Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники конституционного права РФ




Понятие, предмет и метод конституционного (государственного) права как отрасли права Российской Федерации.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Y. Текст лекции

IY. Учебно-материальное обеспечение

1.Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника, интерактивная доска

 

Актуальность данной дисциплины и темы заключается в том, что учебный курс “Конституционное (государственное) право России” в системе предметов высшего юридического образования занимает одно из центральных мест. Подобное положение конституционного права объясняется тем, что именно конституционное право устанавливает основополагающие принципы устройства государства и общества, определяющие содержание, развитие и применение всех отраслей российского права Конституционное законодательство относится к наиболее бурно развивающимся отраслям российского законодательства, растет конституционно-судебная практика. Имеется взаимосвязь данной темами следующих дисциплин: ТГП №7; КПЗС №1

 

 

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

 

Конституционное право понимается в трех значениях:

1. Конституционное право как отрасль права.

2. Конституционное право как юридическая отраслевая наука.

3. Конституционное право как учебная дисциплина

Конституционное право как отрасль права – одна из многочисленных отраслей российского права, имеющая свой предмет и свои методы правового регулирования. В общей теории права под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права, а метод правового регулирования – это способ при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Предметом конституционно-правового регулирования являются общественные отношения, обусловленные конституционным строем. Сам конституционный строй представляет собой такое устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Сами наименования «конституционное право» и «конституционный строй» связаны с понятием «конституция».Под конституцией обычно понимают писаный, кодифицированный (единый) нормативно-правовой акт, принимаемый либо путем референдума, либо законодательным органом, либо учредительным собранием, обладающий высшей юридической силой в стране. Все остальные правовые нормы, заключенные в законах и иных источниках права, должны вытекать из конституции, соответствовать и не противоречить ей. Однако это хотя и наиболее распространенное, в большинстве случаев правильное определение, но далеко не единственное.

Во многих странах отсутствует нормативно-правовой акт под названием «конституция», например, в Великобритании, Германии, Австрии, Швеции, Израиле и в некоторых других странах. Тем не менее, конституционное право в них существует. Конституция может пониматься и в иных смыслах, и, кроме того, существуют другие, кроме конституции, источники конституционного права.

Само слово «конституция» имеет латинское происхождение. По латыни «constitutio» - это установление, предписание, норма. Но конституции в Древнем Риме имели совсем иное значение. Это были императорские конституции, которые предоставляли римское гражданство определенным группам лиц, которые строили в Риме жилые дома или занимались не менее 3-х лет пекарным ремеслом, то есть являлись даже не нормативно-правовыми актами, а индивидуальными актами применения права.

Термин «конституция» получил новое значение в период буржуазных революций конца XVII-XVIII в.в. в Западной Европе и Войны за независимость в Северной Америке, когда передовая общественная мысль выдвинула требования принятия основного закона, конституции для ликвидации абсолютной монархии и произвола со стороны государства, для обеспечения естественных и иных прав человека. Эти требования отразились в главном документе французской революции – Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которая до сих пор считается составной частью Конституции Франции. В ст.16 этой Декларации было записано: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение власти не имеет конституции».

В 1776 г. в британской колонии Нью-Гемпшир был принят впервые в мировой истории законодательный акт, обладающий высшей юридической силой под названием «конституция». Впоследствии такие же конституции были приняты в других колониях Северной Америки - штатах, которые с 1787 г. стали объединяться в единое федеративное государство - США. В этом же году была принята федеральная конституция США, которая считается старейшей национальной конституцией в мире, т.к. Нью-Гемпшир и другие штаты вошли в состав США.

В 1791 г. принимается первая конституция Франции. В этом же году – конституция Польши. В XIX в. подобные законодательные акты - конституции принимаются в большинстве стран Европы. В ХХ в. этот процесс охватил практически все страны мира.

Так сложилось два взаимодополняющих понимания конституции. Во-первых, это законодательный акт, обладающий высшей юридической силой в стране. Во-вторых, это устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей. В последнем случае понятие «конституция» равнозначно понятию «конституционный строй».

Взаимодополняемость двух пониманий конституции означает, что не во всех странах, в которых есть законодательный акт под называнием «конституция» установлен конституционный строй (например, при антидемократических политических режимах) и, наоборот, даже, если в стране отсутствует такой законодательный акт, но установлен конституционный строй, имеется конституция.

На этом основании конституции подразделяют на конституции в формальном смысле и конституции в материальном смысле. Конституции в формальном смысле – это только писаный, кодифицированный законодательный акт, обладающий высшей юридической силой. Конституции в материальном смысле могут быть неписаными (например, в Великобритании), состоящими из нескольких законодательных актов, т.е. некодифицированными (например, в Австрии, Швеции). Конституции в формальном смысле иногда могут называться по-иному: Основной закон Федеративной Республики Германии, Основные государственные законы Российской Империи и другие.

Конституции в формальном также подразделяют по порядку принятия на октроированные (дарованные монархом), принятые парламентами (представительными органами законодательной власти), учредительными собраниями (представительными органами, специально созываемыми для принятия конституции), референдумом (всенародным голосованием). Большинство конституций в последнее время принимается путем референдума, вследствие чего конституция приобретает высшую степень легитимности.

Конституция в формальном смысле, в принципе, должна приниматься и действовать на длительный период времени. Стабильность конституционных положений способствует общей политической и экономической стабильности в обществе и в государстве. Однако в случае необходимости в конституцию могут внесены изменения и дополнения. По способу изменения, дополнения и отмены конституции делятся на гибкие, жесткие и особо жесткие.

Гибкие конституции изменяются, дополняются и отменяются, как правило, также как и обычные законы, простым большинством голосов депутатов парламента (50% + 1 голос).

Жесткие конституции изменяются, дополняются и отменяются в более сложном порядке. Для это требуется так называемое квалифицированное большинство голосов (2/3 голосов депутатов парламента) или особо квалифицированное большинство голосов (3/4 или 4/5 голосов депутатов парламента).

Изменение, дополнение и отмена особо жестких конституций требует кроме квалифицированного или особо квалифицированного большинства голосов депутатов парламента соблюдение дополнительных условий. Так, например, поправки к конституции США должны быть дополнительно ратифицированы законодательными органами 3/4 американских штатов. Учитывая, что в состав США в настоящее время входит 50 штатов, поправки к конституции, таким образом, должны быть одобрены в 38-ми штатах.

Ныне действующая Конституция РФ является конституцией в формальном смысле, т.е. она является писаным кодифицированным законодательным актом, обладающим высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов РФ, которые должны вытекать из Конституции и не противоречить ей.

По порядку принятия Конституция РФ является конституцией, принятой референдумом 12 декабря 1993 года. В истории России – это первая конституция в формальном смысле, принятая референдумом. Первая российская конституция – Основные государственные законы Российской Империи 1906 года – была октроированной. Советские конституции (1918, 1924, 1936, 1977 гг.) принимались высшими представительными органами законодательной власти. В 1918 г. была предпринята неудачная попытка принятия конституции Учредительным Собранием. Таким образом, в конституционной истории России были использованы все известные способы принятия конституции.

По способу изменения, дополнения и отмены Конституция РФ является особо жесткой.

Методы конституционно-правового регулирования – это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два диаметрально противоположных способа правового регулирования - императивный и диспозитивный. Императивный (авторитарный) метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для сторон общественных отношений правил поведения, исключающих свободу выбора поведения ими. Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений, свободой выбора поведения каждой из сторон. В зависимости от того какой из указанных методов по преимуществу используется той или иной отраслью права, все отрасли права делятся на отрасли публичного и частного права. В отраслях публичного права по преимуществу используется императивный метод правового регулирования, а в отраслях частного права – диспозитивный метод.

В конституционном праве используются оба метода правового регулирования. Диспозитивный метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими (например, избирательными правами), то есть имеет свободу выбора поведения. В то же время все остальные граждане, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. В остальном метод конституционно-правового регулирования является императивным. В целом конституционное право – это отрасль публичного права.

Особенность конституционного права заключается в том, что она является ведущей отраслью как среди отраслей публичного, так и частного права (например, гражданского права). Нормы всех других отраслей права вытекают из конституционных норм, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина, и не должны противоречить им.

2. Конституционно-правовые нормы и отношения, их особенности и виды.

 

 

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Нормы конституционного права содержат в себе свойства, характерные для любой правовой нормы, и специфические качества, определяемые принадлежностью к конституционному праву.

К общим свойствам относится прежде всего нормативность, то есть норма представляет собой правило, образец поведения лиц, выступающий в качестве социального регулятора общественных отношений через определение прав и обязанностей участников этих отношений.

Обобщенность (абстрактность) нормы означает, что она рассчитана на неоднократное применение к возникающим общественным отношениям и устанавливает правило поведения, которому должны следовать субъекты этих отношений.

Общеобязательность правовой нормы проявляется в необходимости подчинения ей всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

Формальная определенность правовой нормы означает, что нормы содержатся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

Своеобразие конституционно-правовых норм также выражается в нескольких признаках, характеризующих их особую юридическую природу:

1) круг общественных отношений - предмет регулирования конституционно-правовых норм;

2) источники, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, из которых особо необходимо выделить Конституцию - основной закон государства;

3) учредительный характер предписаний. Это специфический признак конституционно-правовых норм, выражающийся в том, что они закрепляют и оформляют основные общественно-политические институты и, прежде всего, регулируют собственно процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются многообразием своих видов, среди которых большое место занимают так называемые «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.

Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).

Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).

3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочимающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).

5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.

7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).

В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды. Возможны и дополнительные основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

Конституционно правовые отношения. Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интереси споры в науке конституционного права. В юридической науке, подправоотношениями понимаются также общественные отношения, которыеурегулированы нормами права. При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения. Юридические связи образуются между соответствующимисубъектами, как правило, с корреспондирующими другу правами иобязанностями. Можно дать следующее определение конституционно-правовых отношений.Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права,содержанием которых являются юридические связи между субъектами в формеправ и обязанностей, предусмотренных конкретными нормами. Особенности конституционно-правовых отношений по сравнению с другимивидами правоотношений выражаются в следующем:. Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права;. Конституционно-правовым отношениям свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правонарушений;. Конституционно-правовые отношения характеризуются значительным разнообразием, создающим многослойные юридические связи между субъектами, устанавливаемые в определенных случаях через цепь взаимосвязанных правоотношений.. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют независимо от права, независимо от юридической конституции.. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве. Также как и нормы конституционного права конституционно-правовыеотношения могут быть классифицированы. 1. В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений конституционно-правовые отношения разграничиваются на конкретные и общие правоотношения. В правовой системе наиболее распространены правоотношения, возникающиев результате реализации конкретных правовых норм – правил поведения. Вконституционном праве большинство конституционно-правовых норм такжепорождают соответствующие конкретные конституционно-правовые отношения. Вних четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности. Вместе с тем в конституционном праве, как уже отмечалось выше, имеютсяправовые нормы общего характера (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-декларации и т.д.). Их реализация не порождает конкретных правоотношений –возникает особый вид правоотношений общего характера. В такихправоотношениях субъекты не определены однозначно, не установленыконкретные права и обязанности. В виде правоотношений общего характера реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя РоссийскойФедерации. Так, принцип разделения властей реализуется через сложнуюсистему конкретных правоотношений, в которых субъектами являются органызаконодательной, исполнительной и судебной власти. Все эти конкретныеправоотношения производны от общего правоотношения, которое возникает наоснове данной нормы-принципа и как бы создает режим действия конкретныхсвязей. С таким общим правоотношением сообразуют свою деятельность всесубъекты, обязанные реализовать данный принцип. Оно лежит в основе ихправомочий, определяет в общей форме права и обязанности, компетенциюорганов государственной власти. Особым видом конституционно-правовых отношений являются правовыесостояния. Их особенность – четкая определенность субъектов правоотношений.Однако конкретное содержание взаимных прав и обязанностей, как правило,однозначно не определено, оно вытекает из установлений большого числадействующих конституционно-правовых норм. Конституционно-правовымиотношениями такого вида являются состояние в гражданстве, вхождениесубъектов Федерации в состав России. 2. С точки зрения времени функционирования конституционныхправоотношений их можно разделить на постоянные и временные. Периоддействия постоянных правоотношений не определен, однако при определенныхусловиях они могут прекратить свое существование. К примеру, смертьгражданина прекращает отношения гражданства. Временные правоотношениявозникают, как правило, в результате конкретных норм – правил поведения идействуют до того времени, пока определенные права и обязанности сохраняютсвою значимость. В частности, на механизме временных правоотношенийпостроена избирательная система. Отношения между избирателями и кандидатомв депутаты, между избирательными комиссиями и другими субъектамиизбирательных правоотношений действуют на период конкретных выборов. 3. Особенностью конституционного права является то, что оно вбирает всебя материальные и процессуальные нормы и соответственно при их реализацииобразуется два вида правоотношений: материальные и процессуальные. 4. В зависимости от вида норм выделяются также правоустановительные(содержащие права и обязанности) и правоохранительные отношения (связанныес правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовыхнормах). Право частной собственности охраняется законом – на основе этой нормывозникают правоохранительные конституционно-правовые отношения. Норма отом, что «признается и защищается частная собственность» (ч. 2 ст. 8Конституции РФ) порождает правоустановительные отношения. Возникновению конкретного конституционно-правового отношения на базеправовой нормы предшествует юридический факт. Юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собойвозникновение, изменение или прекращение одного или группы правоотношений. Юридические факты делятся на события и действия. Событие происходитнезависимо от воли субъекта, в то время как действие связано сволеизъявлением последнего. Например, событием является рождение гражданина, которое порождаетотношения гражданства. В свою очередь действия могут быть классифицированы на юридическиеакты и юридические поступки. Как правило, возникновение, функционирование и развитиеконституционных правоотношений происходит в результате целой системыюридических факторов. Так, правоотношению, содержанием которого являетсяреализация избирательного права гражданина, предшествует целая цепьюридических факторов: - принятие правовых актов о назначении выборов и об образовании избирательных округов, комиссий, участков; - составление списков избирателей; - включение в списки данного гражданина; - наступление срока, установленного для начала голосования. Получением избирательного бюллетеня правоотношение по реализации праваизбирать и быть избранным заканчивается. Субъекты конституционно-правовых отношений Российской Федерации. Особенностью конституционного права является наличие широкого кругасубъектов конституционно-правовых отношений. Среди них выделяются такиеспецифические субъекты как: - народ; - государство; - субъекты Федерации; - депутаты; - коренные малочисленные народы; - население; - муниципальное образование; - органы государственной власти; - органы местного самоуправления; - избирательные комиссии; - собрания избирателей и др. Народ России (российский народ) как общность граждан РоссийскойФедерации выступает субъектом конституционно-правовых отношений припроведении всероссийского референдума, выборов депутатов в ГосударственнуюДуму, выборов Президента РФ, а также реализации иных форм прямойдемократии, реализуемых на общероссийском уровне. Аналогичная общность, но только в пределах конкретной территорииРоссии, формируется на уровне субъекта Федерации (республики, края,области, автономного округа и т. д.). Народ субъекта Российской Федерацииобладает правами по реализации публичной власти в пределах прав конкретногогосударственно-территориального или национально-территориальногообразования Российской Федерации. Данный субъект конституционно-правовыхотношений реализует свой правовой статус на участие в референдуме, ввыборах в законодательные и исполнительные органы государственной власти, атакже в избрани высшего должностного лица конкретного субъекта РоссийскойФедерации. Еще одна категория народ, рассматриваемая в конституционном праве каксторона конституционно-правовых отношений, - коренные малочисленные народы. Согласно ст. 69 Конституции РФ государство гарантирует права коренныхмалочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормамимеждународного права и международными договорами Российской Федерации. Сэтой целью в России принимаются законы и иные нормативные акты,определяющие и обеспечивающие права данной общности. Особым субъектом конституционно-правовых отношений являетсягосударство – Российская Федерация. Ее конституционно-правовой статусопределяется прежде всего Конституцией РФ, в которой закрепляются основныесвойства государственного суверенитета Российской Федерации, еевнутригосударственный и международно-правовой статус. К участникам конституционно-правовых отношений относятся такжесубъекты Российской Федерации: - республики; - края; - города федерального значения; - автономная область; - атомные округа; Основы конституционно-правового статуса составных частей Федерацииопределяются Конституцией РФ и конституциями (уставами) субъектов РФ. Сторонами конституционно-правовых отношений являются также: - муниципальные образования; - органы государственной власти; - органы местного самоуправления; - население местного самоуправления; - этнические группы; - политические партии и другие общественные объединения граждан; - собрания граждан; - собрания избирателей; - граждане Российской Федерации; - иностранные граждане; - лица без гражданства и др. Определяющий критерий для идентификации субъекта конституционно-правовых отношений заключается в установлении того факта, регулируется лиего статус нормами конституционного права или нет. В некоторых странах государствоведы относят к субъектамконституционного права и такую общность, как нация. В этатическом смысленация, рассматриваемая, например, во Франции, как субъект конституционногоправа, есть, по сути, народ (общность граждан) в рамках конкретногогосударства. В этническом смысле нация – скорее субъект международногоправа. Как субъект конституционно-правовых (государственно-правовых)отношений нация в этническом смысле рассматривалась, как таковая в периодсуществования СССР. Нация определялась как общность, олицетворяющаятитульную национальность союзной республики. В соответствии сконституционной доктриной Союза ССР советские союзные республики наделялисьправом выхода из СССР. Эта правовая возможность рассматривалась как правоконкретной нации (украинцев белорусов, армян, грузин и т.д.) насамоопределение. В современном российском конституционном праве в связи с отказом отконфедеративного типа отношений между Федерацией и национально-территориальными образованиями-республиками в составе России нация вэтническом смысле уже не может рассматривать в качестве субъектаконституционно-правовых отношений. В Российском обществе за последние годы произошли значительныеизменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической идр.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потерялисвоей значимости. Их можно только дополнять. Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многихполитических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения,основные права и свободы человека и др. рассматриваемые правовые отношенияимеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевыхправоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаевпредопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяетпонять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинствоиз них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, этаиндивидуализация связи между субъектами права выражается в определеннойвсеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношенийпровозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная ихгруппа. Содержание конституционных правоотношений является социальноеповедение субъектов в конституционном праве, круг которых специфичен иширок. Субъектами российского конституционного права являются возможныеучастники общественных отношений, наделенные правоспособностью икомпетенцией, в силу чего они приобретают основание реализовать вконституционно-правовых отношениях свои возможности. Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, товозникает необходимость объединения их в следующие группы: 1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этническиеобщности (народности). Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовыхотношений обусловлена, прежде всего, тем, что он является носителемсуверенитета и единственным источником власти в России (ст.3 КонституцииРФ) Права образовывать представительные органы государственной власти,участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путем референдумаотносятся к исключительному ведению народа. Нации, этнические общностимогут вступать между собой в конституционно-правовые отношения, как междусобой, так и с органам государственной власти по поводу национальнойгосударственности, по иным вопросам, затрагивающим их 2. Государство – Российская Федерация; субъекты в составе РоссийскойФедерации (республики, края, области, города федерального значения,автономные округа). В общественных отношениях, регулируемых нормами конституционногоправа, государству принадлежит особая роль. Оно выступает в качестверегулятора общественных отношений, прежде всего как носительправотворческой власти. Указанные субъекты могут участвовать вконституционно-правовых отношениях непосредственно или черезгосударственные органы, выступающие от их имени. Примером таких отношенийявляется Федеративный договор от 31 марта 1992 года о разграничениипредметов ведения и полномочий между федеральными органами государственнойвласти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.Конституционные правоотношения также возможны между республиками, междуавтономиями, республиками и автономной областью и автономными округами ит.д. 3. Административно-территориальные единицы (районы, города, районы вгородах, поселки). Административно-территориальная единицы, это не только географическое,но и политическое образование, основу которого составляет население. Именнонаселение, формируя органы местного самоуправления, придаетадминистративно-территориальной единице черты политического образования,выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом прававыступают избирательные округа. Через них реализуются право избирателейпредставительствовать в органах государственной власти. 4. Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются: - Федеральное Собрание; - Правительство; - Конституционный Суд; - Высший Арбитражный Суд; - Городская Дума; - Местная администрация и др. Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенциюмежду различными органами власти. Обладая правом на осуществлениегосударственной власти и местного самоуправления, они наделены определеннойкомпетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (изданиезаконов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов ит.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носителивластных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда какравноправные участники договорных отношений. 5. Должностные лица. Субъектами конституционного права являются: - Президент РФ; - Председатели палат парламента - Федерального Собрания; - Председатель Правительства РФ; - Председатель конституционного Суда РФ; - Генеральный Прокурор и др. Президент Российской Федерации является главой государства. Обладаяширокими представительскими, правотворческими, управленческимиполномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством,республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения,которые основываются на конституционных нормах, приобретают формуконституционно-правовых. В некоторых из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица. 6. К субъектам конституционных правоотношений со специальнойправоспособностью относятся избиратели и депутаты (различныхпредставительных органов). Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборовпредставителей народа в различные законодательные (представительные) органывласти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание,Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе техорганов государственной власти, в состав которых они избраны, в решениивопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемыхими и т.д. 7. Политические партии, иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все болееактивную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательныхкомпаниях выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборныемероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, в местномсамоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан. 8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица безгражданства. Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях,осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности. Широкойправоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следуетотметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо отпола, расы, национальности, языка и других признаков. Иностранные гражданеи лица без гражданства могут быть, кроме того, субъектами конкретныхконституционно-правовых отношений в связи с приобретением российскогогражданства, получением политического убежища. Такова система субъектов конституционного права России, которые,участвуя в конституционно-правового отношения – это субъектконституционного права, вступивший в конкретное правоотношение, а субъектконституционного права – это возможный участник такого правоотношения.Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектовконституционных правоотношений с объектами. В общей теории права подобъектом правоотношения понимается то, на что направлены субъективные праваи юридические обязанности субъектов, т.е. то, по поводу чего возникаютправоотношения. В конституционном праве Российской Федерации выделяются следующиеобъекты конституционно-правовых отношений: - Государственная территория. В Конституции Российской Федерации имеется норма, согласно которойграницы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с ихвзаимного согласия (ч.3 ст.67). На основе этой нормы возникаютконституционно-правовые отношения, связанные с частью государственнойтерритории России. Предметы материального мира (материальные ценности).Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных формсобственности (ст.8, 9, 34, 35 Конституции РФ) и право соответствующихсубъектов пользоваться такими объектами. На основе этих норм могутвозникать конституционно-правовые отношения. Личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство).Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объекты: - каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.21); - достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др. На основе ст.98 Конституции РФ и федерального закона «О статуседепутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации», устанавливающих депутатскуюнеприкосновенность, могут возникать соответствующие конституционно-правовыеотношения, связанные с охраной чести депутата. Поведение и результатыповедения субъектов конституционных правоотношений. Например, действиядепутата Государственной Думы, внесшего законопроект в данную палатупарламента, являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношенийпо поводу законопроекта. Подписание Президентом РФ указа,несоответствующего Конституции РФ, составляет объект (результат поведения)конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указаКонституционным Судом Российской Федерации. Конституционные отношения разнообразны по содержанию, структуре,связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды.В общей теории права отраслевой юридической литературе предложено несколькотаких оснований, которые характерны и для конституционного права.Ограничимся только их напоминанием. Это: регулятивные и охранительные,абсолютные и относительные, общие и конкретные. Исходя из критерия времени, конституционно-правовые отношенияподразделяются на постоянные, например, нахождение субъектов РоссийскойФедерации в ее составе; периодически повторяющиеся, например, формированиеСовета Федерации Федерального Собрания России, в состав которого входят подва представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Возможнывременные конституционно-правовые отношения. Они прекращаются с достижениемтого результата, ради которого возможны, например, формирование окружных иучастковых избирательных комиссий в период избирательной компании и др. Юридическое содержание конституционного правоотношения представляетединство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние наповедение участников этого отношения, и выражается главным образом в строгоопределенной всеобщности прав и обязанностей, в том, что все субъектыявляются носителями данных субъективных прав и обязанностей. В конкретныхконституционных правоотношениях субъективное право представлено уже вобычном виде – это допустимая и гарантируемая Конституцией возможностьопределенного поведения субъекта, наделенного этим правом. Субъективнаяобязанность выступает как установленная конституционными нормаминеобходимость действий субъекта, на которое данная обязанность возложена.Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляетсячерез правовой статус их частников. Так, Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статусчеловека и гражданина, определяет их основные права, свободы и обязанности. Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны.Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов,другие определенного вида субъектов, третьи конкретного адресата. Динамикаконституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами, которыекак бы вводят субъективные права и обязанности в действие. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, скоторыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращениеправоотношений. Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в болееточно фиксированных юридических фактах. В зависимости от характера связи синдивидуальной волей лиц они делятся на события и действия. Событиям – этофакты, происхождение которых не связано с волей участников правоотношений.Например, смерть депутата – событие, которое влечет прекращениеконституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями. Рождениеребенка, признаваемого гражданином Российской Федерации, влечетвозникновение отношений, связанных с гражданством. Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия:правомерные – аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающиепроцесс их целеустремленной деятельность, поддерживаемые и стимулируемыеКонституцией, и неправомерные – нарушающие конституционные предписания.Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает врезультате правомерных действий – юридических фактов и поступков. С изданием юридических актов связано возникновение большинстваконституционных правоотношений, участниками которых являются органыгосударства. Аналогичные свойства приобретают должным образом оформленныерезультаты выборов, референдума. Качествами юридического поступка, наряду сдействиями граждан, обладают – инициатива, предложения государственныхорганов и общественных объединений, запрос депутата и т.д.

 

 

Каждая отрасль права имеет свои специфические источники, то есть внешние формы выражения правовых норм. В общей теории права различают следующие основные источники права: правовые обычаи, судебные прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативные договоры (международные и внутригосударственные). По признаку превалирования того или иного источника права различают различные правовые системы.

В странах христианской цивилизации действуют две правовые системы: англосаксонская и романо-германская (континентальная).

Судебный прецедент, то есть решение суда по конкретному рассмотренному делу, обязательное для всех последующих решений по аналогичным делам, играет значительную роль в англосаксонской правовой системе (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия). Большое значение в странах этой правовой системы имеют правовые обычаи, то есть правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения их людьми и превратившиеся в устойчивые правовые нормы. Нормативно-правовые акты в этих странах играют меньшую роль.

В странах романо-германской (континентальной) правовой системы, наоборот, решающее значение имеют нормативно-правовые акты. Правовые обычаи используются редко и, в основном, в сфере частного права. Решения судов источниками права обычно не признаются, за судами признается лишь право толкования нормативно-правовых актов. К этим странам относятся страны континентальной Европы (то есть без Великобритании), в том числе и Россия.

Вышеуказанное соотношение источников права в различных правовых системах в полной мере относится и к конституционному праву. Например, конституция Великобритании является конституцией в материальном смысле и представляет собой совокупность судебных прецедентов, правовых обычаев и нормативно-правовых актов, вследствие чего признается неписаной (частично писаной). В конституционном праве стран романо-германской (континентальной) правовой системы, напротив, основным и практически единственным источником являются нормативно-правовые акты, подразделяющиеся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативно-правовые акты. Они же и являются источниками конституционного права России.

Среди законов различаются конституции в формальном смысле и иные законы, среди которых в ряде стран выделяются конституционные, органические, обычные законы.

Ведущим источником конституционного права России является Конституция РФ, принятая референдумом (всенародным голосованием) 12 декабря 1993 года. Это не первая конституция в формальном смысле в истории России, но принципиально отличающаяся от всех прежних конституций (подробнее об этом – в лекции 2).

На втором месте среди источников конституционного права России стоят федеральные конституционные законы (ФКЗ). Следует заметить, что в конституционном праве зарубежных стран обычно различают понятия «конституционный закон» и «органический закон». Конституционный закон - это закон, вносящий изменения и дополнения в конституцию, а органические законы - это законы, которые принимаются по вопросам, прямо предусмотренным конституцией. Часто понятие «конституционный закон» и «органический закон» отождествляются. В РФ федеральные конституционные законы – это законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным конституцией, то есть на самом деле - это органические законы.

В соответствии со ст. 108 Конституции РФ ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (особо квалифицированным большинством голосов) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (квалифицированным большинством голосов). Совет Федерации и Государственная Дума при этом являются палатами российского парламента – Федерального собрания. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию и он не имеет право отклонить его (не имеет право «вето»).

В настоящее время в РФ принято и действует тринадцать ФКЗ:

1. ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 г[1]. –(ч.3 ст. 128)

2. ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г.- (п.»в» ст.84)

3. ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» от 28 апреля 1995 г.- (ч.3 ст. 128)

4. ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. – (ч.3 ст.118)

5. ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 – (п.»д» ст. 103)

6. ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г. – (ч.2 ст.114)

7. ФКЗ «О военных судах РФ» от 23 июня 1999 г. – (ч.3 ст. 128)

8. ФКЗ «О гербе РФ» от 29 декабря 2000 г.- (ч.1 ст.70)

9. ФКЗ «О флаге РФ» от 29 декабря 2000 г.- (ч.1 ст.70)

10. ФКЗ «О гимне РФ» от 29 декабря 2000 г.- (ч.1 ст.70)

11. ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г.- (ч.2 ст. 56)

12. ФКЗ «О порядке принятия в и образования в ее составе нового субъекта» от 17 декабря 2001 г.- (ч.2 ст.65)

13. ФКЗ «О военном положении» от 20 января 2002 г. – (ч.3 ст.87)

Должны быть приняты и другие ФКЗ: об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ, что предусмотрено ч. 5 ст. 66 Конституции РФ; о созыве Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135 Конституции РФ).

Источниками конституционного права России являются также и обычные законы, которые называются федеральными законами (ФЗ). Они, в отличие от ФКЗ, принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и подлежат одобрению таким же большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ). Президент РФ обладает правом «вето» в отношении ФЗ, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации.

Некоторые ФЗ, также как и ФКЗ, принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией РФ и в таком случае они безусловно являются источниками конституционного права России, поскольку дополняют и развивают положения Конституции РФ. Таковыми являются, например, ФЗ «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 года, ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» от 24 июня 1999 года с последующими изменениями и дополнениями, ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ» от 5 августа 2000 года и многие другие.

Силу ФЗ имеют некоторые законы, принятые еще до вступления в действие Конституции РФ, и являющиеся источниками конституционного права России. Они, в отличие от ФЗ, называются Законами РФ. Таковым является, например, Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 года.

Среди подзаконных нормативно-правовых актов большое значение имеют указы Президента РФ. В свое время решающую роль в становлении новой российской государственности сыграл Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в РФ» от 21 сентября 1993 года. В последнее время указами Президента РФ стала регулироваться деятельность вновь введенного института полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе (Указ от 18 мая 2000 года), Государственного совета (Указ от 1 сентября 2000 года). Указами Президента РФ вводятся изменения в ст. 65 Конституции, в которой перечислены субъекты РФ в случае изменения наименования субъекта.

Источниками конституционного права России являются также и акты палат Федерального Собрания РФ – Совета Федерации и Государственной Думы – постановления, принимаемые по вопросам их компетенции и регламенты, устанавливающие внутренне устройство и порядок деятельности палат.

Нормативные договоры (международные и внутригосударственные) также играют значительную роль в конституционно-правовом регулировании.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, а если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Особое значение в современной правовой системе России имеют внутригосударственные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Например, Договор РФ и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан» от 15 февраля 1994 года; Договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга» от 13 июня 1996 года многие другие подобные договоры.

Как уже отмечалось, в романо-германской (континентальной) правовой системе, судебные решения не признаются источниками права, за ними лишь признается право толкования (разъяснения) нормативно-правовых актов. В России правом официального токования Конституции РФ наделен Конституционный Суд РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 125 Конституции РФ он дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Только в период с 1995 по 2000 год Конституционный Суд РФ принял одиннадцать постановлений о толковании отдельных положений Конституции РФ. В частности, это постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании ст. 136 Конституции РФ от 31 октября 1995 года, постановление Конституционного Суда РФ «По делу о толковании положений #M12293 1 9004937 1265885411 26767 776601756 2697443001 2483551668 4206945816 2572370826 1265885411статей 91#S и #M12293 0 9004937 1265885411 26768 77 776601756 2697443001 2483551668 3168884832 692 (часть 2) Конституции РФ#S о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» от 11 июля 2000 г. и другие.

Кроме вышеназванных источников существуют так же: Декларации (Декларация о государственном суверините РСФСР от 12 июня 1990 года), Декларация о языках народов России (25 октября 1990 года); Акты органов местного самоуправления (если эти акты регулируют отношения в сфере конституционного права (например, расширяют права и свободы или усиливают их гарантии), то они должны признаваться его источником.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.