Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогический процесс как система




Тема 3. Педагогический процесс

V. Укажите термин

 

1. … - это личностные новообразования, новые психические качества или их новый уровень, это результат усложняющейся деятельности человека, в процессе которой он вступает в новые для себя отношения, накапливает опыт, формирует мотивы.

2. … - этопроцесс постоянного образования-самообразования, обучения-самообучения, воспитания-самовоспитания человека в течение всей его жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

3. … – это документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с законодательством РФ для осуществления определенной деятельности по оказанию услуг.

4. … – это процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения.

5. … – основная форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью.

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств учащихся. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс», однако исследования Ю.К. Бабанского, П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича и др. показали, что это понятие суженое, неполное, оно не отражает всей сложности процесса и, прежде всего, его главных отличительных черт - целостности и общности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет сущность педагогического процесса. В остальном же, термины «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс», «учебный процесс» совпадают.

Педагогический процесс имеет следующую структуру: Цель – Принципы – Содержание – Методы – Формы. Цели, принципы, содержание образования кратко рассматривались в данном пособии. Методы и средства обучения, формы организации педагогического процесса будут конкретизированы в следующих параграфах.

Рассмотрим компоненты педагогического процесса. Педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и учащихся, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты - целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Целевой компонент включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности. Содержательный компонент отражает смысл, включаемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление персоналом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент называется организационным или организационно-управленческuм. Результативный компонент педагогического процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Какие же цели реализуются в педагогическом процессе? Педагогическая цель - предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса. Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить: нормативные государственные цели – наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах и образовательных стандартах.

Общественные цели – цели различных слоев населения, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. К таким целям, например, можно отнести цели работодателя. Эти запросы учитывают педагоги, создавая различные виды специализаций.

Инициативные цели – непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации, с учетом уровня подготовленности педагогов, уровня развития учащихся. Педагог может ставить организационные цели, например, использовать самоуправлении в организации учебной деятельности учащихся, методические цели – внедрить новые формы организации учебного процесса.

Каждая цель имеет свой предмет, т.е. то, что предполагается развить у обучаемого: 1) группа А – цели формирования знаний, навыков, умений; 2) группа В – цели формирования отношений к обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т.д.; 3) группа С – цели формирования творческой деятельности, развитие интересов, способностей у учащихся.

Педагогический процесс - это процесс трудовой, в нем, так же как и в других трудовых процессах выделяют объекты средства, продукты труда. Объект деятельности педагога развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов. Средства (орудия труда) в педагогическом процессе также очень специфичны. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить учащихся, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния. Продукт педагогического труда - воспитанный, подготовленный к жизни человек.

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней.

Педагогический процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, общность, единство - главные его характеристики, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

Педагогический процесс имеет и свои закономерности: закономерность динамики педагогического процесса, закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе, закономерность управления учебно-воспитательным процессом и др.

Педагогический процесс имеет циклический характер. Главными его этапами можно назвать подготовительный, основной, заключительный. На подготовительном этапе решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирования развития процесса. Основной этап включает в себя постановку и разъяснение целей и задач предстоящей учебной деятельности; взаимодействие педагогов учеников; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности обучаемых; обеспечение контроля и обратной связи как основы качественного управления процессом.

Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов (заключительный этап).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.