Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система нормативных актов РФ в области аудиторской деятельности




Внутренние стандарты аудиторской деятельности

Федеральные стандарты аудиторской деятельности

В России принята концепция смешанного регулирования аудиторской деятельности, законодательно определены все основные элементы системы регулирования. В системе правового регулирования аудита в России можно выделить четыре уровня нормативных актов.

Первый уровень правового регулирования представлен федеральными законами (Закон РФ «Об аудиторской деятельности», Закон РФ «О саморегулируемых организациях» и т.д.), а также нормативными актами государственных органов власти, Правила проведения открытого конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном капитале которой составляет не менее 25%.

Второй уровень представляют национальный кодекс профессиональной этики аудиторов, ФСАД, а также нормативные акты и методические руководства, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом РФ.

На третьем уровне находятся нормативные акты профессиональных аудиторских объединений. Они издаются объединениями и представлены кодексами профессиональной этики СРО, стандартами СРО аудиторов, а также методическими руководствами и положениями, издаваемыми СРО в пределах своей компетенции.

К четвертому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами правила осуществления внутреннего контроля качества, а также внутренние стандарты и методики.

 

2.2.Основные положения ФЗ «Об аудиторской деятельности»

1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 N
307-ФЗ (далее Закон N 307-ФЗ), предусматривающий переход к новой системе
регулирования аудиторской деятельности, отличной от ранее действующей,
установленной Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской
деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). В частности, Законом N 307-ФЗ
предусматривается отмена с 1 января 2010 года лицензирования данного
вида деятельности с одновременным введением обязательного членства
аудиторов и аудиторских организаций в одной из саморегулируемых
организаций аудиторов (СОА), наделенных соответствующими полномочиями по
контролю за качеством предоставляемых аудиторских услуг.

Определение аудита и аудиторских услуг

Принятый Закон разделяет понятия аудиторской деятельности и аудита.
Устанавливается, что аудиторская деятельность включает в себя не только
аудит (осуществление независимой проверки бухгалтерской (финансовой)
отчетности аудируемого лица), но также и оказание сопутствующих аудиту
услуг, перечень которых устанавливается федеральными стандартами
аудиторской деятельности (п. п. 2 - 4 ст. 1 Закона N 307-ФЗ).

Саморегулируемые организации аудиторов

В соответствии с Законом N 307-ФЗ с 1 января 2010 года лицензии на
осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу и аудиторские
организации, индивидуальные аудиторы, не вступившие в саморегулируемые
организации аудиторов, не вправе будут проводить аудит и оказывать
сопутствующие аудиту услуги (ст. 23 Закона N 307-ФЗ).
Статус саморегулируемой организации аудиторов (СОА) приобретает
созданная на условиях членства некоммерческая организация с даты ее
включения в государственный реестр (п. 1, п. 2 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
осуществляется уполномоченным федеральным органом (п. 1 ст. 21 Закона N
307-ФЗ).
Законом N 307-ФЗ определены требования для включения некоммерческой
организации в государственный реестр саморегулируемых организаций
аудиторов, а также определены права и обязанности таких организаций.
Некоммерческая организация включается в государственный реестр СОА
при условии объединения в ее составе не менее 700 физических лиц или не
менее 500 коммерческих организаций. То есть членами саморегулируемой
организации аудиторов могут являться физические лица и (или)
организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими
организациями. Для сравнения: согласно ранее действующим положениям
Закона N 119-ФЗ, профессиональное аудиторское объединение могло быть
аккредитовано при условии объединения в составе его членов не менее 1000
аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций (п.
2 ст. 20 Закона N 119-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона N 307-ФЗ для
включения некоммерческой организации в государственный реестр СОА
необходимо в целях обеспечения дополнительной имущественной
ответственности ее членов сформировать компенсационный фонд, а также
утвердить правила осуществления внешнего контроля качества работы членов
саморегулируемой организации аудиторов и принять кодекс профессиональной
этики аудиторов (п. 3 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
Формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации
аудиторов и размещение средств такого фонда осуществляются в порядке,
установленном Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" (п.
14 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
Помимо изложенного, саморегулируемая организация аудиторов обязана
участвовать в создании (включая финансирование) и деятельности единой
аттестационной комиссии (п. 7 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
На СОА возлагаются также функции по ведению реестра аудиторов и
аудиторских организаций в отношении своих членов.
Законом N 307-ФЗ саморегулируемым организациям аудиторов
предоставляется право устанавливать дополнительные меры дисциплинарного
воздействия на ее членов за нарушение ими требований закона, стандартов
аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских
организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (п. 6 ст. 17
Закона N 307-ФЗ). Перечень мер дисциплинарного воздействия,
установленный Законом N 307-ФЗ, предусмотрен п. 1 ст. 20.
Контроль за соблюдением членами СОА установленных требований
осуществляют специализированные органы, созданные в саморегулируемой
организации (п. 4 ст. 17 Закона N 307-ФЗ).
Для внесения сведений в государственный реестр саморегулируемых
организаций аудиторов некоммерческая организация подает в уполномоченный
федеральный орган заявление, а также представляет пакет документов,
установленный п. 2 ст. 21 Закона N 307-ФЗ.

Членство в саморегулируемой организации

В 2009 году аудиторская деятельность будет по-прежнему
осуществляться на основании лицензий, выдаваемых Минфином РФ. Начиная с
1 января 2010 года, членство в одной из саморегулируемых организаций
аудиторов является обязательным (ст. 23 Закона N 307-ФЗ). Аудиторская
организация, аудитор могут являться членами только одной
саморегулируемой организации аудиторов.
Закон N 307-ФЗ устанавливает требования к членству в
саморегулируемой организации аудиторов. Дополнительно к требованиям,
ранее предусмотренным Законом N 119-ФЗ, установлены требования для
аудиторов и аудиторских организаций - наличие безупречной деловой
репутации. Также Законом N 307-ФЗ предусмотрены требования к уставному
капиталу аудиторской организации: доля уставного (складочного) капитала
коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским
организациям, должна быть не менее 51 процента (пп. 3 п. 2 ст. 18 Закона
N 307-ФЗ).
Помимо требований, установленных Законом N 307-ФЗ, саморегулируемая
организация аудиторов вправе устанавливать дополнительные требования к
членству в ней аудиторских организаций и аудиторов, которые должны быть
едиными для всех ее членов (п. 6 ст. 17, п. 1 ст. 18 Закона N 307-ФЗ).

Аттестация аудиторов

До 1 января 2011 года аудиторы вправе осуществлять аудиторскую
деятельность в соответствии с типом имеющегося квалификационного
аттестата аудитора (п. 2 ст. 15 Закона 119-ФЗ, п. 16 Приказа Минфина РФ
от 12.09.2002 N 93н). С 1 января 2011 года вводится единый
квалификационный аттестат аудитора, дающий право проводить аудит в любых
отраслях экономики.
Квалификационный аттестат аудитора выдается по результатам сдачи
квалификационного экзамена. Порядок его проведения, круг вопросов,
предлагаемых претенденту, а также порядок определения результатов
квалификационного экзамена устанавливаются уполномоченным федеральным
органом (п. 2 ст. 11 Закона 307-ФЗ).
Законом N 307-ФЗ ужесточены требования к претенденту на получение
квалификационного аттестата. Так, в частности, установлено, что для
получения квалификационного аттестата аудитора физическому лицу ко дню
объявления результатов квалификационного экзамена необходимо иметь стаж
работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо
ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой)
отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет, из последних трех лет
указанного стажа работы, должны приходиться на работу в аудиторской
организации (пп. 2 п. 1 ст. 11 Закона N 307-ФЗ). Обязательным
требованием к претенденту на получение квалификационного аттестата
аудитора в соответствии с Законом N 119-ФЗ являлось наличие стажа работы
по экономической или юридической специальности не менее трех лет.
Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией,
которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями
аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом
(п. 4 ст. 11 Закона N 307-ФЗ).
Как и ранее, аудитор обязан в течение каждого календарного года
начиная с года, следующего за годом получения квалификационного
аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения
квалификации. Саморегулируемой организацией аудиторов утверждаются
программы такого обучения, а также устанавливается минимальная
продолжительность обучения, которая не может быть менее 120 часов за три
последовательных календарных года, и не менее 20 часов в каждый год (п.
9 ст. 11 Закона N 307-ФЗ).

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет
уполномоченный федеральный орган, основными функциями которого являются
(ст. 15 Закона N 307-ФЗ):
- выработка государственной политики и нормативно-правовое
регулирование в сфере аудиторской деятельности;
- ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и
аудиторских организаций;
- анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
При уполномоченном федеральном органе создается совет по аудиторской
деятельности, в функции которого, в частности, входит рассмотрение
проектов федеральных стандартов аудиторской деятельности и иных
нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность,
оценка деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по
осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций,
аудиторов.
Закон N 307-ФЗ более детально прописывает требования к составу
Совета. Так, в частности, установлено, что в состав Совета включаются
(п. 5 ст. 16 Закона N 307-ФЗ):
- 10 представителей пользователей бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
- 2 представителя уполномоченного федерального органа;
- 1 представитель от федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской
деятельности;
- 1 представитель от федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по принятию нормативных правовых актов, контролю
и надзору в сфере финансовых рынков;
- 1 представитель от Центрального банка РФ;
- 2 представителя от саморегулируемых организаций аудиторов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.