Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели развития межличностной конфликтной ситуации




Психологические ориентации участников конфликта (установки участников).

Опыт разрешения разногласий(если опыт конструктивный, то формируется уверенность в преодолении противоречий).

Поведение другой стороны.

Регулятора конфликтного взаимодействия.

Оценка ситуации:

1) Субъективные факторы.

2) Объективная детерминанты.

1. Ситуационный контекст взаимодействия, т.е. общий характер отношений сторон (взаимные интересы и соперничество). Соперники обычно имеют краткосрочную ориентацию (озабочены выгодами в данной ситуации, чем отношениями в дальнейшем). В кооперативном контексте участники имеют долгосрочную ориентацию и ориентированы не только на достижение цели, но и поддержание хороших отношений.

Факторы:

1.1. ужесточающие факторы (общий эмоциональный фон отношения).

1.2. Жесткость структуры, в которой протекает конфликт (если в семье четко определены нормы и роли, то при столкновении с противоречиями сложно разрешить конфликт).

1.3. Наличие 3-х лиц (н-р, отношение родителей к браку, в конфликте между супругами).

2.1. когнитивная ориентация (комплексы представлений, ожиданий, которые помогают человеку ориентироваться в ситуации; «мы за» или «мы против»; взаимодействие сторон: либо «мы вместе выиграем» либо «вместе проиграем»).

2.2. мотивационные ориентации (наделяют пространство позитивной или негативной валентностью; в кооперативных отношениях человек склонен воспринимать другого позитивно, иметь доверительные установки по отношению к другому, быть открытым, ответственным за другого и ожидать подобных установок от другого; в конкурентной ситуации характерна тенденция воспринимать другого негативно; характерны подозрительные, враждебные установки по отношению к другому; психологическая закрытость, тенденция быть агрессивным, но подобное не ожидается от противоположной стороны).

2.3. моральные ориентации – категория справедливости (в кооперативных ситуациях - тенденция к принятию равенства и взаимоуважение; в конкурентных ситуациях моральные ориентации могут включать обязательства по соблюдению правил либо борьба ведется без правил, когда все средства хороши).

Социально – психологические регуляторы более значимы, чем психологические.

3. Социально – персептивные регуляторы. Важной характеристикой является адекватность отражения ситуации. Образ конфликта включает:

1) образ конфликтной ситуации;

2) представления участников о себе;

3) представления о противостоящей стороне (как правило являются пристрастными);

4) представления о среде.

Свое поведение в конфликте объясняется особенностями ситуации, а поведение другого человека – используется личностная атрибуция (он сам сделал такой выбор).

4. Нормативные регуляторы – это ценностно – нормативные характеристики участников конфликта и социальной среды, в которой конфликт произошел. Данный аспект проявляется в 3-х отношениях:

1) стремление участников конфликта к нормативному обоснованию своих позиций и действия;

2) существование правил конфликтного взаимодействия4

3) существование культурных и этических норм конфликтного взаимодействия.

В осуществлении правил конфликтного взаимодействия существует:

1) система ложного согласия: «Мое поведение нормативное, т.к. все так делают, а поведение другого – ненормальное» - проявляется 2-й стандарт конфликта (приписывание разного смысла одним и тем же действиям).

2) Критерии справедливости/несправедливости (в каждом обществе разные). Несправедливость связана с процедурами принятия решения (то, как оно принимается).

3) Правила взаимодействия в конфликтной ситуации – это система представлений участников конфликта о правильном поведении, которое определяет логику развития конфликтного взаимодействия (конфликтной ситуации).

4) Культурные нормы взаимодействия в конфликте (в каждой культуре свои нормы; пр. обычай «кровная месть» - участниками конфликта становятся большие семьи => восприятие не отдельного человека, а всей семья).

М. Мид выделил 3 типа культур:

А) сотрудничающая; человек чувствует себя защищенным, как член группы;

Б) соперничающая; человек чувствует себя защищенным, если он добился превосходства над другими;

В) индивидуализирующая.

5) Этические нормы взаимодействия в конфликте – проблема этических норм возникает когда одной из сторон нарушаются нормативные регуляторы, т.е. поведение сторон не соответствует правилам поведения в конфликте + человек пытается оправдать и узаконить свое положение.

Важная роль принадлежит установке, которая связана с ситуационным поводом, к которому относятся:

· характер ситуации;

· условия протекания конфликта;

· опыт отношения сторон.

Характеристики прежнего опыта Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешного преодоления Опыт непреодоления разногласий и недоговоренности Опыт непреодоленных разногласий и негативного эмоционального взаимодействия
Отношение к новой ситуации Уверенность в возможности договориться; стремление к поиску взаимопонимания Отсутствие уверенности в возможности договориться; поиск формального выхода из ситуации Нежелание договориться; актуализация негативных чувств
Параметры взаимодействия:      
1. цель 2. неформальные компоненты в общении 3. восприятие противостоящей стороны 4. средства воздействия     5. тип взаимодействия Договориться Позитивные   Партнер   Использование неформальных компонентов (убеждение, аргументация, попытка договориться)   Сотрудничество (сохранение отношений) Решение проблемы Формализованное общение   Оппонент   Использование формальных компонентов; апелляция к формальному порядку     Кооперация Победить Негативные   Противник   Использование средств борьбы (силовой давление, эмоциональные удары, ловушки) Конкуренция  
Исход конфликта Конструктивное разрешение Неопределенный исход Деструктивный исход

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.