Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление российского парламентаризма


Оно связано с образованием Гос. Думы в годы 1ой русской революции 1905-07гг. образование ГД провозглашалось законодательными актами 6.08.1905. По ним ГД объявлялась законосовещательным органом. Однако углубление революции вынудило царя дать ГД законодательные полномочия по Манифесту 17 октября 1905г. Манифест вносил в государственный строй изменения, закрепленные впоследствии в «Основных законах РИ», опубликованных в апреле 1906г. Из них устранялась характеристика царской власти как неограниченной, т.к. в ст.7 говорилось, что император осуществляет законодательную власть вместе с Госсоветом и ГД. Законопроекты, не принятые этими органами признавались отклоненными. Т.о. госсовет и ГД составили двухпалатный парламент. Палаты были равны т.к. законопроект принимал силу закона только после утверждения его каждой их палат.

Верхней палатой был госсовет, образованный ещё в 1810г. как законосовещательный орган, но по Основным законам РИ 1906г. Госсовет из законосовещательного органа превращается в законодательный. Изменился порядок формирования госсовета: если раньше он назначался царем, то теперь царь назначал только 1\2 членов, а другая половина избиралась с учетом принципа сословности и имущественного ценза. Поэтому рабочие и крестьяне не получали туда доступа. Такой состав госсовета давал царю возможность не пропускать законопроекты, принятые ГД, но не приемлемые для царя.

Нижняя палата, ГД, в отличие от Госсовета полностью избиралась всеми сословиями. Кроме принятия закона ГД получила право утверждать бюджет, военный контингент, суммы иностранных займов.

С образованием ГД реорганизуется Совет министров (1816). Его председателем был император. В Совет министров по должности входили министры, председатель Госсовета и др. высшие чиновники. Но Совет министров не был правительством, т.к. не принимал самостоятельных решений по вопросам гос. управления, был непостоянно действующим совещательным органом при царе. Теперь совет министров превращается в правительство РИ, т.е. постоянно действующий орган, возглавляемый председателем (премьер министром) назначаемый царем. Совет министров получил право обсуждать законопроект и бюджет перед внесением их на рассмотрение в ГД.

Дискуссия по поводу ГД:

· ГД – парламент, т.к. она получила законодательные права и формировалась на основе выборов всем населением, поэтому с образованием ГД РИ стала конституционной монархией.

· (Черневский) ГД не стала настоящим парламентом, подобно западноевропейским. Т.к. из ее ведения исключался ряд важных полномочий, она не имела права ратифицировать м\н договоры, это делал император. ГД делила законодательную власть с царем, без утверждения царя законопроект не принимал силу закона. Законодательные полномочия ГД урезались статьей 87, … Ограничились бюджетные права ГД, т.е. если ГД отвергала бюджет, правительство имело право сохранить прошлогодний бюджет. Расходы на содержание императорского двора не утверждались и не обсуждались ГД. Правительство, Совет министров формировались царем, без участия ГД, поэтому отвечали перед ним, а не перед ГД. Вывод: поэтому «Основные законы РИ» сохранили за царем титул самодержца, т.к. ему принадлежали не только законодательные полномочия, но и высшая исполнительная власть. Власть царя, по сути, не была ограничена, и РИ не стала ограниченной монархией.



· В РИ установился своеобразный строй – конституционное самодержавие, сочетавший черты и конституционной и самодержавной монархии

Аграрная реформа

Правовая политика Столыпина (председатель Совета министров с июля 1906г.) была направлена на буржуазную модернизацию РИ, но при сохранении самодержавия. Выступая за самодержавие, Столыпин организовал борьбу с революционерами. Массовый характер приобрела их ссылка на каторгу в Сибирь. В 1906г. в местностях, объявленных о военном положении, для гражданских лиц вводились военно-полевые цены. Эти суды осуществляли ускоренное судопроизводство при закрытых дверях. Приговоры были окончательными и сразу приводились в исполнение. В 1906 -10 казнили более 4тыс. человек, отправили на каторгу более 26тыс. закрыто более 600 профсоюзов, закрыто иного журналов.

В то же время, чтобы не допустить революции, Столыпин предложил программу Буржуазной модернизации РИ. В ней ставились следующие задачи:

· ввести свободу вероисповедания и восстановить патриаршество

· ликвидировать сословное неравноправие крестьян: упразднить волостной крестьянский суд и сделать крестьян подсудных мировому суду

· расширить земское самоуправление, введя волостные земства

· восстановить мировой суд, упраздненный контрреформами

· сократить рабочий день

· ввести государственное страхование рабочих от несчастных случаев и по болезни

· ввести всеобщее обязательное начальное образование

· установить прямой подоходный налог со всех граждан

 

Программа Столыпина вызвала критику и справа (со стороны черносотенцев, которые против любых демократически реформ) и слева (со стороны либералов – кадетов, требующих дальнейшей демократизации и ограничения самодержавия). Из-за этого удалось привести в жизнь лишь немногое столыпинские реформы. В 1912 восстановлен мировой суд; введено социальное страхование рабочих в случае потери трудоспособности. Страховые взносы платили и владельцы предприятий и рабочие. Создавались больничные кассы от владельцев предприятия и от рабочего.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и право Российской империи в период перехода к конституционной монархии 1905-1917 годов | Аграрная реформа

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.