конкретном примере. Тематическое планирование, 1 вариант (базовый). Раздел «Состав слова». Содержание курса: Форма слова. Окончание. Основа слова. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корнях. Суффикс. Приставка. Образование слова при помощи суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Тематическое планирование Окончание как часть слова. Изменение формы слова при помощи окончания. Неизменяемые слова. Основа как часть слова без окончания. Корень как часть слова и общая часть родственных слов. Однокоренные (родственные) слова. Корень слова с чередованием согласных. Суффикс и приставка как части слова. Значение суффиксов и приставок. Образование слов при помощи суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Характеристика деятельности учащихся. Анализировать таблицу «Правильно изменяй формы слова», использовать ее как алгоритм при самостоятельном изменении слова. Группировать слова по заданному принципу (с общим корнем, с однокоренными приставками или суффиксом). Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду форм слов). Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова. Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно). Анализировать текст с установкой на поиск в нем родственных слов, слов с заданными приставками, суффиксами. Объяснять значение слова – давать развернутое его толкование. Определять состав слова, приводить доказательство («Докажите…..») Мы видим, что если объем и содержание программного материала мало изменились по сравнению со старыми программами, то раздел «Характеристика деятельности учащихся» является совершенно новым. Он значительно расширяет «поле» деятельности и учителя, и учащихся. При изучении каждой конкретной темы учитель должен позаботиться о формировании определенных программой учебных действий и стоящих за ними компетенций. Основным направлением работы, а также важнейшим критерием оценки образовательного процесса в рамках каждой пройденной темы становится уже не только освоение обязательного минимума содержания образования, а овладения системой конкретных учебных действий с изучаемым материалом. Все это предъявляет новые требования к личности учителя, которому предстоит осваивать эти стандарты. До настоящего времени учитель должен был в основном определять содержание изучаемого материала, дозировать его, планировать урок и проводить его с использованием новых интерактивных методик и технологией. Теперь ситуация коренным образом меняется. Мы должны поднять учителя на новую, более высокую степень в его развитии, сформировать у него такие качества и умения, как: · Определять содержание учебного материала и ставить задачи его изучения на предметном, метапредметном и личностном уровнях. · Выстраивать содержание и логику каждого урока, а также учебно-воспитательного процесса в целом с учетом поставленных задач. · Каждое учебное задание доводить до требуемого результата: то есть не просто до его выполнения, но и до осознания того, каким способом ученик действовал при его выполнении, каков алгоритм того или иного действия, как изменится способ действия от изменения условий выполнения задания и т.д. · Учитель должен учитывать возможности каждого отдельного ребенка в усвоении учебного материала, соотносить критерии и условия оценки его учебных достижений с его возможностями и способностями, различать то, чему выпускник начальной школы должен научиться (овладение опорным материалом и опорными элементами) в рамках каждой темы, и то, чему выпускник получит возможность научиться, то есть тот повышенный уровень достижений, который смогут продемонстрировать отдельные мотивированные и способные учащиеся. · Планировать личностные и метапредметные результаты изучения материала (личностные, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные и коммуникативные). · Учитель должен владеть современными методиками и технологиями обучения, в том числе компьютерными, позволяющими осуществлять учебный процесс на современном уровне. · Учитель должен овладеть высоким уровнем рефлексии результатов учебно-воспитательного процесса, овладеть технологиями оценки уровней достижений каждого учащегося и класса в целом; · Уучитель должен быть исследователем, умеющим выявить и осознать проблему, наметить пути ее решения на теоретическом и практическом уровнях, использовать результаты своих научных исследований в учебном процессе.
Литература 1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных класса. М., 2000 г., 464 с. 2. Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М., 2010 г., 317 с. 3. Мали Л.Д. Проблемы совершенствования подготовки учителя начальных классов в связи с переходом к государственным образовательным стандартам второго поколения- В. ст. «Современное образование: научные подходы
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |