КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4
Тема: Методика обучения письму. Структура и содержание уроков письма в период обучения грамоте.
План 1. Сущность навыка письма. 2. Особенности содержания и структуры уроков письма на элементной стадии. 3. Особенности содержания и структуры уроков письма на буквенной стадии. 4. Типичные графические ошибки учащихся, приёмы их предупреждения и преодоления. Одной из важных задач обучения грамоте является формирование у учащихся полноценного навыка письма. Навык письма – синтетический навык. Он включает в себя три основных компонента: каллиграфический, графический и орфографический. Эти компоненты взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Условно их можно отграничить друг от друга и рассмотреть отдельно. Каллиграфический навык (от гр. «kalligraphia» - искусство писать четким и красивым почерком) – это навык красивого и правильного написания букв и их соединений в словах. Графический навык (от гр. «grapho» - пишу, черчу, рисую) – это навык обозначения звуков на письме соответствующими буквами, навык установления соотношений между звуками, единицами звучащей речи, и буквами – специальными значками, служащими для обозначения звуков на письме. Орфографический навык (от гр. «orphos» - правильный) – это навык правильного письма, предусматривающий соблюдение при письме норм русского правописания, орфографии. В период обучения грамоте учитель заботится о формирования навыка письма в целом, то есть работает над тем, чтобы учащиеся овладели написанием всех букв русского алфавита, научились правильно соединять их в слова, и также освоили простейшие правила и нормы русской графики и орфографии и научились соблюдать их при письме. Как всякий интеллектуальный навык, навык письма – это «автоматизированный компонент сознательной деятельности». (Рубинштейн) Это означает, что в основе навыка письма лежит комплекс сознательных операций, подвергающихся автоматизации в процессе длительной систематической и целенаправленной тренировки. Анализ действия письма и его составляющих позволяет выделить следующие операции, лежащие в его основе: 1. Соблюдение гигиенических норм письма. 2. Зрительное или слуховое восприятие звуков, букв, слов, предложений. 3. Установление звуко-буквенных соответствий. 4. Отыскание орфограмм, определение их типов. 5. Применение орфографических правил. 6. Написание слов с соблюдением норм каллиграфии, графики и орфографии. 7. Проверка написанного. Перечень операций, лежащих в основе навыка письма, еще раз убедительно свидетельствует о связанности и взаимообусловленности всех компонентов навыка письма: каллиграфического, графического и орфографического. В процессе систематических тренировочных упражнений перечисленные действия (операции) подвергаются автоматизации, выходят из-под контроля сознания. Но не все. Какие действия, по-вашему, подвергаются полной, а какие – неполной автоматизации? Процесс формирования навыка письма у учащихся начальных классов – длительный и сложный. В нем принято выделять три стадии: 1. Стация элементного письма. 2. Стадия буквенного письма. 3. Стадия связного, скорописного письма. Рассмотрим их подробнее. 1. Стадия элементного письма. Сроки. Согласно принципам звукового аналитико-синтетического метода, в школе соблюдается единство письма и чтения. Это значит, что последовательность обучения письму букв принимается та же, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву и учатся читать ее, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней. В соответствии с этим, добуквенной ступени подготовительного периода обучения чтению соответствует добуквенная (элементная) стадия обучения письму. На этой стадии учитель должен решить следующие конкретные задачи: 1) Познакомить учащихся с гигиеническими нормами письма, научить соблюдать эти нормы в процессе работы (положение тела при письме, положение тетради, ручки, рабочая и дополнительная строка, верхняя и нижняя линейка и т.д.) 2) Совершенствовать координацию движений учащихся (укреплять мелкие мышцы пальцев, развивать глазомер и т.д.) 3) Познакомить учащихся с основными элементами букв, научить их писать основные элементы букв. 4) Развивать речь и мышление детей. Выделяют три разновидности упражнений для развития координации движений и укрепленные мелкой мускулатуры пальцев. · Упражнения на развитие мускульной памяти (рисование, обводка, штриховка). Для штриховки используются все известные элементы букв. Детей знакомят с правилами штриховки: штриховать только в заданном направлении (); не выходить за контуры рисунка; соблюдать одинаковое расстояние между штрихами. Для штриховки предлагается использовать книжки-раскраски, а также альбомы, в которых дети с помощью специальных лекал делают свои рисунки, а затем их «раскрашивают» - штрихует. (См. работу Е.Н. Потаповой «Радость познания»). · Упражнения для развития тактильной памяти (обводка образца элемента буквы или самой буквы, изготовленной из наждачной бумаги. Обводка производится указательным пальцем по направлению письма). · Конструирование или переконструирование букв из специальных шаблонов (элементов).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |