Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право РИ в период перехода к буржуазной монархии

1. Государство и право РИ в период буржуазных реформ 60-х – 70-х гг.

2. Государство и право РИ в период контрреформ 1880-1890

3. Государство и право РИ в период перехода к конституционной монархии 1905-17

1. Государство и право Российской империи в период буржуазных реформ 1860-1870 годов.

Буржуазные реформы:

1) Крестьянская реформа 1861

2) Земская реформа 1864

3) Городская реформа 1870

4) Судебная реформа 1864

Буржуазные реформы положили начало перехода России на буржуазный путь развития к буржуазной монархии.

Предпосылки:

· Общественное настроение уже давно сложилось в пользу проведения буржуазных реформ, главной из них была крестьянская реформа по отмене крепостного права.

· Декабристы западники, славянофилы, революционеры-демократы требовали отмены крепостного права.

· Крестьянское движение свидетельствовало о недовольстве основной массы населения.

· Самодержавие учитывало настроения общества.

1) Крестьянская реформа 1861

После поражения в Крымской войне, показавшем несостоятельность самодержавного строя, Александр II в речи к московскому дворянству заявил, что лучше отменить крепостное право сверху путем реформы, чем ждать, когда оно будет отменено снизу путем революции.

Для подготовки реформы в 1857 году был создан секретный Негласный комитет, но туда вошли закоренелые крепостники, стремившиеся затормозить крестьянскую реформу. Тогда Александр II решил привлечь общественность.

В 1857-1858 годах были учреждены губернские комитеты из местных помещиков, которые получили возможность высказать свое мнение по поводу реформы. Крестьянский вопрос стал обсуждаться в печати, свои соображения стали высказывать представители всех общественных ячеек. Таким образом, обсуждению реформы был придан гласный характер. Поэтому в 1858 году Секретный комитет был рассекречен и переименован в Главный комитет по крестьянскому вопросу.

В 1859 году при нем были учреждены реакционные комиссии. Они должны были выработать единые для всей страны положения об отмене крепостного права. Возглавлял комиссии – Ростовцев, доверенное лицо царя. В редакционные комиссии поступали проекты губернских комитетов. Они были противоречивы и расходились по двум основным вопросам: 1. освобождать крестьян с землей или без земли; 2. должны ли крестьяне выкупать свою свободу или только землю.

Крепостники-консерваторы выступали за освобождение крестьян без земли. Помещики-либералы, выступавшие за освобождение крестьян с землей, разделились на 3 группы.

1 группа – помещики нечерноземной полосы (Кунковский) стояли за выкуп и земли и личности. Земли выкупали бы сами крестьяне, а выкуп личности осуществляло бы государство. Их позиция объяснялась тем, что земля была малоплодородная, и помещики хотели получить большой выкуп, чтобы возместить потерю крестьянских рук.

2 группа – помещики черноземной полосы (Козин), где земли были плодородные, стремились освободить крестьян с небольшими наделами. Это вынуждало бы крестьян арендовать помещичьи земли, и помещики сохранили бы рабочую силу. При таком освобождении крестьяне выкупали бы только землю, но их земельные участки значительно сокращались по сравнению с теми, которыми они пользовались до реформы.

3 группа – помещики степной полосы (Самарин) предлагали после отмены крепостного права на 10-12 лет сохранить временно-обязанное состояние, когда крестьяне продолжали бы выполнять барщину или оброк.

Члены редакционной комиссии учли все предложения и выдвинули компромиссный проект положений по отмене крепостного права. Сначала он был утвержден главным комитетом, затем Госсоветом, потом Императором. После подписания царем положения приняли силу закона.

Было принято общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и местные положения, регламентировавшие условия и порядок освобождения крестьян на местах.

19 февраля царь также подписал манифест.

Основные положения крестьянской реформы.

1. О гражданских правах.

С момента публикации документов реформы прекращалось крепостное состояние крестьян, и они становились свободными. Т.е. они переставали быть собственностью помещика и получали гражданские права:

· свободно, без разрешения помещика, вступать в брак,

· заключать сделки и договоры,

· приобретать имущество на свое имя и передавать его по наследству,

· открывать торговые и промышленные предприятия на свое имя, а не на имя помещика,

· выступать в суде с собственными исками,

· поступать на службу, в учебные заведения, вступать в гильдии,

· переходить в другие сословия,

· вступать в органы крестьянского самоуправления

Крестьянское самоуправление

Крестьяне одной общины (деревни) созывали сельский сход, на котором решались хозяйственные вопросы и избирался староста. Сельский староста исполнял решения схода, ведал вопросами охраны порядка на своей территории, проводил дознание, следил за исполнением повинностей крестьян.

Несколько общин составляли волость, где органом крестьянского самоуправления был волостной сход. Волостной сход избирал волостного старшину и волостное правление, включавшее волостного старшину и сельских старост. Волостной старшина доводил до населения распоряжения властей, следил за исправностью путей сообщения в волость, за общественным порядком, организовывал помощь в случае стихийных бедствий. Волостной сход избирал волостной крестьянский суд для рассмотрения незначительных гражданских и уголовных дел. Помещик больше не мог судить крестьян.

Органы крестьянского самоуправления подчинялись мировым посредникам (никто на семинаре раскрыть не может). Мировой посредник утверждал волостного старшину. Должность мирового посредника учреждалась для разрешения споров, возникавших между помещиком и крестьянами при проведении реформы. Мировые посредники назначались из местных дворян по представлению губернатора.

2. Крестьяне освобождались с землей. Но вся земля в имении, в том числе и крестьянская надельная, объявлялась собственностью помещика. Наделение землей происходило по соглашению крестьян и помещиков, но при этом было обязательным. Помещик был обязан дать землю, крестьянин не мог от нее отказаться в течение 9 лет.

Вся земля делилась на 3 категории: черноземная, нечерноземная, степная. Местное положение определяло размер максимального и минимального душевого надела для каждой категории местности. Крестьяне не могли требовать надел выше максимальной нормы, помещики не могли давать надел меньше минимальной нормы. Если дореформенный надел крестьянина не достигал нормы. Помещик должен был прирезать землю. Если он превышал высшую норму, помещик мог отрезать землю у крестьянина.

Душевой надел принадлежал крестьянину мужского пола и состояли из усадьбы, дома, пастбищ.

3. Земля сохранялась за помещиком в течение 2 лет. Крестьяне в это время считались временно-обязанными. В этот период между крестьянами и помещиком при содействии мировых посредников составлялись уставные грамоты, в которых определялись размер земельных наделов крестьян и их повинности.

4. Выкупная операция.

Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. После совершения выкупной сделки временно-обязанные отношения прекращались, и крестьяне становились собственниками. Но субъектом собственности (владельцем земли) становилась община, а не крестьянин. Т.е. земля не признавалась частной собственностью крестьян. Возникло общинное землевладение.

Размер выкупа определялся путем капитализации оброка под 6% годовых. 20-25% выкупной суммы крестьяне выплачивали сразу при заключении выкупной сделки. Остальные деньги выплачивали в банк. Крестьяне, не имевшие возможности внести 20-25% суммы, оставались временно-обязанными (временно-обязанные отношения у многих крестьян сохранились до начала 80-х годов, когда они были отменены законом). Без выкупа крестьяне могли получить дарственные на надел, но его размер был меньше положенного минимума. Без земли и без выкупа освобождались дворовые крестьяне.

в 1863 и 1866 годах освобождались государственные и удельные крестьяне, они переводились…

Гражданские права крестьян, и прежде всего свобода их передвижения, ограничивались. Т.к. община являлась владельцем земли, крестьянин не мог свободно продать свой надел. Он не мог уйти из общины без согласия сельского схода. Это согласие было получить непросто, т.к. община не хотела терять налогоплательщиков.

Реформа была по-разному оценена современниками. Либералы оценили ее положительно, назвав Александра Освободителем. Революционеры-демократы отрицательно, обвинив самодержавие в грабеже крестьян. В современной науке реформа оценивается неоднозначно. Выделяют ее положительные и отрицательные стороны. Положительная в том, что она способствовала становлению буржуазии в России, т.к. она освободила крестьян и создала рынок. Отрицательная – сохранение феодальных пережитков, тормозивших развитие капитализма (помещичье землевладение и община).

Эти оценки содержатся в трудах академика Дружинина, Зайучковского,

2) Земская реформа 1864

Реформа крепостного права дала возможности для проведения реформы управления в России. По земской реформе на местах образовывались органы местного самоуправления – Земского в губерниях и уездах, Думы – в городах. Они занимались хозяйственными вопросами:

· заботились о состоянии путей сообщения, развитии местной торговли, промышленности, здравоохранения, образования.

В отличие от ранее существовавших местных представительных органов, которые формировались по сословному принципу, Земства и Думы были всесословными органами.

Но пережитки сословности в выборах сохранились, т.к. установилась куриальная система.

По земской реформе 1864 года выборы в земства шли по 3 куриям. Они устанавливались не только с учетом сословного принципа, но и с учетом буржуазного имущественного ценза.

В 1ую курию входили землевладельцы с высоким имущественным цензом. Землевладельцы, не обладавшие им, участвовали в выборах через уполномоченных.

Во 2ую курию (городскую) входили купцы и промышленники, обладавшие высоким имущественным цензом.

В 3ю курию входили крестьяне. Для участия в ней не нужен был имущественный ценз, но выборы, в отличие от первых двух курий, были непрямыми: крестьяне избирали выборщиков, а выборщики выбирали членов земств – гласных.

Земства имели распорядительный и исполнительный орган.

Распорядительными органами были земские собрания в губерниях и уездах. Выборы в губернские земские собрания проводились гласными уездных земских собраний. Гласные не получали вознаграждения. Собрания гласных проходили 1 раз в год. Председателем на уездных земских собраниях был уездный предводитель дворянства. На губернских – губернский предводитель дворянства.

Исполнительными органами земств были земские управы, работавшие постоянно. Уездная земская управа состояла из председателя и от 2 до 6 членов. Губернская земская управа состояла из председателя и 6 членов. Все они избирались земскими собраниями на 3 года, а председатели утверждались уездным губернатором, губернские – еще и министром внутренних дел.

(ДЗ сделать схему)

По земской реформе не создавалась единая система земств: отсутствовал центральный орган, который бы контролировал работу земств, отсутствовали волостные земства. Земства вводились в 33 губерниях. Земства не были введены в Сибири, на Кавказе, в Средней Азии, области войска донского казачества и некоторых других регионах.

3) Городская реформа 1870

По городской реформе 1870 года распорядительными органами городского самоуправления стали городские думы, а исполнительными – городские управы (избирались думами).

Городскую думу и управу возглавлял городской голова. Городской голова уездного города утверждался губернатором, а городской голова губернского города – еще и министром внутренних дел. Срок полномочий – 4 года. В выборах участвовали все жители города мужчины, достигшие 25 лет, владевшие собственностью (т.е. те, кто платили налоги). Не допускались к выборам рабочие, лица, подвергшиеся суду.

Избиратели в соответствие с имущественным цензом делились на 3 группы. Каждая группа избирала треть гласных в думу. Городские думы и земства не обладали собственным аппаратом принуждения, чтобы воплотить в жизнь свои решения. И поэтому зависели от государственных и полицейских учреждений.

4) Судебная реформа 1864

Наиболее прогрессивной буржуазной реформой была судебная. Она в буржуазном духе реформировала старый феодальный суд, действовавший на основе положений губернской реформы 1775 года, проведенной Екатериной II.

Дореформенный суд характеризовался следующими чертами:

· сословность

· суд не был до конца отделен от администрации

· судебные функции выполняли административные и полицейские органы

· администрация могла отменить решение суда

· судебный процесс был закрытый

· теория формальных доказательств

· суд, как правило, не был состязательным

По судебной реформе вводились принципы буржуазного судопроизводства.

Состязательность процесса, что означало отделение функций обвинения от защиты. Для реализации этого принципа создавалась адвокатура, или организовывалась прокуратура. Они были равны в процессе. Адвокатами могли быть лица, имевшие высшее юридическое образование и стаж работы в суде не менее 5 лет. Адвокаты объединялись в коллегии при судах. Дореформенная прокуратура осуществляла общий надзор. После реформы главными функциями прокуратуры стали судебный надзор и поддержание обвинения в суде. Возглавлял прокурорскую систему генерал-прокурор. Ему подчинялись прокуроры сената и судов на местах. Все прокуроры назначались сверху царем по представлению министра юстиции.

Принцип независимости суда от администрации. Реализации этого принципа способствовало отделение следствия от полиции. При судах утверждался институт судебных следователей. Надзор за тем, как они вели предварительное следствие, осуществляла прокуратура.

Несменяемость судей и следователей. За исключением мировых судей, все другие судьи назначались императором по представлению министра юстиции. Все это обеспечивало независимость судей от местных властей.

Гласность судопроизводства. На заседание суда допускалась публика. Ход судебных процессов освещался в печать.

Бессословность суда. Равенство всех сословий перед судом. Все население России стало судиться в одних судах, независимо от сословной принадлежности.

Закреплялась свободная оценка доказательств судьями на основе их внутреннего убеждения (вместо теории формальных доказательств).

По судебной реформе 1864 года создавалась следующая судебная система. Она состояла из местного и общего суда (ДЗ сделать схему)

Местный суд состоял из волостного и мирового суда.

Волостной суд избирался волостным сходом и судил только крестьян по мелким уголовным и гражданским делам.

Мировой суд включал 2 инстанции: мировой суд и съезд мировых судей. Мировой судья осуществлял правосудие на своем участке. На участки делился мировой округ. Его границы совпадали с границами уезда. Съезд мировых судей, состоявший из всех судей мирового округа, был кассационной и апелляционной инстанцией для мировых судов.

Мировые судьи выбирались земскими собраниями из лиц не моложе 25 лет, обладавших образовательным и имущественным цензом.

Мировые судьи рассматривали дела единолично. Это были незначительные гражданские и уголовные дела. Мировые судьи должны были примерять стороны, но имели право и выносить приговор.

Общий суд включал окружные суды и судебные палаты. (ДЗ сделать схему)

Окружные суды создавались в судебном округе, объединявшем территорию нескольких уездов. Окружному суду были подсудны все дела, превышавшие компетенции мирового суда. Их приговоры считались окончательными, апелляции не подлежали и могли быть опротестованы в кассационном порядке в сенат.

Судебные палаты объединялись судом II инстанции по отношению к окружным судам и судом I инстанции по государственным и должностным преступлениям.

Буржуазные реформы 60-70 годов способствовали эволюции самодержавия в сторону буржуазной монархии и создавали предпосылки для формирования в России правового государства и гражданского общества

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Электронные СМИ и новые технологии в странах Африки | Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии 1905-1917 годов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.