КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы стандартов аудиторской деятельности
Федеральные стандарты аудиторской деятельности В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности важное место занимают правила (стандарты) аудита. Реализация их требований на практике служит определенной гарантией качества проверки. Основные принципы стандартов аудиторской деятельности выражаются в следующем: 1) аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности; 2) на базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью; 3) аудиторские стандарты служат основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов; 4) стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы. Значение стандартов состоит в том, что они: обеспечивают высокое качество аудиторской проверки; содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки; создают общественный имидж профессии; устраняют контроль со стороны государства; помогают аудитору вести переговоры с клиентом; обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса. Федеральные стандарты аудита подразделяются на: 1) федеральные стандарты аудиторской деятельности; 2) стандарты саморегулируемых организаций; 2) внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также стандарты аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Все федеральные стандарты в России могут быть классифицированы на три группы: 1) российские стандарты аудиторской деятельности, близкие по содержанию к соответствующим МСА; 2) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, отличающиеся от МСА, аналогом которых они являются, какими-либо существенными моментами; 3) российские правила (стандарты) аудиторской деятельности и МСА, не имеющие взаимных аналогов. В настоящее время существуют следующие стандарты:
С первого января 2009 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности, Закон № 307-ФЗ). Законом предусматривается отмена лицензирования аудиторской деятельности с одновременным введением обязательного членства участников рынка в саморегулируемых организациях аудиторов (далее - СРО аудиторов). Закон об аудиторской деятельности направлен на сокращение государственного вмешательства в аудиторскую деятельность при усилении влияния саморегулирования в профессиональном аудиторском сообществе за счет значительного расширения полномочий СРО аудиторов. Снижение административного давления должно способствовать развитию аудиторской деятельности как предпринимательского вида деятельности и, соответственно, ускорить развитие профессионального аудиторского сообщества в России. С введением механизма саморегулирования в аудиторской деятельности предусматривается передача СРО аудиторов функций по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, функций повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами этих саморегулируемых организаций. Переходный период от лицензирования к саморегулированию в аудиторской деятельности закончился 1 января 2010 г.: лицензии на осуществление аудиторской деятельности утратили силу, право ведения аудиторской деятельности приобрели аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. В отличие, например, от оценочной деятельности субъектами аудиторской деятельности являются как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы саморегулирования в аудиторской деятельности, являются: - Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; - Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон о саморегулируемых организациях). Согласно Закону об аудиторской деятельности саморегулируемой организацией аудиторов признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Некоммерческая организация включается в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:
Следует также отметить, что Законом об аудиторской деятельности предусмотрено принятие каждой из СРО аудиторов одобренного Советом по аудиторской деятельности кодекса профессиональной этики аудиторов с возможностью включения в принимаемый на уровне СРО кодекс дополнительных требований. Кроме того, Законом об аудиторской деятельности определен новый порядок получения квалификационного аттестата аудитора, устанавливаются правила проведения квалификационного экзамена. Указанный порядок окончательно вступит в силу с 1 января 2013 г., до указанного срока Законом об аудиторской деятельности предусмотрена возможность сдачи квалификационного экзамена в упрощенном порядке. Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности - Минфином России (постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185). Следует отметить, что на протяжении последних лет фактически аудиторскую деятельность осуществляло около 4,5-5 тысяч субъектов рынка. Указанная оценка подтверждается, в том числе численностью аудиторских организаций, включенных в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов в 2010 г. (по состоянию на сентябрь 2010 г. - 5044 аудиторских организации). После вступления в силу Закона об аудиторской деятельности в 2009 г. в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов внесено 6 СРО 20 аудиторов (численность приведена по состоянию на сентябрь 2010 г.): Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Аудиторская Палата России» (НП АПР) - численность НП АПР составляет 7 805 членов, в том числе 1 163 аудиторских организации (23,1% от общего числа организаций) и 6 642 аудитора (27,1% от общего числа аудиторов). В соответствии с Законом об аудиторской деятельности саморегулируемая организация аудиторов разрабатывает и утверждает стандарты аудиторской деятельности СРО аудиторов, принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекс профессиональной этики аудиторов. Каждой из СРО аудиторов на основе федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса этики аудиторов России разработаны стандарты и Кодексы этики саморегулируемых организаций. Подход остальных СРО аудиторов к вопросу разработки стандартов можно назвать формальным, т.е., стандарты аудиторской деятельности разработаны и утверждены, но, по сути, они во многом дублируют (иногда, почти в полном объеме) федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. В связи с изложенным, а также в целях стимулирования СРО аудиторов к разработке стандартов аудиторской деятельности, представляется целесообразным при рассмотрении вопроса о создании национального объединения в аудиторской деятельности и наделении его полномочиями по выдаче предписаний СРО аудиторов по совершенствованию стандартов аудиторской деятельности, разработанной соответствующей СРО аудиторов. При этом представляется необходимым детально проработать вопрос о предотвращении «навязывания» отдельных положений стандартов аудиторской деятельности, разработанных доминирующими СРО аудиторов, другим СРО аудиторов. Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающих ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита. Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках аудиторской фирмы и обеспечивают урегулирование реальных и потенциальных конфликтов между: • сотрудниками и администрацией аудиторской организации; • аудиторской организацией и контролирующими органами; • аудиторской организацией и экономическим субъектом; • аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы; • между самими аудиторами. Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям: • полнее соблюдать требования федеральных стандартов аудиторской деятельности; • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, с помощью различных разработочных материалов уменьшить трудоемкость аудиторских работ, обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора; • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии; • обеспечивать высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска; • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита. Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к его качеству и надежности и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. К внутренним стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности. Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности. Требования, которым должны удовлетворять внутренние стандарты, представлены в табл. 2.2.
При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными актамиРФ, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации общественных ассоциаций аудиторов. При отсутствии правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита, детализированных методик и подходов к проведению аудита аудиторские организации при разработке внутренних стандартов могут руководствоваться международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей проведения аудита вРФ. Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов. Классификация внутренних стандартов представлена в табл. 2.3.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |