Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формальная и неформальная организации. В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (офици­альной) структурой взаимоотношений существуют и неформаль­ные (неофициальные) отношения между членами




В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (офици­альной) структурой взаимоотношений существуют и неформаль­ные (неофициальные) отношения между членами коллектива. Если официальные отношения регламентируются соответствующими ин­струментами, приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем. В связи с этим следует иметь в виду, что процесс управления относится к созданию и функциони­рованию формальной организации. Однако надо знать, что внутри всякой формальной организации есть и неформальные организа­ции, которые в определенной мере влияют на ее политику. Это связано с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам.

Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными. Первейшей их фун­кцией является выполнение конкретных задач и достижение це­лей организации. Отношения между людьми регулируются раз­личными нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.

Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регуляр­ное взаимодействие для достижения определенных целей (цели), при­знается неформальной группой (организацией). Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и инте­ресов.

Несанкционированное установление производственных норм — это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем для некоторых организаций неофициальные группы являются благом, так как они могут работать более усердно, чем это уста­новлено нормами. Таким образом, неформальная группа может работать на то, чтобы продвигать вперед или тормозить разви­тие организации. Задача менеджера состоит в том, чтобы миними­зировать влияние этих групп и направлять их власть в нужное русло.

Влияние неформальных отношений можно контролировать, но, чтобы этого добиться, менеджер должен иметь четкое пред­ставление о том, как и почему функционирует такая организа­ция.

Таким образом, неформальная группа может работать на вас или против вас. Как заставить ее работать на вас?

Д ля этого необходимо выполнить следующие условия:

менеджер должен согласиться с тем фактом, что неформальная организация существует;

нужно попытаться понять, насколько неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь своих целей;

надо выявить неформальных лидеров и попробовать управлять ими;

необходимо попытаться объединить цели неформальной и фор­мальной организаций;

менеджер должен согласиться с тем, что независимо от того, что он делает, неформальные организации продолжают существовать. Причины, побуждающие людей вступать в неформальные от­ношения, можно сгруппировать следующим образом:

чувство принадлежности. Удовлетворение потребности в чув­стве принадлежности — одна из самых сильных наших эмоцио­нальных потребностей. Поскольку большинство формальных организаций сознательно лишает людей возможности социальных контактов, они вынуждены обращаться к неформальным орга­низациям, чтобы эти контакты обрести;

взаимопомощь. Естественно, можно обратиться за помощью к своему формальному начальнику. Однако одни считают, что на­чальник может плохо о них подумать (здесь срабатывает прин­цип «не создавай проблемы начальству»), другие боятся крити­ки и т.п. В этих и других случаях люди часто предпочитают прибегать к помощи своих коллег;

защита. Люди всегда знали, что сила — в единстве, поэтому важной причиной вступления в неформальную организацию яв­ляется осознанная потребность в защите;

общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них. По­скольку во многих формальных организациях система внутрен­них контактов довольно слаба, а иногда руководство намеренно скрывает от своих подчиненных определенную информацию (слу­хи), доступ к неформальному получению такой информации воз­можен только в неформальной организации;

симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным груп­пам — просто для того, чтобы быть ближе к тому, кто им симпа­тичен.

Неформальные группы одновременно могут быть и похожи, и непохожи на формальные структуры. В связи с этим необходимо выделить признаки, характеризующие эти группы:

социальный контроль. Неформальные организации осуществля­ют за своими членами социальный контроль. Речь идет об уста­новлении и укреплении норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти нормы, ждет отчуждение. Менеджеру в этой связи следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной груп­пой, может положительно влиять на достижение целей формаль­ной организации;

сопротивление переменам. В неформальных организациях все­гда наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частич- но это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу их дальнейшему существованию;

неформальные лидеры. У неформальных организаций, как и у формальных, есть свои лидеры. Однако лидер формальной орга­низации имеет поддержку в виде делегированных ему офици­альных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области, а опора неформального лидера — при­знание его группой. Сфера влияния неформального лидера мо­жет выходить даже за административные рамки формальной орга­низации. Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддержива­ет и укрепляет ее существование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.