Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1

Тема. Методика обучения русскому языку как педагогическая наука. Ее предмет, задачи. Связь методики с другими науками. Актуальные проблемы методики.

 

План

1. Предмет и задачи методики как педагогической науки.

2. Принципы методики русского языка.

3. Связь методики с другими науками.

4. Актуальные проблемы методики начального обучения русскому языку.

 

Методика обучения русскому языку как педагогическая наука ведет свое начало с середины 19 в. В 1861 году был издан первый учебник по методике – книга Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка». У истоков методики стояли такие известные ученые, мыслители, как К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, Д.И.Тихомиров, В.П.Вахтеров, А.М. Пешковский, В.П.Шереметьевский и др.

Методика – самостоятельная наука. Она относится к педагогическим наукам. Особенно тесно связана с дидактикой. Как известно, дидактика рассматривает общие проблемы теории обучения: цели и задачи обучения, средства, методы, формы, приёмы, современные образовательные технологии и др. Дидактика – это общая теория обучения. Методика же – частная теория обучения, теория обучения какому-либо конкретному предмету (русскому языку, математике и др.). Все проблемы дидактики в методике, например, русского языка рассматриваются применительно к обучению русскому языку.

Предмет методики обучения русскому языку и литературе – процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Что понимают под процессом обучения?

Сущность понятия «процесс обучения» в настоящее время трактуется как единство четырех компонентов: целей обучения, содержание обучения, преподавания и учения. М.Р.Львов включает в это понятие еще один компонент: результаты обучения. Как, по-вашему, правомерно ли это?

Эти компоненты тесно связаны между собой, взаимозависимы и взаимообусловлены.

Вопрос для размышления: В чем, по-вашему, проявляется взаимообусловленность названных компонентов процесса обучения?

Условно ограничим один компонент процесса обучения от другого и рассмотрим в отдельности.

Цели обучения. Цель – это ожидаемый результат, то, что хочется осуществить, четко описание желательного состояния, которое предполагается достигнуть. Цель обучения – это четко прорисованные результаты обучения, которые продумываются и прописываются изначально. В педагогике и методиках принято говорить о приединой цели (обучения, воспитания и развития). Понятие «цели обучения» - систематизирующий компонент процесса обучения. Именно цели в значительной степени влияют на содержание обучения, деятельность учителя и ученика. Цели могут быть определены по отношению к процессу обучения в целом, а также к каждому конкретному уроку. Цели реализуются через систему конкретных задач. Цели и задачи обучения прописываются в образовательных программах, методических рекомендациях к изучаемым курсам, в конспектах уроков. В последнее время в контексте целей и задач обучения употребляется также термин «учебная задача». Учебная задача – это цель, уточненная в конкретных условиях обучения. Например, на конкретном уроке русского языка или литературного чтения может быть поставлена одна образовательная цель и множество учебных задач, которые сопровождают каждый этап урока, каждое задание или вид работы на уроке.

Задание для самостоятельной работы. Познакомьтесь с фрагментами конспекта урока по русскому языку во 2 классе и выделите в нем формулировки образовательной цели урока и учебных задач. Как они соотносятся друг с другом?

Тема урока. Знакомство с понятием «родственные слова», «корень» (Учебник М.С. Соловейчик и др. «К тайнам нашего языка»)

Цель (образования): 1) помочь детям осмыслить опознавательные признаки родственных слов; 2) учить выявлению этих признаков; 3) познакомить с понятием «корень» слова и способом его нахождения; 4) начать сопоставление звучания и написания корней родственных слов.

1. Введение в тему урока.

- Сегодня на уроке мы будет открывать новые секреты слов. А какие – подскажет заголовок следующей части учебника. Прочитайте его. (Собираем «родственников»).

- Вместе с нами этот заголовок прочитал Антон и очень удивился, что нужно было привести на уроках бабушку, дедушку, маму, папу и сестру. Как вы думаете, так ли он понял заголовок? А вы догадались, каких «родственников» мы будет собирать на уроке? (наверное, слова).

- Да. Мы будет открывать тайный «родственных» слов.

II. Знакомство с признаками родственных слов.

- Понаблюдаем за словами. Например, было слово «сахар». Появилась посуда для сахара. Как её назвали? (Сахарница.) Почему именно так?

- А когда люди научились мелко дробить сахар и получили из сахара песок. Как его назвали? (Сахарный.) Почему? А известно ли вам слово «посахарить»? Можете ли вы объяснить его значение?

- Вот как интересно: все слова разные, а объяснили мы их с помощью одного и того же слова. Можем ли мы эти слова назвать родственниками? Почему?

- Сравните свой вывод с выводом авторов учебника. Попробуйте теперь ответить на вопросы: какие слова называются родственниками? Почему их так назвали?

Содержанием обучения называют то, чему обучают на уроках русского языка и литературного чтения. Оно находит свое отражение в программах и учебниках для начальной школы. До 80-х годов 20 в. все школы РФ работали по единой программе и единым учебникам. В последние десятилетия 20 в. ситуация резко изменилась. И в настоящее время мы имеем большое разнообразие учебно-методических комплектов, утвержденных Министерством образования РФ («Школа России», «Школа – 2100», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Начальная школа 21 в.» и др.). Кроме программ и учебников, содержание обучения раскрывается также в Федеральных государственных образовательных стандартах. Они регулируют содержание образовательных программ, не допускает слишком большого разброса в объеме изучаемого материала, и распределен его по годам обучения.

Задания для самостоятельной работы: «ФГОС второго поколения», «Примерные программы начального общего образования», «Примерная программа по русскому языку». Прочитайте главу «Содержание курса». Охарактеризуйте основные понятия фонетики, графики, лексики, морфологии и синтаксиса, которые изучаются в начальной школе.

Преподавание – это деятельность учителя в процессе обучения. Она разнообразна: постановка целей обучения, отбор содержания, планирование материала, разработка структуры и содержания урока, обдумывания каждого его этапа и вида работы, организация взаимодействия с детьми и др. В современной школе педагог в своей деятельности по обучению и воспитанию учащихся руководствуется принципами гуманной педагогики, личностно-ориентированного подхода в обучении, системно-деятельностного подхода в обучении и др.

Учение – это деятельность учащихся в процессе обучения: участие в осмыслении поставленной учителем учебной задачи, участие в исследовании с целью получения новых знаний: навечно, анализ изучаемого материала, обобщение, формирование выводов, определений и правил, выполнение практических работ на основе изучаемого материала, рефлексия и др. Учащиеся – активные субъекты процесса обучения, обладают устойчивым познавательным интересом к процессу обучения, отличаются познавательным интересом, активностью, инициативностью, самостоятельностью и другими качествами, необходимыми в учебном процессе.

Задание для самостоятельной работы. Посетите урок русского языка в начальной школе. Пронаблюдайте, как организуется взаимодействие учителя и учащихся в процессе обучения. Сумел ли учитель возбудить у учащихся интерес к изучаемой теме? Как ему это удалось? Усвоили ли дети изучаемый материал? Овладели ли они способами действия с новым материалом? Подтвердите свои наблюдения и выводы конкретными примерами с просмотренного Вами урока.

Итак, предметом методики русского языка как педагогической науки является процесс обучения русскому языку в начальной школе. Исходя из характеристики предмета методики, можно наметить ее задачи. Традиционно они формулируются в виде 4 вопросов, на которые призвана ответить методика:

1. Зачем учить? (Определение целей и задач обучения).

2. Чему учить? (Определение содержания обучения).

3. Как учить? (Определение методов, приемов форм и средств преподавания и учения).

4. Почему учить так, а не иначе? (Осмысление и выбор наиболее эффективных средств, форм, методов и приёмов обучения).

 

 

Принципом принято называть основное, исходное положение какой-либо теории, учения, деятельности людей. Принципы формулируются на основе изучения законов развития природы и общества, закономерностей какой-либо деятельности.

Методика как самостоятельная педагогическая наука в своем развитии опирается на целый ряд принципов.

Во-первых, это принципы дидактики, так называемые общедидактические принципы: воспитывающего и развивающего характера обучения, систематичности и последовательности, доступности и посильности, наглядности, сознательности и активности учащихся в процессе обучения, прочности, связи теории с практикой, осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и др.

В настоящее время актуальными для методики начального обучения русскому языку стали принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний в процессе обучения, прохождение материала более высоким темпом, осознание учащимися самого процесса обучения и др.

Есть ли у методики русского языка свои (методические) принципы обучения? Вопрос труден и не до конца исследован. Можно говорить о проблеме принципов в методике русского языка. Трудность решения этой проблемы обусловлена прежде всего тем, что не исследованы и не выявлены до конца законы и закономерности обучения русскому языку.

В работах Л.П.Федоренко «Принципы обучения русскому языку – (М., 1973 г.), «Закономерности усвоения родной речи» - (М., 1984 г.), предпринята попытка выделить основные закономерности развития речи ребенка речи посредством языка и сформулировать соответствующие принципы методики. Кратко охарактеризуем их:

1. Закономерность: при изучении языка необходимо обратить внимание на тренировку органов речи для совершенствования произносительных речевых навыков.

Принцип - развитие внимания к материи языка, к практическому развитию органов речи.

2. Закономерность: в языке соблюдается единство формы и содержания каждой языковой единицы.

Принцип – изучение языка с учетом «понимания языковых значений и синхронного развития лексических и грамматических навыков».

3. Закономерность: в процессе обучения языку происходит усвоение средств выразительности речи.

Принцип – внимание к выразительности речи, разграничение сообщающей и стилистической функций языковых знаков.

4. Закономерность: при обучении языку важно опираться на языковое чутье ребенка.

Принцип – развитие чувства языка, или языкового чутья у учащихся.

5. Закономерность: устной речью ребенок овладевает раньше, чем письменной.

Принцип – «опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной», опора на устную речевую практику ребенка.

 

Задания для самостоятельной работы: Познакомитесь с принципами методики русского языка. Объясните смысл каждого принципа. Воспользуетесь для этого работою Л.П. Федоренко «Принципы обучения русскому языку» (М.1973 г.)

 

 

Методика как педагогическая наука тесно связана с другими науками педагогического и лингвистического языка.

Прочитайте в учебнике М.С. Соловейчик «Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения» (М., 1993 г.) главу 1. «Методика обучения русскому языку на современном этапе её развития».

Составьте тезисные планы ответов на следующие вопрос:

1. Лингвистика как база методики обучения русскому языку.

2. Психология как база методики обучения русскому языку.

3. Педагогика как база методики обучения русскому языку.

 

 

Современная методика обучения русскому языку в начальной школе бурно развивается. Развитие осуществляется по всем ее линиям: методика обучения грамоте, методика изучения языковой теории, методика литературного чтения, методика развития речи. Создаются новые учебно-методические комплекты для начальной школы (концепции, программы, учебники и учебно-методические пособия к ним). Основные направления совершенствования методики: обеспечение развития учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе (развитие их интеллектуальной творческой деятельности, исследовательских умений и навыков, коммуникативных компетенций и др.)

С 2011-2012 учебного года начальная школа переходит на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (второго поколения). Ставится задача реализовать системно-деятельностный подход в начальном обучении: наряду со знаниевым компонентом (умениями читать, считать и писать) в программном содержании предусматривается деятельностный компонент (заложить основы учебной деятельности: систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, реализовывать и оценивать учебные действия и их результат). Новые программы начального обучения ориентированы не только на формирование предметных, но и межпредметных, или универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

В связи с этим разрабатываются и внедряются в школьную практику новые образовательные методики и технологии: технология взаимодействия, исследовательские методы и приемы, проектные методы, информационные и компьютерные технологии, технологии обучения в сотрудничестве, технологии организации самостоятельной работы (сбор новой информации, поиск информации, предоставление информации и др.).

 

Литература

 

1. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах /М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М., 2000 г.

2. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под редакцией М.С. Соловейчик. – М., 1993 г.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2008 г.

4. Примерные программы начального общего образования. – М, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

5. Арямова О.С., Мали Л.Д. Рекомендации для подготовки к государственному экзамену по методике обучения русскому языку и литературе в начальных классах. – Пенза, 2006 г., 43 с.


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Введение. Экономико-правовое содержание налоговых правонарушений | Лекция 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.