Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и методические системы обучения




Метод обучения - система целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения.

В истории педагогики сложились разные классификации методов обучения. ИЯ. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить 5 методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает: объяснительно-­иллюстрированный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический), исследовательский метод.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения разделил на 3 большие группы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно­-познавательной деятельности.

В классификации методов М.Д. Даниловой и ЕЛ. Есиковой в качестве общего критерия выступают этапы, через которые проходит процесс обучения: методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений, навыков.

Метод реализуется совокупностью приемов. Прием - конкретный способ организации деятельности обучаемых, учебных действий ученика или студента.

Универсального метода, поиск которого неоднократно осуществлялся на протяжении развития педагогики, не существует. Практика убеждает невозможность решения многообразных задач обучения на основе одного метода.

Выделяют несколько путей, приводящих к педагогически обоснованному выбору методов и приемов, например, объединение методов в большие группы по заранее выбранным критериям, о чем вы можете прочитать в любом учебнике по педагогике. Второй способ конструирования методики обучения заключается не в изолированном выборе методов обучения, а в выборе методической системы в целом.

В методической системе методы выступают способами реализации целей и содержания, воплощением психологических механизмов обучения и учения. Преимущество ориентации на методические системы заключается в том, что открывается возможность упростить процедуру выбора и сделать ее более целостной, гармоничной, а не пошаговой, линейной, когда вначале определяются цели, затем отбор содержания, методов, приемов.

В настоящее время к основным системам обучения относят: сообщающее (объяснительно-иллюстрационное), проблемно-поисковое, программированное.

Система сообщающего (объяснительно-иллюстративного) обучения является наиболее традиционной. Ее цель - обогащение личности обучаемого знанием передаваемых в готовом виде фактов, законов, оценок, методов и приемов деятельности в типичных ситуациях.

Сообщающее обучение позволяет передать большой объем знаний путем отбора наиболее характерных фактов, типичных и рациональных правил и образцов, облегчает учащимся понимание сложного учебного материала, экономит учебное время. В эту систему обучения органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности, однако преподнесение знаний в «готовом» виде рассчитано на некоего усредненного ученика. Обратная связь (от ученика к учителю) осуществляется эпизодично: в период опроса, выполнения упражнений, контрольных заданий, что затрудняет оперативное управление учебной деятельностью.

При проблемно-поисковом обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск. Процесс учения, учебная деятельность отражается в понятиях: «проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», «средства решения», «эксперимент», «результаты поиска».

Достоинства проблемно-поискового обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческую активность и самостоятельность учащихся. Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала (материал должен допускать неоднозначные оценки, подходы, толкования), неподготовленности учащихся, недостаточной квалификации учителя; требует больших затрат во времени по сравнению с другими типами обучения, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

Система программированного обучения тесно связана с идеями кибернетики - науки об оптимально организованном процессе управления деятельностью. Главное понятие программированного обучения - обучающая программа – совокупность материала и предписаний работы с ним.

Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны педагога (компьютера и других технических средств и аудио-, видеотехники учащемуся и получения обратной связи, т.е. информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).

Достоинства такой системы обучения: каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе, при неправильном ответе он своевременно получает помощь и дополнительные разъяснения; результаты всех контрольных заданий фиксируются, становятся известными и обучаемому, и педагогу; педагог выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении.

Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий, например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули: целевой, информационный, методический, контрольный, что способствует большей доли самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Рассмотренные выше основные типы современного обучения в реальных условиях используются не в чистом виде, а в определенных комбинациях, дополняя друг друга. При этом какая-то система обучения остается доминирующей, а остальные дополняют и обогащают ее. Выбор доминирующий методической системы требует учета ряда факторов: ведущих целей обучения и воспитания, характера учебного материала, уровня подготовленности, степени интереса учащихся к изучаемому, а также лимита времени, наличия оборудования и дидактических средств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.