Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы стандартов аудиторской деятельности




Федеральные стандарты аудиторской деятельности

В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности важное место занимают правила (стандарты) аудита. Реализация их требований на практике служит определенной гарантией качества проверки.

Основные принципы стандартов аудиторской деятельности выражаются в следующем:

1) аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности;

2) на базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью;

3) аудиторские стандарты служат основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов;

4) стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы.

Значение стандартов состоит в том, что они:

обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

создают общественный имидж профессии;

устраняют контроль со стороны государства;

помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Федеральные стандарты аудита подразделяются на:

1) федеральные стандарты аудиторской деятельности;

2) стандарты саморегулируемых организаций;

2) внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также стандарты аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Все федеральные стандарты в России могут быть классифицированы на три группы:

1) российские стандарты аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА;

2) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами;

3) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов.

В настоящее время существуют следующие стандарты:

1. Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010). Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности 17.08.2010
  Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010). Модифицированное мнение в аудиторском заключении 17.08.2010
  Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 3/2010). Дополнительная информация в аудиторском заключении 17.08.2010
     
  Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 4/2010).Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля 09.07.2010
     
  Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 5/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита 08.02.2011
  Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 6/2010). Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита 08.02.2011
     
     
  Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности 26.10.2004
  Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита 26.10.2004
  Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита 26.10.2004
  Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите 26.10.2004
  Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства 26.10.2004
     
12 Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, официально опубликовано 08.12.2008) 16.12.2008
13 Правило (стандарт) N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, от 27.01.2011 N 30, официально опубликованы 08.12.2008, 31.01.2011) 08.02.2011
  Правило (стандарт) N 9. Связанные стороны (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, официально опубликовано 08.12.2008) 16.12.2008
  Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты 22.07.2003
  Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица 22.07.2003
     
  Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита 26.10.2004
  Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка 26.10.2004
     
  Правило (стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях 03.05.2005
  Правило (стандарт) N 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.01.2011 N 30, официально опубликовано 31.01.2011) 08.02.2011
  Правило (стандарт) N 19. Особенности первой проверки аудируемого лица 03.05.2005
  Правило (стандарт) N 20. Аналитические процедуры 03.05.2005
  Правило (стандарт) N 21. Особенности аудита оценочных значений (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2010 N 586, официально опубликовано 09.08.2010) 17.08.2010
  Правило (стандарт) N 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.11.2008 N 863, от 02.08.2010, официально опубликованы 08.12.2008, 09.08.2010) 17.08.2010
  Правило (стандарт) N 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица 03.05.2005
     
  Правило (стандарт) N 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами 21.09.2006
  Правило (стандарт) N 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация 21.09.2006
  Правило (стандарт) N 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности 21.09.2006
  Правило (стандарт) N 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность 21.09.2006
  Правило (стандарт) N 28. Использование результатов работы другого аудитора 21.09.2006
  Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита 21.09.2006
  Правило (стандарт) N 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации 21.09.2006
  Правило (стандарт) N 31. Компиляция финансовой информации 21.09.2006
     
  Правило (стандарт) N 32. Использование аудитором результатов работы эксперта 12.08.2008
  Правило (стандарт) N 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности 12.08.2008
  Правило (стандарт) N 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях 12.08.2008
     
  УТРАТИЛИ СИЛУ:  
  Правило (стандарт) N 15. Понимание деятельности аудируемого лица (утратило силу) 16.12.2008
  Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности 17.08.2010
  Правило (стандарт) N 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита 08.02.2011
  Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита 2.4. Внутренние стандарты аудиторской деятельности 08.02.2011

С первого января 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности, Закон № 307-ФЗ). Законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов (далее - СРО аудиторов).

Закон об аудиторской деятельности направлен на сокращение государственного вмешательства в аудиторскую деятельность при усилении влияния саморегулирования в профессиональном аудиторском сообществе за счет значительного расширения полномочий СРО аудиторов. Снижение административного давления должно способствовать развитию аудиторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, ускорить развитие профессионального аудиторского сообщества в России.

С введением механизма саморегулирования в аудиторской деятельности предусматривается передача СРО аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций.

Переходный период от лицензирования к саморегулированию в аудиторской деятельности закончился 1 января 2010 г.: лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

В отличие, например, от оценочной деятельности субъектами аудиторской деятельности являются как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы саморегулирования в аудиторской деятельности, являются:

- Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон о саморегулируемых организациях).

Согласно Закону об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

  • Объединения в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций, соответствующих установленным Законом об аудиторской деятельности требованиям к членству в такой организации;
  • Наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов, принятых правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • Обеспечение СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.

Следует также отметить, что Законом об аудиторской деятельности предусмотрено принятие каждой из СРО аудиторов одобренного Советом по аудиторской деятельности кодекса профессиональной этики аудиторов с возможностью включения в принимаемый на уровне СРО кодекс дополнительных требований.

Кроме того, Законом об аудиторской деятельности определен новый порядок получения квалификационного аттестата аудитора, устанавливаются правила проведения квалификационного экзамена. Указанный порядок окончательно вступит в силу с 1 января 2013 г., до указанного срока Законом об аудиторской деятельности предусмотрена возможность сдачи квалификационного экзамена в упрощенном порядке.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности - Минфином России (постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185).

Следует отметить, что на протяжении последних лет фактически аудиторскую деятельность осуществляло около 4,5-5 тысяч субъектов рынка. Указанная оценка подтверждается, в том числе численностью аудиторских организаций, включенных в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов в 2010 г. (по состоянию на сентябрь 2010 г. - 5044 аудиторских организации).

После вступления в силу Закона об аудиторской деятельности в 2009 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесено 6 СРО 20 аудиторов (численность приведена по состоянию на сентябрь 2010 г.):

Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Аудиторская Палата России» (НП АПР) - численность НП АПР составляет 7 805 членов, в том числе 1 163 аудиторских организации (23,1% от общего числа организаций) и 6 642 аудитора (27,1% от общего числа аудиторов).

В соответствии с Законом об аудиторской деятельности саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности СРО аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекс профессиональной этики аудиторов.

Каждой из СРО аудиторов на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса этики аудиторов России разработаны стандарты и Кодексы этики саморегулируемых организаций.

Подход остальных СРО аудиторов к вопросу разработки стандартов можно назвать формальным, т.е., стандарты аудиторской деятельности разработаны и утверждены, но, по сути, они во многом дублируют (иногда, почти в полном объеме) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

В связи с изложенным, а также в целях стимулирования СРО аудиторов к разработке стандартов аудиторской деятельности, представляется целесообразным при рассмотрении вопроса о создании национального объединения в аудиторской деятельности и наделении его полномочиями по выдаче предписаний СРО аудиторов по совершенствованию стандартов аудиторской деятельности, разработанной соответствующей СРО аудиторов. При этом представляется необходимым детально проработать вопрос о предотвращении «навязывания» отдельных положений стандартов аудиторской деятельности, разработанных доминирующими СРО аудиторов, другим СРО аудиторов.

Под внутренними стандартами аудиторской организации понима­ются документы, детализирующие и регламентирующие единые тре­бования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утверж­денные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективнос­ти практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающих ее собственный подход к проводимым про­веркам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках аудиторской фирмы и обеспечивают урегулирование реальных и потенциальных конфликтов между:

• сотрудниками и администрацией аудиторской организации;

• аудиторской организацией и контролирующими органами;

• аудиторской организацией и экономическим субъектом;

• аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы;

• между самими аудиторами.

Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским орга­низациям:

• полнее соблюдать требования федеральных стандартов аудитор­ской деятельности;

• сделать технологию и организацию проведения аудита более ра­циональной, с помощью различных разработочных материалов умень­шить трудоемкость аудиторских работ, обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;

• содействовать внедрению в аудиторскую практику научных до­стижений и новых технологий, укрепить общественный престиж про­фессии;

• обеспечивать высокое качество аудиторской работы и способст­вовать снижению аудиторского риска;

• детализировать профессиональное поведение аудитора в соот­ветствии с этическими нормами аудита.

Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к его качеству и надежности и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов ауди­торской проверки.

К внутренним стандартам аудиторской организации могут отно­ситься принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрываю­щие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности. Требования, которым долж­ны удовлетворять внутренние стандарты, представлены в табл. 2.2.

Таблица Требования к стандартам (правилам) аудиторской организации
Основные требования к внутренним стандартам Реализация требования в стандарте
Целесообразность Стандарт приносит практическую пользу
Преемственность и непро­тиворечивость Каждый последующий стандарт опирается на ранее при­нятые, обеспечивает согласованность и взаимосвязь с ос­тальными стандартами
Логическое построение В стандарте содержатся четкие формулировки, имеется це­лостность и ясность изложения
Полнота и детализация Стандарт полностью охватывает значимые вопросы дан­ного стандарта, логически развивает и дополняет излагае­мые принципы и положения
Единство терминологи­ческой базы Все стандарты содержат одинаковую трактовку терминов

При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными актамиРФ, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации общественных ассоциаций аудиторов.

При отсутствии правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита, детализированных методик и подходов к проведению аудита аудиторские организации при разработке внутрен­них стандартов могут руководствоваться международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей проведения аудита вРФ.

Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стан­дартов. Классификация внутренних стандартов представлена в табл. 2.3.

  Таблица Классификация стандартов (правил) аудиторской организации
Группы внутрен­них стандартов (по назначению) Перечень внутренних стандартов, входящих в соответствующую группу
Стандарты, содер­жащие общие по­ложения по ауди­ту Стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов
Стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора
Стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации
Стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутри­фирменного контроля качества аудита и ответственность аудиторов
Стандарты, уста­навливающие по­рядок проведения аудита Стандарты, регламентирующие ответственность аудитора
Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита
Стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внут­реннего контроля
Стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств
Стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц.
Стандарты, уста­навливающие по­рядок формирова­ния выводов и за­ключений Стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку со­ставления аудиторских заключений
Стандарты, регламентирующие подготовку письменной инфор­мации аудитора руководству экономического субъекта по ре­зультатам проведения аудита
Стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных ауди­торских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчет­ностью
Специализиро­ванные стандарты Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения ауди­та кредитных организаций ^
Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения ауди­та страховых организаций и обществ взаимного страхования
Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения ауди­та бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов
Стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения ауди­та других экономических субъектов
Стандарты, уста­навливающие по­рядок оказания сопутствующих аудиту услуг Стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям
Стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой ин­формации
Стандарты по об­разованию и под­готовке кадров  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.